Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
Дом Учителя Уральского федерального округа. IX Международная Олимпиада по основам наук. Первый этап.
Научный руководитель проекта по предмету: Ламехов Юрий Геннадьевич, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных Челябинского государственного педагогического университета.
Автор заданий: Власова Елена Юрьевна, методист ИМЦ Железнодорожного района
г. Екатеринбурга, 1 категория.
Рецензент: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории
МОУ Лицей № 6 г. Качканара.
Биология 11 класс.
Проводится в честь Санникова Станислава Николаевича.
Время выполнения работы 1 час 15 минут.
________ ________ __________ ________ _________ __________ ______________
Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № код участника
Таблица ответов
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | 22.1 | ||||||||||||||||||
Задание | 22.2 | ||||||||||||||||||
Задание | 22.3 | ||||||||||||||||||
Задание | 22.4 | ||||||||||||||||||
Задание | 22.5 | ||||||||||||||||||
Задание | 22.6 | ||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | 24.1 | ||||||||||||||||||
Задание | 24.2 | ||||||||||||||||||
Задание | 24.3 | ||||||||||||||||||
Задание |
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий. Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из пяти предложенных. Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из шести предложенных. Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) – на установление соответствия и 5 заданий (16-20) – на установление правильной последовательности. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16-20 – установить правильную последовательность. Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21 – 25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию открытого типа.
Вопрос №1
Выберите понятие, не связанное с метаболизмом живых систем:
1) ассимиляция | 2) воспроизведение | 3)энергетический обмен | 4) гомеостаз | 5) диссимиляция |
Вопрос №2
Выберите ученого, который впервые доказал принцип: «все живое – из живого»:
1) Г.Э.Рихтер | 2) Ф. Реди | 3) Аристотель | 4) Л. Пастер | 5) Т.В. Прейер |
Вопрос №3
Выберите самый распространенный элемент в живых организмах:
1) С | 2) N | 3) H | 4) P | 5) О |
Вопрос №4
Ученый, развивший теорию «петропсамофитности–пирофитности сосны обыкновенной»:
1) С.Н. Санников
2) А.О. Ковалевский
3) В.И. Вернадский
4) М. Шлейден
5) М. Мальпиги
Вопрос №5
Какое слово (словосочетание) не относится к митозу:
1) профаза
2) расхождение хроматид
3) телофаза
4) редупликация хромосомного материала
5) конъюгация
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
Вопрос №6
Выберите организмы, способные только к половому размножению:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Вопрос №7
Выберите компоненты клетки, которых нет у прокариот:
1.плазматическая мембрана
2.митохондрия
3.вакуоль
4.рибосома
5.клеточная стенка
6.ЭПС
Вопрос №8
К этапам энергетического обмена относятся:
1.гликолиз 2.световой 3.транскрипция | 4.кислородный 5.подготовительный 6.пластический |
Вопрос №9
Рациональное питание предусматривает:
1.предпочтение более калорийной пищи
2.необходимость учета потребностей организма в различных питательных веществах
3.выбор только растительной пищи
4.учет возраста, деятельности и состояния здоровья
5.резкое уменьшение порций
6.регулярный прием пищи в определенное время
Вопрос №10Выберите способы полового размножения без оплодотворения: