Роль воспитательного коллектива в развитии личности школьника. Стадии и пути развития детского коллектива.

План:

1.Понятие о детском коллективе, его признаки и структура.2.Отличие коллектива от самовозникающей группы.3.Учение А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского о коллективе.4.Современные педагоги о коллективе.5.Коллектив и личность.6.Этапы или стадии развития коллектива.7.Пути формирования коллектива.8.Роль коллектива в формировании личности младшего школьника.9.Особенности формирования коллектива мл.шк.Коллектив - социальная группа, объединенная на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.(взрослый коллектив). Учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (детский коллектив) Макаренко: Коллектив – это социально-живой организм, который потому организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище. Коллективы бывают: -Один класс (1кл. одного возраста), -Общешкольные, -Студенческие, -Производственные, -Спортивные и др. Существенные признаки коллектива: 1.Общественная социально-значимая цель 2.Общая совместная деятельность 3.Отношения ответственной зависимости 4.Общий выборный руководящий орган (актив). Функции коллектива: 1. Организационная: организация детской деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной. 2. Воспитательная: в коллективе формируется комплекс моральных качеств личности, ознакомление детей с системой общественных ценностей,3.Стимулирование (похвала, наказание, направлена на регулирование поведения). Самовозникающие группы – это объединение людей для выполнения какого либо задания. Могут быть на благо общества или во вред( цель отрицательная, эгоистическая). Коллектив – это объединение людей на длительный срок, имеющий общественно-значимую цель, деятельность, ценность.

Макаренко:1. дал определение коллектива– это социально-живой организм, который потому организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

6.. определил этапы (стадии) формирования коллектива.

О стадиях писал А. С. Макаренко.1.Становление - требования к учащимся предъявляет педагог. Педагог предъявляет не много требований (3 – 4 требований). Касается поведения в школе, в классе ( нельзя опаздывать, как вести, сидеть).Все требования, которые предъявляет учитель, должны быть выполнены всеми учениками. Далее учитель наблюдает, кто из учеников наиболее активно выполняет требования и помогает учителю. Из этих учеников формируется актив класса. Идет формирование актива.2.Воспитывающее отношение к учащимся проявляет не только педагог, но и актив класса.3.Воспитывающее отношение к личности и к коллективу проявляет большинство коллектива (постепенно к активу примыкают другие ученики. Они предъявляют требования и к себе, и к другим).4.Воспитывающее влияние оказывает весь коллектив3. разработал пед. принципы формирования коллектива:1.Принцип перспективных линий. 2.Параллельного действия (через кого – то).3.Принцип взаимной ответственности в коллективе. 4.Принцип гласности. 5.Идеи защищенности в коллективе. 6.Идеи традиций в коллективе. 4. Макаренко сформировал закон жизни коллектива: « Движение – форма жизни коллектива. Остановка – форма его смерти».5.принадлежит разработка и внедрение в практику различных методов приемов воспитания ( они описаны в произведении «Педагогическая поэма»).

Сухомлинский (продолжатель Макаренко)1.говорит о единении детского ученического и педагогических коллективов. Сердцевиной или ядром этого единения он считал духовные ценности, их передачу.2.В своей практической деятельности Сухомлинский показывает роль традиций и системы перспективных линий в создании коллектива. Основой традиций по мнению Сухомлинского является труд в коллективе. (см. работу «Мудрая власть коллектива»)3.Большое место (значение) имеет мудрая власть педагога в формировании коллектива и личности.4.Принципы формирования коллектива . ЛутошкинАнатолий Николаевич.В книге « эмоциональная жизнь в коллективе» раскрывает 5 стадий (этапов) развития коллектива:1.Песчаная россыпь – все дети на этой стадии как отдельные песчинки, нет единства, нет коллектива.2.Мягкая глина – делаются первые усилия по сплочению коллектива. Организующим звеном является учитель, среди учеников хорошего организатора еще нет.3.«Мерцающий маяк» - «курс» или цель выбрана правильно. Маяк горит, но не постоянно, как бы говоря: я готов прийти на помощь. В классе есть желание учеников помочь друг другу. Есть на кого опереться, то есть имеется актив, как руководящий орган.4.«Алый парус» - символ устремленности вперед, символ дружеской верности.5.«Горящий факел» - единение, сотрудничество друг с другом, тесная дружба – это живое пламя.Татьяна Евгеньевна Конникова.Коллектив вздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, его нравственно ценной активности.Лидия Ивановна Новикова.Разработала пути управления детским коллективом. Обратила внимание на двойственную природу детского коллектива: коллектив – объект педагогической деятельности; коллектив – спонтанно – развивающееся явление, свободное общение друг с другом.Наталья Егоровна Щуркова.- гуманистическое воспитание в коллективе, воспитание на ценностях (обще-человеческие ценности) общества, в основе личностно – ориентированная педагогика.Виктор Михайлович Коротов – о самоуправлении в коллективе ( ученики сами предъявляют требования друг к другу).Анатолий Васильевич Мудрик, Куракин Виктор Иванович– в основе коллектива труд, общение, познание, игра и другие виды деятельности.

Существуют три модели «вхождения» личности в коллектив: 1. личность подчиняется коллективу(конформизм) 2. личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония, все равны, все друг друга понимают) 3. личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Стадии развития коллектива: 1) требования к у-ся предъявляет у-ль, 2) воспитывающее отношение у-ся проявляется не только педагог, но и актив класс, 3) воспитывающее отношение к личности и к коллективу проявляется большинством коллективом.

Коллектив формируется длительное время. Зависит от индивидуальных особенностей каждого члена коллектива. О стадиях писал А. С. Макаренко. -Становление - требования к учащимся предъявляет педагог. Педагог предъявляет не много требований (3 – 4 требований). Касается поведения в школе, в классе ( нельзя опаздывать, как вести, сидеть). Все требования, которые предъявляет учитель, должны быть выполнены всеми учениками. Далее учитель наблюдает, кто из учеников наиболее активно выполняет требования и помогает учителю. Из этих учеников формируется актив класса. Идет формирование актива. -Воспитывающее отношение к учащимся проявляет не только педагог, но и актив класса. -Воспитывающее отношение к личности и к коллективу проявляет большинство коллектива (постепенно к активу примыкают другие ученики. Они предъявляют требования и к себе, и к другим). -Воспитывающее влияние оказывает весь коллектив.

7.Существует множество путей формирования коллектива:1.Единое требование к учащимся (для всех одни, требования со стороны пед. коллектива, педагог должен быть сам требователен к себе и показывать пример).2.Через коллектив (через актив мы можем формировать коллектив). 3.Вовлечение учащихся в коллективную деятельность (только в деятельности формируется коллектив.4.Коллективные поручения (поручения всему коллективу). 5.Разовые поручения (касаются либо маленькой группы, либо одного).6.Перспектива (Макаренко: -ближняя – сегодня, завтра пойдем гулять. -Средняя – близко, но несколько отодвигается во времени. -Дальняя – в конце года пойдем в поход).7.Школьные традиции. 8.Идеи защищенности в коллективе (если нет защищенности со стороны коллектива и учителя, то личности дискомфортно, он хочет уйти).9.Стиль работы с коллективом – мажорный ( Макаренко, приподнятое, светлое). 10.Общественное мнение (должно быть во благо коллектива и личности).11.Духовные ценности(Сухомлинский: передача взаимообогащения). 12.Система межличностных отношений.13.Глубокая вера воспитанника в силу коллектива. 14.Личность самого учителя ( пример для учеников и коллектива). 15.Сила пед. коллектива (коллектив должен быть светлым,сильным). 16.Дисциплина и ответственность в коллективе. 17.Создание ситуации успеха для коллектива (успех дает продвижение вперед).

8.Роль кллектива: приучение к различным видам деятельности.

Нужно ли сегодня в условиях рыночной экономики когда идёт конкуренция – нужен ли коллектив? Нужна, для общения с людьми, человек без общения не может, в деятформируется нравственный опыт – люди помогают другим. –в деят. Формируется личность, общественно-соц.деят.

9. При формировании коллектива учитывается специфика возраста. Особенности: Подвижность; Подражательность, копирование; Процессы возбуждения преобладают над торможением, так как слабо развита воля и нервная система; Наглядно – образное мышление, поэтому воспитательные дела должны быть яркими, с большим количеством наглядности; Неумение долго концентрировать внимание на чем – либо одном, поэтому должна быть частая смена различных видов деятельности; Большая впечатлительность, т. к. малый личный жизненный опыт; Повышенная эмоциональность.

В связи с указанными выше особенностями младшего школьника, педагогу необходимо: *При планировании восп. работы выделять конкретные дела, включая их в различные виды деятельности ( учебная, игровая, трудовая, спортивная, эстетическая). *Необходима пед. организация каждого вида деятельности. *В воспитательной работе важно сочетать индивидуальные и коллективные формы (в начальной школе нужны коллективные поручения). *В воспитательной работе с первого класса важно включать детей в совместный труд на общие дела и пользу: самообслуживание в классе.

Психология.

Наши рекомендации