Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в России в 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста – сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

6.1. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять стадий:

· оптация (лат. optatio − желание, избрание) − форми­рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

· профессиональная подготовка − формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

· профессиональная адаптация − вхождение в профес­сию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

· профессионализация − формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важ­ных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональной деятельности;

· профессиональное мастерство − полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств способствует решение следующих задач:

· развитие личностного интереса к выбранной профессии;

· получение первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

· развитие профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

· формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация − важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са­моопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.

В процессе формирования личности социального работника важную роль играет профессио­нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения.

Профессиональное воспитание социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Основные принципы профессионального воспитания: принцип творческого саморазвития личности; принцип самопознания; принцип приоритета практики; принцип сотворчества преподавателя и обучающегося; принцип историзма.

Профессиональные особенности социальной работы

Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник − в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как про­фессии проявляется в ее посредническом характере, что явля­ется следствием ее направленности на целостного человека и ориентации на жиз­ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

- между клиентом и различными социальными институтами;

- между клиентом и другими специалистами;

- между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;

- между клиентами.

Роли социального работника в учреждениях социального об­служивания. Классификация и типология ролей.

Можно выделить следующие группы профессиональных ролей:

практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, суперви­зор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (напри­мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет при­оритетную ценность формируемых в процессе подготовки уме­ний (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессио­нальная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активно­го слушания входит в функционал практического социального работника).

6.2. Коммуникативная профессиограмма социального работника

Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Каждый тип общения характеризуется своими чертами, спе­цифической лексикой, имеет свои цели и задачи. Содержатель­ный характер общения определяется предметом общения. Этим объясняется многообразие видов общения, каждому из которых присущи пластичность, способность модифицировать­ся и переходить в другой тип общения.

Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение, прежде всего, в его индивидуально-личностном выра­жении. Социальный работник должен уметь выслушать и по­нять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и пере­убедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический под­ход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

В основе такой деятельности лежит коммуникативная тех­ника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Харак­теристики, составляющие профессиональный портрет социаль­ного работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

· знать речевой этикет и уметь его использовать;

· уметь формулировать цели и задачи делового общения;

· организовывать общение и управлять им;

· анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

· владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

· уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

· иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и пред­ложения;

· владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные вы­ступления;

· уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

Таким образом, задача социального работника − помочь кли­енту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и об­щение является важным инструментом в этом процессе.

6.3. Проблемы профессионализма в социальной работе

При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специа­листа социальной работы необходимо учитывать такие его сущ­ностные характеристики, как «профессиональная компетент­ность» и «профессионализм».

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском об­щении с людьми при решении их жизненных.

Профессиональную компетентность социального работника можно подразделить на два вида:

управленческая компетентность: включает теоретические
знания и практические умения (социальный опыт) работника,
необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и
для организации социальной защиты прав человека.

психолого-педагогическая компетентность формируется
знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно вы­сокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходит­ся решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Профессионализм − это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

Анализ ис­следований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельно­сти социального работника:

Объективные показатели. В со­циальной работе объективным критерием должно выступать решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посредничес­кой миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.

Субъективные показатели. Субъективными показателями профессионализма могут быть: устойчивая профессиональ­но-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необ­ходимых профессионально важных качеств личности, пози­тивное отношения к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Результативные показатели. В данном случае речь идет о резуль­тативности деятельности социального работника. В современной социальной практике можно вы­делить два основных вида оценок деятельности работающих спе­циалистов: прямые (или оценки результатов труда) и косвенные (оценки деятельности работника по качествам).

Процессуальные показатели. Это современ­ные социальные методы, приемы, технологии, которые использует социальный ра­ботник в процессе своей профессиональной деятельности.

Нормативно-этические показатели. Эти показатели складываются из норм, стандартов, принципов, эталонов профессии, которым должен на практике следовать социаль­ный работник.

Прогностические показатели. Они характеризуют перспективы роста социального работника, зону его ближайшего личностного и профессионального развития.

Наряду с уже названными показателями в литературе выделяются и такие показатели, как: показатели профессиональной обучаемости, показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе, технологические показатели, показатели инновационного характера и др.

Наши рекомендации