Закономерности и принципы обучения

Закономерности и принципы обучения - student2.ru Закономерности:

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К внешним закономерностям обучения относятся:

• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

• воспитывающий и развивающий характер обучения;

• деятельностный и диалогичный характер обучении;

• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям относятся:

• зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия;

• зависимость результатов обучении от взаимодействия учителя и уче­ника;

• подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

• заданная структура, предполагающая переход ученика от решения одной учебной задачи к другой, что обеспечивает переход от незнания к знанию, от знания к умению и далее - к навыку.

Выявленные закономерности составляют основу для определения ди­дактических принципов (принципов обучения).

Закономерности и принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями. В принципах обуче­ния выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно историческом виде [М. А. Данилов].

Основополагающими, общепризнанными дидактическими принципам являются: сознательность и активность в обучении; наглядность; система­тичность и последовательность; прочность; научность; доступность; связь теории с практикой. Они составляют систему дидактических принципов.

Принцип сознательности и активности основывается на положении о ведущей роли самостоятельной и осмысленной деятельности учеников в приобретении новых знаний, умений и навыков. Он проявляете в широком использовании учителем заданий, побуждающих учеников рассуждать, делать выводы, проверять их в практике и пр.

Принцип наглядности был раскрыт еще в работах Я. А. Коменского и предполагает использование в процессе обучения различных видов наглядности, действующих на различные органы чувств ученика. Результатом такой работы становится получение разнообразных и полных представлений об окружающих предметах и явлениях - чувственной основы будущих понятий и выводов.

Принцип систематичности и последовательности направлен на за­крепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование. Реализуется принцип в про­цессе планирования системы уроков по предмету, обеспечивающих

движение ученика от простого к более сложному т. д.

Принцип прочности характеризует необходимость организации спе­циальной работы учащихся по усвоению и запоминанию материала. Он базируется на использовании учителем психологических законо­мерностей процессов запоминания, таких как зависимость результа­тов запоминания от интереса учащихся, от значимости материала, от его организации.

Принцип научности требует, чтобы в обучении использовались при­знанные наукой знания и методы, обеспечивающие формирование у обучающихся объективной картины окружающего мира.

Принцип доступности нацеливает на построение обучения в соответ­ствии с возрастными возможностями учащихся, с опорой на их лич­ный опыт.

Принцип связи теории с практикой указывает на необходимость под­крепления теоретических положений практическими примерами, ис­пользования полученных знаний в практической деятельности.

Реализация указанных принципов обучения отражается в правилах

обучения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа.

С развитием дидактики появляются новые принципы обучения. Так, в настоящее время выделились дидактические принципы развивающего обучения. К ним относятся: обучение на высоком уровне трудности; бы­стрый темп в изучении материала; принцип ведущей роли теоретических знаний; осознание обучающимися процесса обучения (Л. В. Занков).

Наши рекомендации