Создание детского коллектива в условиях общеобразовательной и коррекционной систем обучения и воспитания.
Система воспитания в общеобразовательной школе | Система коррекционного воспитания | ||||
Стадии (этапы) | Содержание | Стадии (этапы) | Содержание | ||
1. Номинальная (по В. П. Сергеевой) | Система работы воспитателя (классного руководителя) по формированию целостного коллектива. Действия педагога авторитарные, распоряжения, указания он отдает сам. Знакомство с задачами, целями, стоящими перед коллективом. В деятельность коллектива вовлекаются инициативные, трудолюбивые, ответственные учащиеся. Они составляют актив коллектива | 1. Начальная (по Г. М.Дульневу, И.Г.Еременко) | Изучаются возможности конкретного ученика взаимодействовать в микрогруппе (трудовое звено, звено чистоты и порядка, санитарная группа), воспитатель формирует у учащихся потребность общения, он распределяет поручения, выделяет ответственных, проверяет выполнение, отмечает положительные моменты в деятельности, сам показывает, как осуществлять то или иное действие, принимает участие в деятельности. Создает атмосферу доверия в коллективе и организует коллектив, просит отчитаться каждого за результаты коллективного труда | ||
2. Ассоциации | Участвует весь коллектив, опора на актив, требования выдвигает как воспитатель, так и актив. Вырабатывается общественное мнение, оно становится регулятором нравственного поведения | 2. Формирования основных черт коллектива | Учитель (воспитатель) выступает как организатор действий, он подбирает актив, разъясняет его деятельность; микрогруппы постепенно теряют свою роль. Формируется сильная группа учеников, из числа которой можно выделить, а затем избрать старосту класса (группы). Постепенно происходит процесс преобразования межличностных отношений во внутриколлективные. Воспитатель по-прежнему наставляет отдельных членов коллектива, помогает активу, формирует навыки самоутверждения | ||
3. Кооперации | Общественное мнение коллектива становится ведущим. На этой стадии регулярно организуются нестандартные ситуации сопереживания, свободного выбора, морального творчества. Классный руководитель, воспитатель действуют через актив, проводят работу индивидуально с отдельными учениками. Внутри группы могут создаваться микрогруппы | 3. Перехода от индивидуально-коллективного к общественному воздействию | Содержанием этой стадии (этапа) является активное воздействие воспитателя на учащихся, которые по объективным причинам не включаются в коллективную деятельность (учащиеся с психо-патоподобным поведением, вновь зачисленные в класс (группу). Практикуются коллективные формы деятельности (дни порядка, чистоты и уюта, дни здоровья, неделя добрых дел, порядка и дисциплины), старшие школьники помогают младшим. Роль воспитателя уменьшается. В качестве организатора выступает актив при постоянной поддержке и педагогическом руководстве | ||
4. Автоматизации | Действия коллектива выходят за рамки собственной деятельности. Происходят встречи с другими коллективами, проводятся совместные мероприятия. Педагог действует через актив, постоянно осуществляя связь с членами коллектива. Группа учащихся становится коллективом, достаточно сплоченным. Происходит духовный рост каждого члена коллектива, возрастает коллективная ответственность за жизнь и деятельность коллектива | 4. «Параллельного действия» (по А.С.Макаренко); утверждения коллектива (по Г. М.Дульневу) | Учитель (воспитатель) включает коллектив в различные виды деятельности, советуется с активом, разрабатывает вместе с ним памятки поведения, заповеди, законы коллектива. По итогам деятельности учащиеся отчитываются перед школьным коллективом на трудовой линейке, сборе, празднике. Воспитатель предлагает темы отчетов: «У нас порядок строгий» (учебная и трудовая дисциплина), «В мире волшебных слов» (культура общения, поведения), «Здоровье, чистота и движение» (итоги выступления в конкурсах чистоты, в соревнованиях по конкретному спортивному направлению). Воспитатель ведет учет добрых дел коллектива совместно с активом | ||
Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами:
- разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;
- неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.
Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитательная группа — класс с небольшим количеством детей.
Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью возникают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в одном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпадают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспитателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения.
В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском коллективе, дети-одиночки (И.Г.Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверстниками, радоваться своим успехам и успехам товарищей.
В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хорошим средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура самоуправления в коррекционной школе VIII вида включает две подсистемы: внутриклассную и общешкольную. Внутриклассное управление осуществляют избранные ученическим коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса (группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые согласовываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вывешиваются в классном групповом уголке.
Схема 5