Тема 7. Пути формирования умений воспринимать и интерпретировать текст: от текста к смыслу и от смысла к новому тексту
Задание 1.Прочитайте определение из словаря-справочника М.Л. Львова.
Понимание материала по русскому языку — процесс и результат осмысления изучаемого. П. при чтении предполагает, что учащимися уяснено значение каждого слова, оттенки значений, переносные значения, понято каждое предложение, общий смысл прочитанного текста, его тема, главная мысль. П. при словообразовательном анализе слова будет достигнуто лишь в том случае, если учащийся уяснил для себя значение корня, роль и значение приставки, суффикса, значение каждого слова, входящего в гнездо родственных слов, а также словообразовательную модель, способ образования слова. П. грамматического определения будет достигнуто лишь тогда, когда школьник усвоит его составные элементы и свяжет каждый элемент определения со свойствами конкретного языкового, явления. Критерии П.: а) выполнение практических действий на основе понятого материала; б) умение словесно передать понятый материал, логически его построить и перестроить, доказать, обосновать; П. можно считать достигнутым, если оно удовлетворяет обоим критериям. П. является условием неформального, сознательного усвоения материала. [Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное– М.:РОСТ СКРИН, 1997. – 256 с., с.154].
Каковы, по мнению автора, критерии понимания текста?
_______________________________________
Задание 2. Прочитайте к первую строку рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» и запишите все, что вы поняли:
Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах.
_______________________________________
Обсудите выделенную из фразы информацию и дополните записи.
_______________________________________
Сравните варианты понимания.
_______________________________________
Задание 3.Познакомьтесь с понятиями «регистр читательского восприятия», панорманое восприятие», тоннельное восприятие», почитав фрагмент монографии Е.С. Богдановой «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»:
Среди прочих текстов особое место занимают художественные: их восприятие сопряжено с возникновением эстетизированных эмоций и часто осложнено необходимостью преодолеть культурно-исторический сдвиг. Проблема заключается в том, что для адекватного понимания художественного текста необходимо не только уметь извлекать заложенную в него автором информацию, но и соединять её с собственными энциклопедическими знаниями, являющимися фоновыми по отношению к исходному тексту. Такое восприятие назовём панорамным: оно связано с «широкоформатным» изображением в сознании реципиента содержательно-смысловой информации текста, его языковых и экстралингвистических компонентов. В этой панораме можно выделить передний план с главными элементами воспринимаемого текста (например, основная событийная канва или образ героя, идея автора, настроение – всякий раз это главное определяется по-разному в соответствии с задачей читающего и типом текста) и периферией, а также культурно-исторический фон, с которым ассоциативно связывается текстовая информация уже в ходе знакомства с ним. Таким образом, в содержание текста включается также информация, имеющаяся в опыте субъекта, на основе которой его содержание приобретает целостность. Этот опыт позволяет восполнить пропуски смысловой информации в тексте: «… автор рассчитывает, что они будут восстановлены, компенсированы партнёрами коммуникации и тем самым произведено заполнение возникающих «скважин», что является необходимым условием понимания текста» [Новиков А.И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста / В кн.: Аспекты общей и частной лингвистики. – М., Наука, 1982, с. 10-22, с.12]..
В ходе чтения текста в сферу внимания читателя включаются постепенно блоки текстовой информации, которые интегрируются с информацией затекстовой (процесс антиципации). В то же время языковое чутьё и лингвистические знания позволяют реципиенту вынести оценочные суждения, сделать предположение относительно образа автора текста. Разворачивающаяся панорама позволяет запустить механизм вероятностного прогнозирования, а ходе дальнейшего чтения будет осуществляться проверка выдвинутых гипотез.
В результате восприятия всего текста и интеграции фоновых знаний из различных областей науки устанавливаются внутритекстовые связи (контекст) и рождается некая развёрнутая картина с передним планом (текст и его элементы: хронотоп, герои, объекты), скрытым глубинным планом (сверхзадача автора: подтекст плюс механизм и смысл воздействия на читателя, его аксиологическую сферу) и периферийными зонами (культурно-исторический фон), что схематично можно отразить в виде интегративной модели читательского восприятия (схема 3):