Тема 11. Понятие текста. Текст автора и текст культуры –4 часа

Понятие текста. Произведение и текст. Независимость образа от автора. Текст как “сделанная” вещь.

Понятие мировой литературы. Диалог культур. Взаимодействие “высокой” и массовой литературы. “Официальная” и “тайная” литература. Перераспределение жанров.

Творчество автора как единый текст. Литература как текст. Культура как текст. Судьба автора в тексте культуры.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по теории литературы

Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория литературы» заключается в выполнении заданий, предложенных для практических занятий, и самостоятельного изучения научной литературы по каждой теме.

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин – 1 час.

Литература.

Аверинцев С.С. Филология. // КЛЭ. Т.7. М., 1972

Иванов В.В. Поэтика. // КЛЭ. Т.5. М., 1968.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Тема 2. Теория литературы в системе теоретических дисциплин – 2 часа

Литература.

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Статьи: Событие, Сюжет, Лингвистика языкового существования, Метаязык.

Тема 3. Академические школы в литературоведении – 2 часа

Литература.

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992.

Петровский М. Морфология новеллы. // Там же.

Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. “Кошки” Бодлера. // В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975

Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989.

Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.

Петровский М. Морфология новеллы. // Поэтика. Хрестоматия. М., 1992.

Тема 4. Теоретические концепции поэтического слова – 2 часа

Литература.

Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.

Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.

Тема 5. Проблема автора. Автор и авторство - 2 часа

Литература.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. // Н.И. Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

Тема 6. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика. – 2 часа

Литература.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

Образцы изучения лирики. Ч. 1. Ижевск, 1997. С. 50-118.

Тема 7. Авторское сознание в эпосе – 2 часа

Литература.

Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Тема 8. Авторское сознание в драме - 2 часа.

Литература.

Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

Тема 9. Понятие художественного мира автора - 1 час.

Литература.

Лекции.

Бахтин М. Форма времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Тема 10. Понятие текста. Текст автора и текст культуры – 1 час

Литература.

Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.

Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.

УЧЕБНИКИ

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2003.

Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава, 2004.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практические занятия по теории литературы имеют методологическое и методическое значение. История теории литературы дает представление о развитии научной мысли, о переосмыслении классических методологий и их использовании на современном этапе. Важно понимание зависимости анализа от структуры текста, о «диктате» произведения, провоцирующего исследователя на определенную методику работы, - этому посвящен первый блок занятий.

Вторая часть практических занятий направлена на анализ поэтического слова в его основных формах бытования (монолог, диалог, монологический диалог, диалогический монолог, полилог, несобственно-прямая речь, сказ и стилизация) в зависимости от литературного рода. Наконец, завершающая, третья часть занятий, выводит студентов на уровень автора и творчества как единого текста.

Тема 1. Культурно-историческая школа.

- Культурно-историческая школа: время появления, основатель и продолжатели, основные положения.

- Как реализуется в произведении триединство И. Тэна «раса, среда, момент»?

- Проанализируйте в логике И. Тэна повесть М. Лермонтова «Бэла».

Литература

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Тэн И. Степень важности характера. // И. Тэн. Философия искусства. М., 1996. С.271-293.

Тема 2. Сравнительно-историческая школа.

- Сравнительно-историческая школа: время появления. Основные представители.

- Основные положения теории заимствования.

- Сравнительно-исторический анализ типологических схождений.

- Проанализируйте в логике сравнительно-исторического анализа балладу Жуковского «Ундина» и повесть М. Лермонтова «Тамань».

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979. С.141- 172.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Тверь, 1998.

Тема 3. Мифологическая школа и логика ее развития.

- В чем своеобразие теории «первых мифологов»?

- В чем специфика мифологического анализа?

- Что такое архетип?

- Проанализируйте в мифологическом аспекте поэму «Демон» и «демонические» образы в лирике и эпике Лермонтова.

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Руднев В. Введение в прагмасемантику. // Винни Пух и философия обыденного языка М., 1994. С. 9-48.

Маркович В.М. Миф о Лермонтове на рубеже XIX-XX веков. // В.М. Маркович. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. С.-П., 1997.

4. Теоретическая школа и ее основные положения.

- Когда, где и кем была основана теоретическая школа?

- В чем «свойства… слова», «речи и понимания» по Потебне?

- Что составляет «три составные части поэтического произведения»?

- Проанализируйте три уровня повести «Фаталист».

Литература

Потебня А. А. Слово и его свойства. Речь и понимание. Три составные части поэтического произведения. // А.А. Потебня. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 132 – 141.

Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова. // Ю.М. Лотман. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 218-235.

5. Психологические школа и ее модификации.

- В чем своеобразие психологического анализа Д.Н. Овсянико-Куликовского?

- Какие понятия составляют основы «психологии искусства» Л. Выготского?

- Дайте анализ повести «Княжна Мери» в логике Л. Выготского

Литература

Выготский Л. «Тонкий яд». Синтез. // Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 154-187.

Овсянико-Куликовский Д. Печорин. // Д.Н. Овсянико-Куликовский. Литературно-критические работы в 2-х тт. Т.2. М., 1989. С. 98-122.

6. Принципы анализа формальной школы.

- Когда, где и кем была создана формальная школа?

- Каковы принципы «формального» анализа?

- «Как сделан «Фаталист» Лермонтова»?

Литература

Шкловский Б. Искусство как прием. // Поэтика. Вопросы литературоведения. Хрестоматия. М., 1992. С. 24 - 41.

Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Там же. С. 93 -112.

7. Структурализм.

- Что наследует структурализм от формализма?

- Какова методика структуралистского анализа?

- Проанализируйте стихотворение «Выхожу один я на дорогу» по модели Р. Якобсона.

Литература.

Руднев В. Структурная поэтика. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 436 - 439.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». М.. 1975. С. 193 -231.

Якобсон Р. И Леви-Стросс К. «Кошки» Шарля Бодлера. // Структурализм: «за» и «против». С. 231 - 256.

8. Слово в лирике.

- Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике? (“Бородино”)

- В чем своеобразие диалога и монолога в лирике? (“Молитва”)

- В чем специфика сюжета и композиции лирического произведения? (“Дума”, “Выхожу один я на дорогу”).

Литература

Образцы изучения лирики. Т.I. Ижевск, 1997. С. 64-84.

9. Лирический герой Лермонтова.

- Что такое лирический герой?

- Чем отличается лирический герой Лермонтова от лирического героя Пушкина?(“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”, “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д.)

Литература.

Образцы изучения лирики. Т. II. Ижевск, 1997. С. 168 – 205.

10.Слово в эпосе.

- Как вы понимание эпическое миросозерцание?

- Что такое эпическая дистанция и объективность?

- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?

- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в роман «Герой нашего времени») и монтажным?

Литература.

Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.

11. Автор и формы выражения его присутствия в романе.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора -«повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

- Как проявляется авторская точка зрения в романной структуре?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смены точек зрения.

Литература

Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84.

Успенский Б. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения. // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.

12. Слово в лиро-эпосе.

- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).

- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).

Литература

Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.

Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.

13. Сюжет и герой в драме.

- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?

- В чем специфика слова в драме?

- В чем своеобразие драматического героя?

- Что такое паратекст?

- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».

Литература

Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. С.???

Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 292 – 296.

14. Поэтика поэмы и драмы

- В чем своеобразие поэмного сюжета?

- В чем своеобразие драматического сюжета?

- В чем отличие диалога в поэме от диалога в драме?

- Проанализируйте поэму «Демон» и драму «Маскарад»

Литература

Пульхритудова Е.М. «Беглец», «Мцыри», «Демон» - вершина русского романтизма 1830-х годов. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 314 – 326

Барт Р. Поэма, драма, роман?. // Z….?

15. Поэтический мир автора.

- Что такое авторский стиль?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время у Лермонтова?

- Каково соотношение лермонтовского героя и хронотопа?

Литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 282 – 314.

Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б. Эйхенбаум. О литературе. С. 140 – 278.

Рейтинг-контроль

Максимальное количество баллов, которое может получить студент в течение семестра – 60 (по 30 баллов в за каждый из 2 модулей).

1 модуль

За посещение практических занятий и лекций – 7 баллов (по 0,5 балла за каждое занятие).

За работу на практических занятиях – максимально 14 баллов (по 2 балла за занятие)

Максимальное количество баллов за контрольную тестовую работу – 9.

Темы, выносимые на контрольную точку:

1. Теория литература в системе литературоведческих дисциплин.

2. Теория литературы в системе теоретических дисциплин.

3. Академические школы в литературоведении

Образцы тестовых контрольный заданий

I. Теория литературы изучает

1. историю создания произведений

2. становление и развитие художественных систем

3. закономерности развития литературы

4. «как сделан» текст

II. Позиция стороннего исследователя характерна

1. для литературного критика

2. для теоретика литературы

3. для историка литературы

III. Литературная критика

1. направлена на любой текст

2. сфера ее действия ограничено

IV. Общественное мнение и нравственные приоритеты формирует

1. теория литературы

2. история литературы

3. литературная критика

V. Типы поэтик

1. историческая

2. критическая

3. морфологическая

4. теоретическая

5. нормативная

VI. Теоретическая поэтика создана

1. А. Веселовским

2. Д. Овсянико-Куликовским

3. А. Потебней

4. В. Жирмунским

VII. Основатели культурно-исторической школы:

1. И. Тэн

2. А. Веселовский

3. Е. Мелетинский

VIII. Культурно-историческую школу интересует:

4. биография

5. цитата, аллюзия

6. время возникновения

IX. Представители сравнительно-исторический школы:

1. А. Афанасьев

2. Ф. Буслаев

3. Ю. Лотман

4. А. Пыпин

X. Сравнительно-историческую школу интересует:

1. прамиф

2. знак и значение

3. мотив

4. автор как персонаж

XI. Представители мифологической школы:

1. братья Гримм

2. А. Афанасьев

3. М. Бахтин

4. А. Пыпин

XII. Мифологическую школу интересует:

1. структура повествования

2. фольклорные жанры

3. архетипы

4. личность писателя

XIII. Представители психологической школы:

1. Н. Тихонравов

2. Ш. Сент-Бев

3. В. Жирмунский

4. А. Потебня

XIV. Психологическую школу интересует:

1. фабула и сюжет

2. раса, среда, момент

3. характер

4. хронотоп

XV. Представители формальной школы:

1. Г. Плеханов

2. О. Миллер

3. Б. Эйхенбаум

4. Ю. Айхенвальд

XVI. Представителей формальной школы интересует:

1. стилизация

2. сюжетная схема

3. мотив

4. преднамеренное/непреднамеренное

XVII. Представители структурализма:

1. Г. Брандес

2. Г. Поспелов

3. В. Топоров

4. Ю. Лотман

XVIII. Представителей структурализма интересует:

1. архетипы

2. система образов

3. иерархия структур

4. хронотоп

2 модуль

За посещение практических занятий и лекций – 7 баллов (по 0,5 балла за каждое занятие).

За работу на практических занятиях – максимально 16 баллов (по 2 балла за занятие)

Максимальное количество баллов за контрольную тестовую работу – 7.

Темы, выносимые на контрольную точку:

Теоретические концепции поэтического слова

Проблема автора. Автор и авторство

Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика

Авторское сознание в эпосе

Авторское сознание в драме

Наши рекомендации