Организация образовательного процесса.
При организации образовательного процесса в хореографической студии, предусматриваются различные формы организации учебной деятельности:
- групповая
- индивидуальная
- фронтальная (сводная репетиция двух групп)
Реализация учебно-тематического плана в основном носит практический характер. Педагог оставляет за собой право перегруппировки и коррекции учебно-тематического плана в зависимости от степени подготовленности обучающихся и обстоятельств, связанных с планами работы отделения или образовательной организации.
Работа над постановкой танцевальных номеров или другими сценическими формами (флешмоб, акция и др.) может быть организована по отдельному графику в объеме запланированных на год часов.
Программой запланированы как внутренние концерты и конкурсы, так и выездные, возможны и заграничные выступления. При соблюдении определенных условий возможны выездные семинары, летние и зимние лагеря, где воспитанники смогут обучаться технике современного танца у других, в том числе и иностранных педагогов.
Теоретико-методологической основой программы являются основы педагогической практики таких авторов как:
- Т. Барышниковой (азбука хореографии)
- А.Я. Вагановой (основы классического танца)
- Мэтт Мэттокс (основы джаз-модерна)
- Марта Грэхэм, Д. Хамфри. (техника преподавания современных направлений хореографии) и др.
Алгоритм хореографического занятия предполагает поэтапность действий:
|
1-й год обучения «Начальная хореографическая подготовка».
В первый год обучения идет классическая подготовка, так как это основа любого направления хореографии, без которой не может быть полноценного обучения танцевальному искусству. А также постановка корпуса, рук, ног, головы, изучение простейших хореографических композиций. Также необходима физическая подготовка к более сложным алиментам современной хореографии, поэтому в течение l-гo года обучения идет работа над различными группами мышц, развитие пластики, чувства ритма. Очень важно с самого начала развивать умение чувствовать партнера по танцу, чувствовать музыку и учиться выражать музыку и учится выражать свои эмоции через пластику и выразительность тела. Для этого с первых же занятий, дается несколько минут на импровизацию или самостоятельное сочинение танцевальной композиции. Учащиеся получают первичные представления о современной хореографии. Посещают концерты и конкурсы современной хореографии.
2-ой год обучения «Современный эстрадный танец».
Получив, первоначальные хореографические навыки на 1-ом году обучения и перейдя на 2-ой, учащиеся начинают знакомство с различными стилями современного танца. Изучают термины, учатся импровизировать с определенными заданиями педагога. Для полного раскрепощения в движениях вводятся задания: импровизировать с закрытыми глазами, в паре, группой. Для отработки синхронности используются специальные упражнения: «Прочес с остановкой» - группа делится пополам и встает в две линии напротив друг друга. По хлопку они начинают движение на встречу, не теряя линии. Поравнявшись, на середине в один ряд они останавливаются на одну секунду и продолжают движение. Позже делают «Прочес без остановки» - поравнявшись на середине, не останавливаются, а только поворачивают голову. Задача учащихся: 1. Не нарушать линию, 2. Идти в одном темпе, 3. Поравняться точно на середине, 4. Смотреть только вперед. Это задание тренирует чувство партнера и помогает добиться синхронности в танце.
Помимо тренингов продолжается классическая подготовка, постановка танцевальных композиций и работа над различными группами мышц, естественно на более сложном уровне. В танцевальные композиции включаются: сложные прыжки, вращения. Особое внимание уделяется актёрскому мастерству. Добавляются упражнения на развитие равновесия и чувство центра.
3-ий год обучения «Мир танца».
На 3-м году обучения дети обучения дети уже танцуют современные танцы, достаточно подготовлены физически, имеют теоретические знания, служащие основой для дальнейшего обучения на более высоком уровне сложности. Знакомятся с джаз-танцем и таким стилем современной хореографии, как модерн. Совершенствуют свои навыки, работают технику исполнения танцевальных композиций. Делают свои, самостоятельные постанови к концу учебного года, и представляют их перед руководителем, всем коллективом и родителями. Именно на этом году обучения дети уже владеют такой формой общения, как сотрудничество. Сотрудничество проявляется, как в работе парой, группой, так и в работе с руководителем. И именно на 3-ем году обучения руководитель начинает подготовку к хореографическому стилю модерн, так, как на данном этапе учащиеся должны уже достичь внутренней свободы и свободы движения необходимой для модерна.
4-й год обучения «Свобода движения».
На 4-ом году обучения дети должны усвоить теорию и реализовать ее на практике. Точно выполнять задания на импровизацию, с высоким уровнем творчества или стремиться к нему. Четко разграничивать стили современной хореографии. Самостоятельно, без помощи руководителя делать постановки: сольные, групповые. Уметь передавать свои мысли, эмоции и чувства посредством хореографического искусства. Владеть актерским мастерством, что необходимо при исполнении танцев. Самостоятельно совершенствовать технику исполнения движений. В полной мере, дети раскрывают свою индивидуальность, внутренний мир, неповторимость в собственном видении мира. В совершенстве владеть своим телом - уметь танцевать, импровизировать, делать постановки и исполнять их. Иметь свободу движения и естественно внутренне.
5-й год обучения «Концертный состав».
На 5-ом году обучения воспитанники студии становятся концертным составом, принимающим участие в концертных и торжественных мероприятиях города Екатеринбурга и Свердловской области. На данном этапе обучения совершенствуются танцевальные навыки, оттачивается хореографическое мастерство обучающихся концертного состава.
Формы и методы контроля.
Эффективность проводимой с детьми работы в рамках деятельности хореографической студии определяется при помощи мониторинга образовательного процесса, который позволяет своевременно выявить динамику уровня освоения данной программы обучающимися. Диагностический инструментарий представлен анкетами для обучающихся и родителей, тестами, диагностическими картами и т.п. Используются результаты сценической деятельности, театрального мастерства. Ключевым методом отслеживания результатов обучения является наблюдение, что позволяет выявить положительные результаты, либо затруднения и своевременно скорректировать дальнейшие планы, наметив перспективу работы всей группы и при необходимости проведения индивидуальных занятий.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- стартовый (входящий), используется в начале учебного года и при поступлении вновь пришедших обучающихся;
- промежуточный, проводится в середине учебного года;
- итоговый – по результатам аттестации учебного года, а так же по окончанию всего курса по образовательной программе.
Диагностика проводится в начале учебного года и в конце. Таким образом, можно определить эффективность воспитательной работы, что является основой для дальнейшего педагогического планирования, определения новых целей развития творческого коллектива.
Работа по психолого-педагогической диагностике направлена на изучение детей, занимающихся в хореографической студии, с целью сотрудничества и компетентного управления педагогическим процессом.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности по данной общеобразовательной программе является активное участие в концертных мероприятиях различного уровня.
Условия и средства реализации программы.
Кадровые: педагоги с высшим специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в области хореографии, педагогики, психологии.
Организационные: непрерывное обучение в ходе всего курса за исключением летних и зимних каникул.
Материально-технические:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН);
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- мультимедийные средства (музыкальный центр, компьютер, оснащенный звуковыми колонками);
- реквизит для упражнений (утяжелители для ног, коврики, мячи, скакалки, шары и т. д.);
- материальная база для создания сценических костюмов.
Психологические:
- благоприятный психологический микроклимат на занятиях;
- доброжелательное отношение педагога к детям;
- сплоченность детского коллектива;
- демократический стиль общения педагога с детьми;
- создание для каждого обучающегося ситуации успеха.