Отличительные особенности программы.
Ростовская область Багаевский район х.Усьман
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усьманская основная общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Усьманской ООШ
приказ _____ № ____
___________ Н.И.Ратникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обучению
Правил дорожного движения
(дополнительное образование)
уровень общего образования 1-9 класс
основное общее образование, 1-9 кл.
Автор-составитель – Н.В. Дудочникова
на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации
''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Отличительные особенности программы.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Усьманской основной школы создана комплексная система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа создана с учетом особенностей младшего школьного и подросткового возраста; нормативных документов, регламентирующих, деятельность детских объединений в учреждении МОУ детей и адаптирована к условиям МБОУ усьманской ООШ. Способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
В рамках программы разработаны мероприятия по методической работе с классными руководителями, учителями – предметниками по подготовке и проведению занятий по правилам дорожного движения. На уроках математики предлагаются учителям методические разработки для решения задач на основе статистики дорожно-транспортных происшествий. Сочинения на тему безопасного движения включаются в систему работы учителей русского языка и литературы. Конкурсы рисунков, плакатов проводятся в рамках уроков изобразительного искусства. Особое внимание изучению правил дорожного движения уделяется учителями начальных классов, благодаря им закладываются основы формирования культуры поведения на дорогах проводится совместно ГИБДД и родителями.
Вместе с родителями готовятся сценарии мероприятий, классные часы по теме, родители помогают проводить занятия школьного кружка Юных инспекторов дорожного движения, изготавливать наглядные пособия. Совместно с родителями ученики начальных классов разрабатывают безопасные маршруты «дом-школа-дом». «Уголок безопасности» - один из простых и доступных способов приобщения школьников к навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Внеклассная работа строится через кружок «Вираж». Ребята из кружка не только обучаются сами. Они передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, выступают перед учащимися школы, родителями; защищают честь школы на районных мероприятиях, работают с учащимися начальной школы.
Работа кружка направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таки образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Занятия по правилам дорожного движения проводятся в 5-9 классах 68 часов в год, во внеурочное время (во вторник 1500 – 1700 ч).
Цель:Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
- владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
- предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
- выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения,
- формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Ожидаемый результат:
- повышение правовой культуры участников дорожного движения
- предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
Ожидаемые трудности:
- недостаточное финансирование школы;
- непонимание проблемы и не желание принимать участие в профилактических мероприятиях со стороны родителей.
Направление деятельности:
- тематические классные часы;
- лекции, познавательные игры;
- конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
- совместная работа с учреждениями здравоохранения и ГИБДД;
- обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения.
Научно – методическое обеспечение:
- Государственный образовательный стандарт.
- Учебный план и учебные программы школы.
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
- Учебники по ОБЖ, ПДД.
- Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
- Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
- Информирование участников образовательного процесса о федеральных и региональных документах.
- Создание банка данных – разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий
- Сбор текущей информации о результатах тестов, олимпиад, посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
- Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.
- Функционирование методических семинаров.
- Работа школьных методических объединений.
- Проведение родительского всеобуча по проблеме.
- Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
- здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Й класс
№ | Темы занятий | кол. часов |
1. | Вводное занятие «Мы идём в школу». | |
Село, где мы живём. Наша улица. | ||
Движение пешеходов по улицам и дорогам. | ||
Общие правила перехода улиц и дорог. | ||
Сигналы (жесты) регулировщика. | ||
Дорожные знаки. | ||
Где можно играть? | ||
Мы - пассажиры. | ||
А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал? | ||
Обобщающее занятие. |
Й класс
№ | Темы занятий | кол. часов |
| Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | |
| Элементы улиц и дорог. | |
| Движение пешеходов по улицам и дорогам. | |
| Правила перехода улиц и дорог. | |
| Регулирование дорожного движения. | |
| Дорожные знаки. | |
| Обязанности пассажиров. | |
| Обязанности пешеходов | |
| Ответственность пешеходов за нарушение ПДД | |
| Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах |
Й класс
№ | Темы занятий | кол. часов |
1. | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» | 1. |
2. | Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств. | 1. |
3. | Правила дорожного движения. | 1. |
4. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 1. |
5. | Организация движения, технические средства регулирования движения. | 1. |
6. | Светофорное регулирование. | 1. |
7. | Дорожные знаки. | 1. |
8. | Железная дорога. | 1. |
9. | Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?» | 1. |
10. | Итоговое занятие. | 1. |
Й класс