Индивидуальные различия школьников. Особенности обучения и воспитания одаренных учащихся. Учащиеся с отклонениями в развитии и девиантным поведением. Функции социальной и коррекционной педагогики.

21. Дидактика как научная дисциплина и проблемы ее исследования. Понятие образования как основной категории дидактики. Вклад в развитие дидактики педагогов исторического прошлого и педагогов-новаторов 70-80-х г.г. Новые направления в развитии современного образования.

Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

Образование – это овладение личностью системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности.

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Ян Амос Коменский, написавший книгу «Великая дидактика».

Проблемы, разрабатываемые дидактикой:

1. Определяет педагогические основы содержания образования.

2.Исследует сущность, закономерности и принципы обучения.

1. Изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учеников и пути ее активизации.

2. Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения.

3. Разрабатывает и совершенствует формы учебной работы.

Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовавшей теорию и методику обучения. Но в связи с быстрым ростом ее содержания она оказалась не в состоянии разрабатывать все вопросы. Поэтому из нее постепенно стали выделяться частные методики.

К основным категориям и понятиям дидактики относятся:

1. Образование.

2. Содержание образования.

3. Обучение.

4. Знания, умения, навыки.

5. Принципы обучения.

6. Методы обучения.

7. Формы обучения.

8. Технологии обучения.

Основные направления развития современного образования:

- гуманизация;

- гуманитаризация;

- стандартизация;

- фундаментализация;

- многоуровневость;

- компьютеризация;

- индивидуализация;

- непрерывность.

- Указанные направления развития образования заложены в современных концепциях и теориях образования. 1996г. была разработана «Концепция реформирования общеобразовательной школы». В 2002г. – «Концепция воспитания учащейся и студенческой молодежи».

22. Понятие содержания образования. Научные требования к разработке и совершенствованию содержания школьного образования. Перестройка содержания образования в связи с реформой средней общеобразовательной школы в РБ.

Содержание образования –это та система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

В педагогике разработана система научных требований, которые предъявляются к содержанию образования, его совершенствованию и обновлению. На всех ступенях образования его содержание должно:

- обеспечивать осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развитию, техническому обучению, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся; включать в себя цикл естественно-математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов;

- базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социально-экономических изменений в обществе и развития науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотическую направленность;

- строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук;

- раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предметами;

- укреплять связь теории с практикой, с включением учащихся в доступную для них трудовую деятельность;

- соответствовать возрастным возможностям учащихся;

- сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации школьников.

В РБ принят закон об образовании 29 декабря 1991г., затем внесены специальные положения и изменения 19 марта 2002г. В РБ определено 2 вида образования: основное и дополнительное. Основное образование включает в себя следующие уровни:

1. Дошкольное образование (6 ступеней).

2. Общее базовое образование:

- начальное (1-4 класс);

- базовое (10 классов).

3. Общее среднее образование (12 классов).

4. Профессионально-техническое образование (3 ступени).

5. Средне-специальное образование.

6. Высшее образование:

- бакалавр;

- магистр.

7. Послевузовское образование:

- аспирантура;

- доктарантура.

Пути совершенствования среднего школьного образования:

1. Пересмотр объема и содержания изучаемых предметов.

2. Четкое определение основных положений и ведущих идей по каждому учебному предмету.

3. Улучшение технической направленности образования и более качественная профессиональная ориентация.

4. Вооружение учащихся знаниями и умениями пользоваться техников.

5. Обеспечение преемственности обучения в школе с с последующими уровнями образования.

6. Поддержание мирового образовательного стандарта.

7. Непосредственное введение в содержание школьного образования предметов, способствующих развитию творческого мышления, способностей и задатков.

23. Документы, определяющие содержание школьного образования и их современная характеристика. Государственные образовательные стандарты и их роль в обновлении содержания школьного образования.

К этим документам относятся: учебные планы, учебные программы, учебники, а также учебные пособия.

Учебный план – это утверждаемый министерством образования РБ документ, в котором определяется перечень учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе. В современных учебных планах изучаемые в школе предметы подразделяются на 3 группы:

- предметы обязательные;

- предметы, изучаемые по выбору учащихся;

- предметы, которые вводятся советом школы.

Учебная программа – это утверждаемый Министерством образования РБ документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Существует два принципа построения учебных программ – концентрический и линейный.

При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях учебной работы.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущих классах. Этот способ дает значительную экономию времени, поскольку исключает какое-либо повторение.

В учебных пособиях раскрывается конкретное содержание программного материала по каждому предмету и по каждой теме.

Государственные образовательные стандарты стали вводиться в РБ с 1998г. Стандарты содержат общие требования к уровням образования, к срокам обучения, к типам учреждений образования, к специальностям, к квалификациям, к профессиям и документам об образовании.

Стандарты – это правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования.

Система образовательных стандартов призвана защитить интересы ученика, родителей, студента, преподавателя и государства. Стандарты выступают в роли регуляторов отношений поставщиков и потребителей на рынке образовательных услуг. Стандарты являются основным объектом оценки выпускников независимо от форм получения образования.

24. Сущность процесса обучения, его задачи и основные понятия. Внутренняя структура процесса обучения.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Сущность процесса обучения - организация учителем и осуществление учащимися познавательной деятельности, в ходе которой и благодаря которой и происходит овладение учащимися изучаемым материалом, их развитие и воспитание.

Важнейшие задачи обучения:

-стимулирование познавательной активности учащихся;

- организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

- развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

- формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

- выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;

- формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

Основные понятия обучения:

1. Знание – понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, законы, выводы и т.д.

2. Умение –это владение способами (примерами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

3. Навык– составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

4. Способности– развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обуславливают высокую степень успешности этой деятельности.

В процессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:

- целевой;

- потребностно-мотивационный;

- содержательный;

- операционно-деятельностный;

- эмоционально-волевой;

- контрольно-регулировочный;

- оценочно-результативный.

Наши рекомендации