ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Разделы (темы) дисциплины Уроки Количество

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента 203 часа  
Аудиторные занятия 156 часов  
Самостоятельная работа   47 часов  
Форма итогового контроля   Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п   Разделы (темы) дисциплины Уроки
Количество часов
Русский язык как наука
Фонетика, графика. Написания, подчиняющиеся фонетическому принципу орфографии
Лексическая система современного русского языка
Фразеология
Словообразование
Морфология как грамматическое учение о слове
Имя существительное Правописание имени существительного  
Имя прилагательное Правописание имени прилагательного  
Имя числительное Правописание имени числительного.
Местоимение Правописание местоимений
Глагол Правописание глаголов
Причастие Правописание причастий
Деепричастие Правописание деепричастий
Наречие Правописание наречий
Служебные части речи, их правописание
Синтаксис и пунктуация Понятие о словосочетании
Простое предложение Знаки препинания в простом предложении  
Сложное предложение Знаки препинания в сложном предложении
Способы передачи чужой речи
Орфография
Обобщающее повторение
В С Е Г О

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Русский язык как наука

Студент должен знать:

- основные единицы, уровни, разделы и функции языка;

уметь:

- рассказывать о языке, мышлении и речи;

- рассказывать о русском языке как одном из мировых языков;

иметь представление:

- о роли и значении русского языка в современном мире;

- об основных теориях возникновения языка;

- о деятельности основных ученых-русистов.

Основные задачи курса, взаимосвязь с другими изучаемыми курсами. Язык как особая система знаков; ее место среди других знаковых систем. Первичное понятие о семиотике. Языки естественные и искусственные.

Значение языка, мышления и речи в общественной деятельности человека. Основные теории возникновения языка. Язык как система. Основные уровни и разделы русского языка. Взаимосвязь и взаимодействие основных уровней и единиц языка.

Язык, культура и история народа. Основные периоды в истории русского языка: русский язык как часть индоевропейской системы; период выделения восточных славян из общеславянского единства; период возникновения языка великорусской народности в XV – XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: русский язык как национальный язык русского народа; русский язык как язык межнационального общения народов России; русский язык как один из важнейших мировых языков. Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других народов России. Роль языка в формировании личности и национального характера, в преодолении возможных конфликтов культур.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, репрезентативную, экспрессивная, апеллятивная, фатическая, кумулятивная; их сущность.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Язык как развивающаяся, живая система. Проблемы экологии языка.

Выдающиеся ученые-русисты (М.В. Ломоносов, В.И. Даль, И.И. Срезневский, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, С.П. Обнорский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.). Основные направления развития современной русистики.

Современные словари, справочники, пособия по русскому языку.

Значение и роль русского языка в профессии юриста.

Тема 2. Фонетика, графика.Написания, подчиняющиеся фонетическому принципу орфографии

Студент должен знать:

- содержание разделов «Фонетика» и «Графика», основные единицы разделов;

уметь:

- различать звуки речи, классифицировать их;

- делить слова на слоги с учетом принципа возрастающей звучности;

- выполнять транскрипционную запись слова;

- выполнять фонетический разбор;

иметь представление:

- о возникновении письменной речи, ее различных видах;

- об истории русской азбуки.

Фонетика, ее предмет и задачи. Основные единицы фонетики: звуки, ударение, слоги. Понятие о фонеме. Оппозиция звуков русского языка, их деление на звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Отличие звуковой системы русского языка от других языков (отсутствие носовых, гортанных, щелкающих звуков и.т.д.). Соотношение гласных и согласных звуков в русском и других языках. Исторические изменения звуковой системы русского языка. Территориальные отличия звуковой системы современного русского языка. Смыслоразличительная функция звуков речи в русском языке. Первичное понятие о фоносемантике. Фоносемантический ореол слова. Понятие фонетической транскрипции.

Русское словесное ударение, его особенности: подвижность, разноместность, вариативность и т.д. Закрепленность ударения на определенных слогах в других языках. Историческая изменчивость ударений. Звучащая речь родного края.

Понятие фонетической позиции и позиционной мены гласных и согласных звуков.

Слог как основная звуковая единица русского языка, особенности слогоделения. Закон возрастающей звучности.

Интонационный рисунок русской звучащей речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Благозвучие русской речи. Звукопись как образное средство русской речи.

Графика, ее предмет. Русский алфавит. Соотношение букв и звуков в современном русском языке. Обозначение на письме согласных и гласных звуков.

Возникновение письменной речи. Письмо с помощью рисунков – пиктография. Иероглифическое письмо. Изобретение буквенного письма.

История возникновения русской азбуки. Своеобразие русского алфавита: обозначение твердых и мягких согласных, особенности букв Ъ и Ь знаков.

Графический облик букв, его историческое изменение. Названия букв в древнерусском алфавите. Судьбы некоторых букв кириллицы: юс большой и юс малый, ферт и фита, ижица, и десятеричное, ер, ерь, ять и др. Особая судьба буквы Ё в русском алфавите. Каллиграфия, ее культурная значимость в русском и других языках.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционным принципам русской орфографии. Приемы мнемотехники при запоминании написания слов.

Фонетический разбор.

Правильная артикуляция при произнесении звуков, роль звукового оформления речи в профессиональной деятельности юриста.

Наши рекомендации