Тема 7. Пути формирования умений воспринимать и интерпретировать текст: от текста к смыслу и от смысла к новому тексту

Задание 1.Прочитайте определение из словаря-справочника М.Л. Львова.

Понимание материала по русскому языку — процесс и результат осмысления изучаемого. П. при чтении предполагает, что уча­щимися уяснено значение каждого слова, оттенки значений, пере­носные значения, понято каждое предложение, общий смысл прочитанного текста, его тема, главная мысль. П. при словооб­разовательном анализе слова будет достигнуто лишь в том случае, если учащийся уяснил для себя значение корня, роль и значение приставки, суффикса, значение каждого слова, входящего в гнездо родственных слов, а также словообразовательную модель, способ образования слова. П. грамматического определения будет достиг­нуто лишь тогда, когда школьник усвоит его составные элементы и свяжет каждый элемент определения со свойствами конкретного языкового, явления. Критерии П.: а) выполнение практических действий на основе понятого материала; б) умение словесно пе­редать понятый материал, логически его построить и перестроить, доказать, обосновать; П. можно считать достигнутым, если оно удовлетворяет обоим критериям. П. является условием неформаль­ного, сознательного усвоения материала. [Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное– М.:РОСТ СКРИН, 1997. – 256 с., с.154].

Каковы, по мнению автора, критерии понимания текста?

_______________________________________

Задание 2. Прочитайте к первую строку рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» и запишите все, что вы поняли:

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах.

_______________________________________

Обсудите выделенную из фразы информацию и дополните записи.

_______________________________________

Сравните варианты понимания.

_______________________________________

Задание 3.Познакомьтесь с понятиями «регистр читательского восприятия», панорманое восприятие», тоннельное восприятие», почитав фрагмент монографии Е.С. Богдановой «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»:

Среди прочих текстов особое место занимают художественные: их восприятие сопряжено с возникновением эстетизированных эмоций и часто осложнено необходимостью преодолеть культурно-исторический сдвиг. Проблема заключается в том, что для адекватного понимания художественного текста необходимо не только уметь извлекать заложенную в него автором информацию, но и соединять её с собственными энциклопедическими знаниями, являющимися фоновыми по отношению к исходному тексту. Такое восприятие назовём панорамным: оно связано с «широкоформатным» изображением в сознании реципиента содержательно-смысловой информации текста, его языковых и экстралингвистических компонентов. В этой панораме можно выделить передний план с главными элементами воспринимаемого текста (например, основная событийная канва или образ героя, идея автора, настроение – всякий раз это главное определяется по-разному в соответствии с задачей читающего и типом текста) и периферией, а также культурно-исторический фон, с которым ассоциативно связывается текстовая информация уже в ходе знакомства с ним. Таким образом, в содержание текста включается также информация, имеющаяся в опыте субъекта, на основе которой его содержание приобретает целостность. Этот опыт позволяет восполнить пропуски смысловой информации в тексте: «… автор рассчитывает, что они будут восстановлены, компенсированы партнёрами коммуникации и тем самым произведено заполнение возникающих «скважин», что является необходимым условием понимания текста» [Новиков А.И. Лингвистические и экстралингвистические элементы семантики текста / В кн.: Аспекты общей и частной лингвистики. – М., Наука, 1982, с. 10-22, с.12]..

В ходе чтения текста в сферу внимания читателя включаются постепенно блоки текстовой информации, которые интегрируются с информацией затекстовой (процесс антиципации). В то же время языковое чутьё и лингвистические знания позволяют реципиенту вынести оценочные суждения, сделать предположение относительно образа автора текста. Разворачивающаяся панорама позволяет запустить механизм вероятностного прогнозирования, а ходе дальнейшего чтения будет осуществляться проверка выдвинутых гипотез.

В результате восприятия всего текста и интеграции фоновых знаний из различных областей науки устанавливаются внутритекстовые связи (контекст) и рождается некая развёрнутая картина с передним планом (текст и его элементы: хронотоп, герои, объекты), скрытым глубинным планом (сверхзадача автора: подтекст плюс механизм и смысл воздействия на читателя, его аксиологическую сферу) и периферийными зонами (культурно-исторический фон), что схематично можно отразить в виде интегративной модели читательского восприятия (схема 3):

Наши рекомендации