Глава 6. биографическая компетентность социального педагога и социального работника

В условиях социально-экономического кризиса возрастает роль работы, направленной на гармонизацию личных и общественных отношений. В своей практике специалисты социальной сферы имеет дело с клиентами, испытывающих затруднения в индивидуальном и социальном функционировании и их деятельность направлена на оптимизацию жизненных сил, индивидуальной субъективности и социальных групп.

Деятельность социального педагога и социального работника предполагает учет индивидуальных особенностей клиента и включает определение социальных проблем и нахождение правильных средств для их разрешения. Социальные ситуации клиентов всегда уникальны. Поэтому необходимо учитывать характер индивидуальной траектории, динамику жизненного пути в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми. Знание клиента включает в себя также определение стиля жизни, его философии жизни, моральных норм. Понимание источников проблемы клиента, его биографии имеет важное значение при решении вопроса: какую конкретную помощь оказать этому клиенту.

Наличие физического дефекта, ограниченные возможности в самореализации приобретают в сознании клиента биографический характер, влияет на его отношение к жизни, определяет форму и направленность жизненного курса. Вследствие биографической важности изменений происходящих в сознании клиента, укорененности их в ценностно-смысловой сфере, взаимодействие специалиста социальной сферы и клиента приобретают большую ответственность, предъявляются повышенные требования к его профессиональной подготовке.

В процессе профессионально-личностного совершенствования специалиста формируются профессиональные знания и умения. Первый уровень профессиональной компетентности (специальной компетентности) предполагает овладение специальными знаниями и умениями, необходимыми для работы в учреждениях социальной сферы. Серьезные требования предъявляются к уровню психологической подготовки специалиста, умениям выстроить деловые и личностные отношения с клиентом и коллегами.

Человек, находящийся в состоянии горя, негативных изменений душевного, физического или морального характера, нуждаются в профессиональной помощи, позволяющей "выпрямить" жизненную историю, восстановить прежнее течение жизни, вернуть прошлое и поверить в будущее. Например, человек оказавшийся без работы, воспринимает это событие как крах, жизненную трагедию, последствия которой распространяются на его жизненную историю. Клиент, пытается разобраться в этой ситуации, понять ее причины, обращаясь к своему прошлому. Поэтому работа с клиентом в этой ситуации приобретает биографический характер, направлена на актуализацию и мобилизацию ресурсов для преодоления жизненного кризиса. Работа с клиентом приобретает характер работы с биографией, предполагает навыки панорамного видения жизни, умений оказывать позитивные изменения в жизненной истории клиента, сформированность биографической компетентности специалиста-профессионала.

Биографическая компетентность как важнейшая составляющая профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников не получила должного отражения в литературе. Биографическая компетентность является составной частью социальной компетентности личности - понятия, которое находится в процессе развития, уточнения и верификации.

Компетентность – это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие. Она чаще описывается как способность или ее рассматривают как характеристику личности (свойства, компонент или качество личности). Содержательными структурными признаками понятия «компетентность» чаще всего считают знания, умения, навыки, опыт индивида. Понятие «компетентность» чаще всего описывается с помощью слов эффективность, адекватность, адаптивность, достижение .

Термин «социальная компетентность» появляется в рамках социологии и психолингвистики (Ю.Хабермас), а затем в социальной и когнитивной психологии (для обозначения характеристик определенных видов деятельности и группового менталитета. Г.Э. Белицкая определяет социальную компетентность с точки зрения гуманистического субъектного подхода к изучению личности в системе общественных отношений. Социальная компетентность понимается как характеристика личности, достигшей высокого уровня осознания социальных проблем и способов взаимодействия с обществом, когда субъективная позиция каждой из сторон становится результатом проблематизации социального мышления личности.

Cavell T. (1990) говорит о трех компетентной модели социальной компетентности, где в качестве компонентов предлагаются социальные достижения, социальные представления и социальные способности. Существует также другая модель компетентности, которая включает ряд уровней:

- компетентность как способность к интеграции знаний и навыков с их использованием в условиях изменяющейся внешней среды;

- концептуальная компетентность;

- компетентность в эмоциональной сфере, в области восприятия;

- компетентность в конкретных сферах деятельности .

Schroder H. (1980) выделяет различные аспекты социальной компетентности: общественная – предполагает умения, позволяющие успешно функционировать в качестве члена общества; межличностная – понимает комплекс способностей, позволяющих быть успешным в межличностных отношениях, оказании влияния на конкретного человека или группу и компетентность в конкретных областях жизни (профессия, брак и т.д.).

Социальная компетентность раскрывается через различные способности:

- к согласованному (гибкому) поведению;

- достижения индивидуальных задач и целей;

- компромисса между самоосуществлением и приспособлением к социуму.

Куницына В.Н. понимает под социальной компетентностью знание о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире. Она предлагает следующую структуру социальной компетентности: вербальная, коммуникативная, профессиональная, социально-психологическая и важная составляющая социальной компетентности – самоидентификация.

Социальная компетентность обеспечивает возможность адекватно и оптимально адаптироваться в условиях социальных перемен, обеспечивает правильную оценку ситуации, принятие и исполнение «хороших» безошибочных решений и может быть измерена.

Совершенствование социальной компетентности осуществляется через научение, расширение знаний, тренировку и тренинг, частично через психотерапию.

На основании обобщения зарубежной и отечественной литературы по проблеме социальной компетентности мы предлагаем следующую схему (структуру) социальной компетентности социального педагога и социального работника, учитывая особенности их профессиональной деятельности.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Уровень Вид компетентности Характеристика способностей и умений
Общество, община Общественная культурологическая знание норм и ограничений, традиций, обычаев, этикета народа, ориентация в средствах коммуникации, присущих национальному и сословному менталитету
Группа, семья В определенных сферах жизнедеятельности - межличностная -социально-психологическая - коммуникативная владение коммуникативными навыками и умениями, представление о функционировании социальных групп, социокультурном разнообразии ролей и способов взаимодействия, новыми решениями
Клиент коммуникативная, биографическая уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказываний, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность решений
«Я» специалиста-профессионала нарративная, аутопсихологическая осознание своей национальной, половой, сословной принадлежности

Существуют различные определения социальной компетентности: как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире ( Куницына В.Н.,1995); как определенный уровень адаптации, позволяющий эффективно выполнять заданную социальную роль ( Флерова Е.В,1998); как уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций на социальные явления ( Белицкая Г.Е, 1995).

Биографическая компетентность в структуре социальной компетентности занимает особое место и отражает уровень развития клиента специалиста) и его «Я». В структуре профессионализма специалиста, работающего в системе отношений «человек – человек» особое мест отводится биографической компетентности, которая представляет собой высокую степень самопознания и познания других людей в контексте жизненного пути. В биографической компетентности находит отражение способность человека осознано подходить к решению жизненных задач, способность осознанной и рациональной организации событий своей жизни. Кроме того, биографическая компетентность понимается нами как свойство личности, способное стимулировать развитие личности других людей. Биографическая компетентность понимается нами как знание законов становления индивидуальной и социальной субъективности, понимание причин и факторов, определяющих логику жизненного пути, знание механизмов биографического развития личности.

В структуре понятия биографической компетентности мы выделяем два структурных компонента. Первый связан с отношением человека к себе, отдельным событиям жизни и к жизни в целом. Данный аспект акцентирует внимание на анализе субъективной картины жизненного пути.

Другой аспект понятия биографической компетентности раскрывается в системе отношений. Любой вид деятельности , а особенно имеющий отношение к системе отношений «человек – «человек», связан со способностями диагностировать жизненную ситуацию личности, прогнозировать развитие ее в будущем. То предполагает высокий уровень понимания себя и других.

В системе отношений человека к миру следует выделить отношение к ходу своей жизни, к своей биографии. Каждый человек (осознанно или неосознанно) пытается реконструировать, осмыслить пройденные этапы жизненного пути и запланировать предстоящие события. Именно ощущения, восприятия, переживания, оценки собственной жизни, а также отношение к ней составляют суть биографического развития человека.

Вопросы биографического развития клиента, особенности его биографии, становятся определяющими в профессиональной деятельности социального педагога (социального работника). Поэтому особое внимание в системе подготовки социальных педагогов (социальных работников) должно быть отведено работе с биографиями клиентов, развитию навыков знакомства, анализа и оценки биографического развития, методам реабилитации индивидуальной субъективности личности.

В системе подготовки специалиста-профессионала достаточно активно должны использоваться количественные и качественные методы изучения личности, ознакомления с характеристиками биографических источников и биографического метода, а также специфике его использования в практической деятельности.

Формирование биографической компетентности специалистов социальной сферы должно осуществляться на основе:

· актуализации биографического опыта;

· формировании навыков работы с личными документами (биографическими данными);

· совершенствовании умений и навыков биографического изучения личности.

Обычно опыт рассматривается с точки зрения опыта знаний о предметной действительности, о действиях и операциях по преобразованию этих объектов для решения теоретических и практических задач. Из совокупности разных видов жизненного опыта (исторического, религиозного, психологического и т.д.) мы выделяем биографический опыт как важную составляющую в подготовке специалиста в профессиональной деятельности.

Биографический опыт включает процессы осознания и осмысления своего прошлого, отдельных этапов собственной биографии. В биографическом опыте находит отражение стремление человека к построению истории своей жизни. Являясь субъектом биографии, человек осуществляет себя в процессе своего личностного времени. Многообразие событий и явлений окружающей жизни преломляются в индивидуальном сознании в форме биографического опыта. Любой биографический факт является таковым вследствие его интерпретации субъектом, то есть зависит от степени интересов, установок и индивидуальных особенностей. Биографические изменения в сознании индивида возможны из-за "разрыва идентичности", которые нарушают привычный ход жизни и приводят к осмыслению этого факта в структуре жизненного пути, определению его места в общей картине индивидуальной истории жизни.

Использование биографического опыта в процессе подготовки специалистов обусловлен рядом причин. Обращение к своему опыту активизирует процессы осознания, оценки, обобщения событий индивидуальной жизни. Изучение и использование опыта человека способствует объединению в единую, целостную структуру отдельных, разрозненных моментов прожитой жизни.

Проблематика профессиональной деятельности специалиста социальной сферы связана с ознакомлением и пониманием закономерностей психосоциального развития человека, его отношений на разных этапах возрастного развития. Биографический опыт может быть использован в качестве иллюстрации и конкретизации основных проблем, с которыми сталкивается клиент. Тем самым обеспечивается связь между теорией и практикой, создаются условия для установления контакта.

Помимо использования биографического опыта как средства для изучения проблем клиента, он может стать предметом самостоятельного изучения. Необходимо учить клиентов анализировать, структурировать и использовать опыт в решении теоретических и практических задач. Клиент, обладая собственным жизненным опытом , может сам решать жизненные задачи, возникающие на его жизненном пути.

Должна осуществляться работа по развитию навыков самопознания, самоанализа и самоопределения клиентов. Формированию этих навыков способствует работа по освоению "механизмов" структурирования и реструктурирования своего опыта.

Категория опыта как самостоятельный объект исследования привлекает внимание теоретиков и практиков лишь в последнее время. Обращение к биографическому опыту обусловлено интересом к развитию индивидуальности как основе клиенто-ориентированного подхода в управлении персоналом. По-прежнему актуальным представляется изучение следующих вопросов: факторы, определяющие биографические изменения в личности, уровни биографического воздействия и технологии реализации событийного подхода в управлении персоналом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, в связи с коренным преобразованием в экономической и политической сфере возрастает значение работы, направленной на оказание помощи человеку в трудных жизненных ситуациях. Деятельность социального педагога и социального работника связана с оказанием профессиональной помощи индивиду, начиная от простейших бытовых проблем до вопросов жизнеосуществления и жизнеутверждения. Большая ответственность ложится на плечи практических работников социальной сферы, т.к. им приходится работать на «переднем крае» жизненных проблем и коллизий клиентов, где ошибка может быть иногда решающей.

В этих условиях к профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников предъявляются высокие требования. Социальный педагог и социальный работник должны знать интересы и потребности клиента, условия его жизни, его социальную историю и историю жизни семьи. Кроме того они должны уметь осуществлять сбор информации, связанной с нуждами клиентов, определять «проблемное поле» существования, владеть техниками и методами изучения личности и ее микросреды, получать объективную информацию о процессах, которые нуждаются в оптимизации. Одним из направлений (форм) работы социального педагога и социального работника является сбор информации (в частности) на основе биографического метода, который позволяет погружаться в уникальные, жизненные ситуации и человеческие судьбы.

В монографии биографический метод рассматривается как один из способов фиксации (определения) биографического развития человека. Биографическое развитие представляет собой процесс оценки и осмысления человеком отдельных, разрозненных эпизодов, объединение их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира. Благодаря этой внутренней работе сознания отдельные факты и события биографии оказываются включенными в целостную смысловую связь и образуют личную историю индивида.

Степень и качественная характеристика владения биографическим методом, ориентированность человека в многообразии человеческих жизней и судеб в нашей работе получило название биографической компетентности личности.

Биографическая компетентность имеет непосредственное отношение к профессиональной деятельности социального педагога и социального работника, т.к. они имеют дело с конкретными людьми, с их реальными жизненными проблемами, иногда в ситуации жизненного кризиса или излома судьбы.

Именно в этих условиях социальный педагог должен уметь их распознать в каждой жизненной ситуации социально – типичное и одновременно уникальное, индивидуальное, неповторимое. Определив устойчивые сочетания свойств и качеств, увидев тенденции развития личности, социальный педагог может на этой основе дать интерпретацию «отдельному» случаю или ситуации, найти для них подходящий контекст.

Социальная педагогика и социальная работа в нашей стране находится в стадии развития. В этом контексте актуальной является проблема совершенствования методов подготовки специалистов. Обучение навыкам решения жизненных проблем, возникающих в жизни человека – одно из направлений работы с социальными педагогами и социальными работниками. Обучение может строиться как на основе освоения научных, объективных методов получения и интерпретации информации, так и на основе использования социального опыта и осмысления собственной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми, Свердловск, 1991.

2.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М. 1980.

3.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания (под ред. А.А.Бодалева). Воронеж. 1996.

4.Баженов В.В. Историческая биография в советской историографии: (1917-середина 1930-х годов): Автореф. Дис. … канд. ист. наук. – М., 1986.

5.Бараулин Т., Ханжин А. Конструирование мужской сексуальности через презентацию биографического опыта в интервью// Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. СПб. 1997.с. 99-104.

6.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

7.Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.:1995. с. 169 - 179.

8.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики, Екатеринбург, 1993.

9.Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности, Екатеринбург, 1994.

10.Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М. Наука. 1993.

11.Борисов С.Б. Латентные феномены культуры (опыт социолог. исследования личных документов девушек). Автореферат дис. канд. филос. наук. – Екатеринбург. 1993.

12.Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла//Лица: Биографический альманах. 6.- М.СПБ.1995. с.32-69.

13.Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека// Журнал практического психолога. 1998. № 3. с.48-68.

14.Василюк Ф.Е. Автобиография и личность // Наука и техника. – Рига, 1984. - №2. С.15-18.

15.Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью. //Социол. журнал. 1994. №3, с.103-110.

16.Выбор судьбы: социальные проблемы жизненного самоопределения молодежи Алтая Барнаул, 1989.

17.Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. т.5. М.1986.

18.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб, 1994.

19.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев.: 1984.

20.Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований //Социол. журнал. 1995.№1. С.71-88.

21.Голубев Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. СПб. 2001.

22.Горан В. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990.

23.Грибакин А.В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск, 1987.

24.Грищенко Л.А. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск, 1991.

25.Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познание общества (социологический практикум и методические рекомендации к курсовой работе). М. 1996.

26.Дильтей В.Введение в науки о духе//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв.М.1987.с.108-135.

27.Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. М. 2001.

28.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования Екатеринбург. 1998.

29.Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях //Социология: 4М. 1993-1994. №3-4, с.34-43.

30.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

31.Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

32.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М. 1997.

33.Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург; Нижневартовск. 1995.

34.История СССР. М.1970.№ 4.с.231 –242.

35.Каиров И.А. Опыт изучения духовно-нравственного мира ребенка (по мемуарной литературе). Сов. педагогика. 1977. №6. с.70-80.

36.Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.1988.

37.Ковалев Е.М., Штернберг М.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М. 1999.

38.Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

39.Козина И.М. Теоретические и методические проблемы case study как стратегии социологического исследования (на примере изучения производственных отношений на промышленных предприятиях). Автореф. дисс. канд. социол. наук. М. 1996.

40.Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989.

41.Ливехуд Б. Человек на пороге. Калуга, 1993.

42.Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути. М. 1993.

43.Литературная энциклопедия. М.Л. 1939.

44.Литературный энциклопедический словарь. М. 1987.

45.Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л. 1975.

46.Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г.Ананьева //Вопр. психологии. 1986. №5. с.104-112.

47.Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М.: 1978. с. 156 – 173.

48.Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер – представитель гуманистической психологии //Вопросы психологии. 1980. №1. с.154-158.

49.Лосев А.Ф. Диоген Лаерций – историк античной философии. М. 1981.

50.Магомедова Д. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997.

51.Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореферат дисс. доктора пед. наук. М.1998.

52.Методы и методики социально-педагогического исследования (под ред. С.Г.Вершловского). СПб.1999.

53.Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М. 1998.

54.Мухаметзянова Г.В., Масленникова В.Ш., Ширшов В.П. Теория и практика подготовки выпускников ССУЗ к социокультурной и социопедагогической деятельности в регионе. Казань.1996.

55.Мясоедова Е.А. Способы педагогизации среды //Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: вопросы теории и практики. Волгоград.1999.с. 57-61.

56.Нартова – Бочавер С.С., Бороздина А.А. Значимые события в жизни современных подростков // Актуальные проблемы современного детства. М.: 1996.с. 63 – 65.

57.Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологических исследований //Психологический журнал. 1996. №2. с.16-28.

58.Перцев А.В., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником. Очерки жизненной философии. Екатеринбург. 2001.

59.Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными типами одаренности//Психология подростка. М.1993. с.31 – 36.

60.Природа ребенка в зеркале автобиографии: учебное пособие по педагогической антропологии /под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. М.1998.

61.Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. М.: 1997.

62.Психодиагностические методы (в комплексном исследовании студентов). Л. 1976.

63.Психология одаренности детей и подростков. М. 1996.

64.Психология судьбы. Екатеринбург, 1994.

65.Пэнто Р., Гравитц П. Методы социальных наук. М. 1972.

66.Рабочая книга социального педагога. Ч 2. Социальная педагогика и социальная работа. (Под ред. Н.Ф.Масловой). Орел. 1995.

67.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М. 1994.

68.Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографиям. М. 1928.

69.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.1980.

70.Рыбалко Е.Ф., Крогиус Н.Г. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности// Психологические проблемы самореализации личности. Вып.2. СПб.: 1998. с. 154 – 162.

71.Рыбников Н.А. Автобиографии рабочих и их изучение. Материалы к истории автобиографии как психологического документа. М.-Л.1930.

72.Рыбников Н.А. Биографии и их изучение. М. 1920.

73.Рыбников Н.А. Юношеские дневники и их изучение //Психология. Т.1. Вып.2.1928. с.83-96.

74.Саблина Л.С. Автобиография как метод изучения личности преступника /Психологическое изучение личности преступника. М. 1976. с.186-211.

75.Семенова В.В. Качественные методы. М. 1998.

76.Соловьев Г.Е. Автобиографическая анкета как форма психологического познания у подростков// 3-я Российская университетско-академическая научно-практическая конференция. Ижевск 1997.

77.Соловьев Г.Е. Детская психология (введение в психологию судьбы). Ижевск, 1997.

78.Соловьев Г.Е. Личностные перспективы старшеклассников: вопросы диагностики и развития. Екатеринбург, 1993.

79.Соловьев Г.Е. Образ жизненного пути в сознании старшеклассников//Пасхи. Екатеринбург. 2000. №1.

80.Соловьев Г.Е. Ситуации биографического выбора в русских сказках//Пасхи. Екатеринбург, 2001, №3.

81.Соловьев Г.Е., Халилова Л.Л. Дневники девушек как материал для изучения проблем юношеского возраста //4-я Российская университетско-академическая научно-практическая конференция. Ижевск. 1999.

82.Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.: (Очерки по истории философии и культуры). М.1991.

83.Социальная педагогика: Курс лекций.//Под ред. М.А.Галагузовой. М. 2001.

84.Судьбы людей: Россия XX век. Биографии людей как объект социологического исследования /отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996.

85.Сухобская Г.С., Божко Н.М. Пожилой человек в современном мире. СПб. 1999.

86.Тарасов С.В. Образ мира. Опыт категориальных структур мировосприятия школьников. СПб.: 1996.

87.Томашевский Б.В. Литература и биография // Книга и революция. – Пг., 1923. – № 4. – С. 6–9.

88.Топоров В. Эней – человек судьбы. М., 1993.

89.Фрейденберг О. Поэтика жанра и сюжета. М. 1998.

90.Хубач В. Биография и автобиография: проблема источников и изложения. М., 1970.

91.Шоу К.Р. Техника изучения отдельных дел. Значение собственного жизнеописания подростка-деликвента //Социология преступности. М. 1966.

92.Энциклопедия социальной работы. М.1995.

93.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М. 1996.

94.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. 1998.

95.Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии// Социол. журнал. 1997. №3. с.38-61.

Приложение 1

Наши рекомендации