Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в России в 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».
Профессиональное становление специалиста – сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.
6.1. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять стадий:
· оптация (лат. optatio − желание, избрание) − формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;
· профессиональная подготовка − формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;
· профессиональная адаптация − вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
· профессионализация − формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
· профессиональное мастерство − полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.
Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств способствует решение следующих задач:
· развитие личностного интереса к выбранной профессии;
· получение первоначальных представлений об основах профессиональной работы;
· развитие профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
· формирование профессионально-личностной «Я-концепции».
Таким образом, профессионализация − важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.
В процессе формирования личности социального работника важную роль играет профессиональное воспитание.
В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения.
Профессиональное воспитание социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Основные принципы профессионального воспитания: принцип творческого саморазвития личности; принцип самопознания; принцип приоритета практики; принцип сотворчества преподавателя и обучающегося; принцип историзма.
Профессиональные особенности социальной работы
Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник − в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Еще одна важная особенность социальной работы как профессии проявляется в ее посредническом характере, что является следствием ее направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей.
Основные направления посредничества:
- между клиентом и различными социальными институтами;
- между клиентом и другими специалистами;
- между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
- между клиентами.
Роли социального работника в учреждениях социального обслуживания. Классификация и типология ролей.
Можно выделить следующие группы профессиональных ролей:
практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (например, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника).
6.2. Коммуникативная профессиограмма социального работника
Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Каждый тип общения характеризуется своими чертами, специфической лексикой, имеет свои цели и задачи. Содержательный характер общения определяется предметом общения. Этим объясняется многообразие видов общения, каждому из которых присущи пластичность, способность модифицироваться и переходить в другой тип общения.
Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение, прежде всего, в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.
Социальный работник должен:
· знать речевой этикет и уметь его использовать;
· уметь формулировать цели и задачи делового общения;
· организовывать общение и управлять им;
· анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
· владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
· уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;
· иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;
· владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
· уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.
Таким образом, задача социального работника − помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.
6.3. Проблемы профессионализма в социальной работе
При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».
Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных.
Профессиональную компетентность социального работника можно подразделить на два вида:
управленческая компетентность: включает теоретические
знания и практические умения (социальный опыт) работника,
необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и
для организации социальной защиты прав человека.
психолого-педагогическая компетентность формируется
знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.
Профессионализм − это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.
Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:
Объективные показатели. В социальной работе объективным критерием должно выступать решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.
Субъективные показатели. Субъективными показателями профессионализма могут быть: устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношения к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Результативные показатели. В данном случае речь идет о результативности деятельности социального работника. В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценок деятельности работающих специалистов: прямые (или оценки результатов труда) и косвенные (оценки деятельности работника по качествам).
Процессуальные показатели. Это современные социальные методы, приемы, технологии, которые использует социальный работник в процессе своей профессиональной деятельности.
Нормативно-этические показатели. Эти показатели складываются из норм, стандартов, принципов, эталонов профессии, которым должен на практике следовать социальный работник.
Прогностические показатели. Они характеризуют перспективы роста социального работника, зону его ближайшего личностного и профессионального развития.
Наряду с уже названными показателями в литературе выделяются и такие показатели, как: показатели профессиональной обучаемости, показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе, технологические показатели, показатели инновационного характера и др.