Примерные темы курсовых работ.
Ø Значение стандартизации психодиагностических методов и методик для практики проведения психодиагностических процедур.
Ø Теория и практика использования тестов для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков.
Ø Значение применения методов психодиагностики для определения причин школьной неуспеваемости детей и подростков.
Ø Методы психодиагностики в определении школьной готовности детей с нормативным и нарушенным вариантами развития.
Ø Методы и методики психодиагностики в изучении личностной структуры детей и подростков.
Ø Методы и методики психодиагностики в изучении межличностных отношений детей и подростков.
Ø Психопрофилактика в практике работы олигофренопедагога (тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда, специального психолога).
Ø Психокоррекция в практике работы специального психолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда).
Ø Психологическое консультирование и его методы в работе логопеда (тифлопедагога, олигофренопедагога, специального психолога, сурдопедагога).
Ø Психодиагностика в практике работы специального психолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда).
Ø Психологическое просвещение в практике работы специального психолога (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда).
Ø Роль олигофренопедагога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.
Ø Роль тифлопедагога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями зрения.
Ø Роль сурдопедагога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями слуха.
Ø Роль логопеда в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями речевого развития.
Ø Роль специального психолога в оказании психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребёнка с нарушениями интеллектуального и/или физического развития.
Примерные темы выпускных квалификационных работ.
· Работа специального психолога по коррекции агрессивного поведения у учащихся младших (старших) классов СКОУ (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII) вида.
· Психодиагностика и психокоррекция нарушений внимания (памяти, мышления, восприятия) у умственно отсталых (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения) детей и подростков.
· Работа специального психолога по психологической профилактике (психокоррекции) нарушений детско–родительских отношений (отношений в коллективе) в семьях (в коллективе) умственно отсталых (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения) детей и подростков.
Примерные вопросы для экзамена.
1. Значение термина «диагноз». Понятие о психологическом диагнозе. Отличие диагноза медицинского и психологического.
2. Психодиагностика как термин и как понятие.
3. История становления психодиагностики за рубежом.
4. История становления психодиагностики в нашей стране.
5. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук. Цель, задачи, предмет науки.
6. Современные проблемы науки психодиагностики и перспективы её развития.
7. Понятие «норма» с общефилософской, психологической и педагогической точек зрения. «Норма» в психодиагностике.
8. Понятие о науке тестологии. История её появления и развития. Тестология как ядро психометрии.
9. Понятие о стандартизации методик. Технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик.
10. Психометрические свойства психодиагностических методик: валидность, надёжность, репрезентативность.
11. Сходство и отличие понятий «психологическое обследование» и «психологическое исследование».
12. Понятие «психодиагностическая процедура». Нормативные требования и условия проведения психодиагностической процедуры.
13. Принципы психодиагностики.
14. Морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры. Требования к процедуре индивидуального и группового обследования.
15. Требования к специалисту, занимающемуся психодиагностикой. Требования к пользователям методик.
16. Компьютеры в психодиагностике. Основные требования к их применению.
17. Классификации арсенала психодиагностических средств. Разнообразие подходов к классификации.
18. Характеристика метода тестов. История тестового метода.
19. Разнообразие подходов к современной классификации тестов.
20. Понятие о «тестах учителя». Примеры (на выбор студента).
21. Характеристика метода опросников. Разнообразие подходов к классификации опросников.
22. Общая характеристика метода проективных техник.
23. Классификация проективных методик в зависимости от стимулов.
24. Общая характеристика психофизиологического метода.
25. Общая характеристика метода наблюдения.
26. Технология проведения наблюдения за ребёнком с диагностической целью.
27. Общая характеристика методов беседы и интервью.
28. Технология проведения диагностической беседы.
29. Понятие о «контент-анализе» как методе.
30. Общая характеристика метода анализа продуктов детской деятельности.
31. Понятие о психолого-педагогической характеристике (ПсПХ). Требования к составлению ПсПХ.
32. Применение ПсПХ в психолого-педагогической практике.
33. Понятие о психологическом заключении. Нормативные требования к структуре, содержанию, оформлению и презентации психологического заключения в психолого-педагогической практике.
34. Протокол психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
35. Общая характеристика психопрофилактики как одного из направлений оказания психолого-педагогической помощи.
36. Характеристика методов психопрофилактики.
37. Общая характеристика психокоррекции как одного из направлений оказания психолого-педагогической помощи.
38. Характеристика методов психокоррекции.
39. Схема психокоррекции. Пути организации психокоррекции.
40. Принципы психолого-педагогической коррекции.
41. Требования к коррекционно-развивающим программам.
42. Общая характеристика психолого-педагогического консультирования. Виды консультирования.
43. Нормативные требования к проведению психолого-педагогического консультирования. Этапы консультирования.
44. Методы психолого-педагогического консультирования. Зависимость их применения от запросов клиентов.
45. Применение в психолого-педагогическом консультировании других направлений оказания помощи (психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое просвещение).
46. Понятие о психологической культуре. Анализ состояния психологической культуры современных педагогических кадров.
47. Отличие психолого-педагогического консультирования от психотерапии (клинической).
48. Индивидуальное и групповое консультирование. Требования к содержанию и организации проведения.
49. Понятие о концепции психологической службы образования.
50. Структура психологической службы народного образования. История становления службы.
51. Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатных учреждениях.
52. Модели и структура школьной психологической службы.
53. Концепция специальной психологическкой помощи в системе специального образования.
54. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений.
55. Понятие о ПМПК (консультации). Цель, задачи, содержание работы ПМПК. Отличие ПМПК от МПК.
56. Понятие о ПМПк (консилиумах) образовательных учреждений. Цель, задачи, содержание работы.
57. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и / или интеллектуального развития.
58. Понятие о психолого-педагогической помощи и поддержке семьи на современном этапе развития психологической службы народного образования.
59. Модели помощи семье: педагогическая, диагностическая, социальная, психологическая, психотерапевтическая.
60. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Перечень тестов
АПИМ по дисциплине.