Пример урона комплексного применения знаний, навыков и умений
Русский язык
Тема. «Имя существительное и имя прилагательное».
Цель. Усвоение учащимися умений самостоятельно применять в комплексе знания и навыки правописания существительных и прилагательных в измененных условиях (ситуациях, требующих творческого переноса знаний и навыков).
Оборудование. Морфологические таблицы по теме урока.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и навыков учащихся. Вопросы и задания: припомните склонения существительных. Какие существительные принадлежат к каждому из этих склонений? Какие окончания имеют существительные каждого склонения в творительном падеже единственного числа? Объясните это на примерах. Какие вы знаете степени сравнения прилагательных? Когда в прилагательных пишется –нн-?
Коррекция (дополнение, уточнение, углубление).
II. Мотивация учения и сообщение темы, цели и задач урока. Учитель объясняет значение правил правописания существительных и прилагательных при написании писем, составлении протоколов, подготовке докладов или выступлений и дает задание; использовать существительные различных склонений и прилагательные различных степеней сравнения при описании весенней экскурсии в лес в форме письма к другу.
Индивидуальные задания: П., К., Р. вместо составления письма к другу записывают по 5 существительных каждого склонения и по 4 прилагательных каждой степени сравнения (в столбик).
III. Осмысление учащимися содержания работы и последовательности действий. Инструкция учителя: продумать план своих действий — какие события и в какой последовательности лучше описать, на что обратить особое внимание, подобрать существительные и прилагательные, которые будут использованы в тексте.
IV. Самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
V. Отчет учащихся и проверка на основе взаимоконтроля. Коллективная проверка 1-2 работ в классе и взаиморецензирование. Один из учащихся читает свою работу, учащиеся рецензируют ее, высказывая свои мнения о содержании, Лексике, стиле и грамматических ошибках.
2. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
В пособиях по педагогике и в методиках подчеркивается большая роль повторения в процессе обучения и подробно освещается методика этого вида учебной работы. Под повторением обычно понимают возвращение к прежде изученному материалу с целью усовершенствования и закрепления знаний. Анализ педагогической практики и специальные исследования показывают, что цель повторения выходит далеко за пределы обычного закрепления. В школе повторение учебного материала проводится со следующими целями:
1. Для закрепления знаний. Чтобы закрепить соответствующие знания, их повторяют несколько раз в различном сочетании с изученным и новым материалом, превращают знания в личное достояние каждого ученика.
2. Для углубления и расширения сведений о ранее изученных предметах и явлениях, усовершенствования знаний, ликвидации пробелов в изученном материале, более полного усвоения представлений и понятий. Например, первые сведения о топографическом плане и карте учащиеся получают в III классе. Но на данной ступени обучения они усваивают эти сведения в весьма ограниченном объеме. Поэтому в последующих классах приходится не раз возвращаться к этому вопросу, чтобы пополнить и расширить полученные знания.
3. Для осознания нового материала. Например, изучается тема «Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю». Для того чтобы учащиеся лучше поняли сущность выполняемого действия, учитель предлагает припомнить, как приводятся, к общему знаменателю обыкновенные дроби, и на основе этого по аналогии учащиеся выполняют соответствующие алгебраические преобразования.
4. Для уточнения приобретенных во время наблюдений, экскурсий, опытов, лабораторных и практических работ представлений,
подведения учащихся к обобщениям. Например, в школьном уголке живой природы учащиеся выполняли опыты по проращиванию семян в различных условиях.
На уроке учащиеся припоминают свои наблюдения, воспроизводят представления о появлении всходов и форме ростков" и условиях их развития. В результате обсуждения в классе и подведения итогов наблюдений представления учащихся расширяются, обобщаются.
5. Для формирования у учащихся практических навыков и умений: трудовых, гимнастических, дидактических (чтения, письма, вычислительных, алгебраических преобразований), производственных. Прежде всего повторяют тот материал, который является опорой для сознательного усвоения новых знаний и способов выполнения действий, отдельные приемы и действия, являющиеся составными элементами соответствующей деятельности человека. Например, учащиеся должны усвоить умения выполнять различные измерительные операции. Для этого на уроке сначала повторяют изученные ранее сведения о мерах длины, понятия о точности измерения, способах измерения, после чего учащиеся выполняют упражнения на измерение длины различных предметов с заданной точностью.
6. Для обобщения и систематизации знаний. На уроках обобщающего повторения или уроках обобщения и систематизации, которые проводятся после изучения важнейших разделов программы, в учебном материале выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи науки, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их системы и наиболее общие закономерности. Например, после изучения темы «Древний Восток» (история) на уроке обобщения и систематизации учащиеся раскрывают общие причины разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладельческого общества; после изучения экономической географии зарубежных стран социализма на уроке обобщения и систематизации выделяются общие элементы социалистической системы хозяйства, связи и отношения между ними.
Анализ программ и учебников показывает, что в них еще недостаточно отражены идеи системности знаний, на уроки обобщения и систематизации им или совсем не отводится времени или отводится несколько часов в конце учебного года. В практике работы учителей проблема обобщения и систематизация также решается по-разному. Наблюдения показали, что большинство учителей физики, химии, биологии, географии вовсе не предусматривают уроков тематического обобщения и систематизации, а планируют только несколько уроков итогового повторения в конце учебного года. Учителя истории, математики, языка, кроме уроков итогового повторения, нередко предусматривают отдельные уроки обобщающего повторения важнейших разделов программы.
Наблюдаются недостатки и в методике уроков обобщающего повторения. На таких уроках во многих случаях преобладает беседа или устный опрос, имеющий главным образом репродуктивный характер. Методика их однообразна и педагогический эффект в большинстве случаев невысок.
В условиях обучения по новым учебным программам и учебникам, предусматривающим повышение теоретического уровня знаний, роль уроков обобщения и систематизации повышается, что требует усиления внимания к совершенствованию их организации, структуры и методики.
Там, где программами такие уроки не предусмотрены, их целесообразно ввести после изучения важнейших разделов и в конце изучения курса.
Структура урока обобщения и систематизации прежде всего должна соответствовать логике процесса обобщения и систематизации знаний, в котором предполагается следующая последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся понятий, их категорий и систем, от них — к усвоению все более сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной науки. Этой последовательности должны соответствовать основные звенья урока данного типа.
Исходя из изложенного, в уроке обобщения и систематизации можно выделить следующие структурные звенья, или этапы:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
Рассмотрим характеристики основных элементов данной структуры.
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. Данному этапу урока наиболее соответствуют следующие методы и приемы обучения: беседа, демонстрация наглядности, анализ таблиц, графиков, проведение опытов, лабораторных и практических работ.
На данном этапе урока обобщающего повторения учителя нередко используют комплекты натуральных предметов (коллекции), серии таблиц, иллюстраций. Большое значение для обобщения имеют схематические изображения и графические модели. Чем более широких обобщений мы желаем достичь, тем большее значение следует придавать развитию мышления, аналитико-синтетической деятельности учащихся, тем большую роль в этом процессе играют схемы, числовые таблицы, диаграммы, карты различных видов, грамматические таблицы, графические и знаковые модели и прочие схематические и символические изображения.
В процессе обобщения и систематизации важное значение имеет предупреждение ошибок в знаниях учащихся и своевременное их исправление.
Повторение, обобщение и систематизация понятий и усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий. Обобщение учащимися фактического материала является важным, но не основным этапом и не единственной целью уроков обобщения и систематизации знаний. Основной задачей подобных уроков должно быть формирование у учащихся знаний, которые отражаются в виде идей и теорий. Для этого необходим постепенный переход от частных ко все более широким обобщениям. Чем шире обобщения, тем меньшую роль играют натуральные объекты и чувственные представления и тем большее значение приобретает слово, речь, абстрактное мышление учащихся и применение различного характера моделей предметов и явлений.
С целью широких обобщений за один урок нередко приходится рассматривать материал 20—30 часов. За это ограниченное время учащиеся должны проанализировать большой по объему материал, выделить в нем наиболее существенные особенности и свести их в единую систему или целостную теорию. Работа эта весьма сложная, поэтому трудно рекомендовать такую универсальную методику, которая бы позволила достичь поставленной цели за столь короткое время.
Одним из наиболее распространенных методов обобщения и систематизации является беседа. Она может дать желаемый успех, если тема не очень большая и учащиеся предварительно хорошо подготовятся к уроку — все до единого, быстро и правильно будут отвечать на вопросы учителя, поставленные в четкой логической последовательности. Важно, чтобы эта беседа имела действительно обобщающий характер, а не направляла учащихся на простое воспроизведение полученных прежде знаний.
Вместе с тем беседа как метод обобщения имеет свои недостатки. Она не дает возможности наиболее полно охватить общие и существенные особенности больших по объему тем. Во время беседы не все учащиеся достаточно активны, часть из них остается вне внимания учителя, особенно те, которые слабо подготовились к уроку или имеют определенные пробелы в знаниях.
В старших классах эффективны обзорные изложения (лекции) с применением системного анализа сложных объектов и их моделирования (знакового или графического). В этом материале учитель выделяет основные, ведущие линии и идеи и излагает их в предварительно спланированной последовательности, которая не всегда совпадает с последовательностью первичного ознакомления с материалом. Изменяется в определенной мере и последовательность его анализа.
В IV—VIII классах подобную лекцию учащимся трудно воспринимать. Поэтому здесь целесообразнее устное изложение сочетать с обобщающей беседой, работой с учебником, наглядными пособиями, составлением систематизирующих таблиц. Взаимосвязь различных методов и приемов обобщения и систематизации зависит от особенностей учебного предмета, содержания материала, его объема, подготовки детей и т. п. Опыт показал, что такое изложение целесообразно, если оно сопровождается составлением учащимися сжатого конспекта. Наиболее целесообразно оно в VII—VIII классах и может использоваться при изучении различных учебных предметов (например, по истории для обобщающего повторения методом обзорного изложения мы брали тему «Возникновение и развитие феодализма на Руси»). В обзорном изложении учитель выделяет ряд фактов и выводов из них, подкрепляющих или иллюстрирующих центральную идею, красной нитью проходящую через весь раздел. Здесь нет необходимости повторно объяснять учащимся основные понятия (феодалы, смерды, дружинники, бояре и др.). Учитель в строгой последовательности раскрывает основной ход исторического процесса, включая в изложение наиболее существенные вопросы темы. Например, ведущей идеей вышеназванного раздела является развитие классовых отношений на Руси в IX—XII вв., постепенное усиление феодального гнета крестьян, развитие экономики, ремесла, торговли.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся во время изложения учителя рекомендуется составлять план, тезисы или конспект сообщения. Это заставит учащихся рассуждать, обдумывать отдельные мысли, выделять главное, формулировать свою мысль так, чтобы удобно было фиксировать ее на бумаге. В VII—VIII классах выполнение подобных заданий вполне доступно для учащихся и является дополнительным упражнением в развитии устной и письменной речи. Ознакомление с конспектами показало, что учащиеся сравнительно легко справляются с такими заданиями: пишут грамотно и сжато, орфографических и пунктуационных ошибок у них встречается не больше, чем при написании изложений или сочинений, особенно в условиях систематической работы подобного рода и при постоянном контроле со стороны учителя за деятельностью учащихся и коррекции ее результатов.
Правда, в начале подобной работы не все учащиеся могут правильно сформулировать главную мысль и зафиксировать ее в своей тетради. Некоторые смысловые группы при этом они упускают. По-видимому, следует сначала научить их слушать устное изложение и одновременно делать краткие записи. Эти умения следует вырабатывать еще в начальных классах и совершенствовать в средних и старших классах. Для успешного выполнения учащимися подобных заданий учитель должен четко формулировать переход от одного вопроса к другому.
Одним из важных средств обобщения и систематизации является самостоятельная работа учащихся с учебником на уроке. При этом могут применяться различные приемы работы с текстом: чтение и составление простого и распространенного плана, тезисов, конспекта, сравнение предметов, процессов, фактов, понятий. Текст
учебника можно анализировать отдельными частями, останавливаясь на тех, которые могут помочь найти ответ на обобщающие вопросы. Работа с учебником сочетается с рассматриванием обобщающих таблиц, диаграмм, графиков, схематических рисунков. Все эти приемы в различной мере влияют на обобщение знаний учащихся.
Мы проводили урок обобщения и систематизации по разделу «Образование и развитие Русского централизованного государства» (история СССР). Эта тема рассчитана на 10 часов. Она насыщена богатым фактическим материалом и важными обобщениями, среди которых такие, как процесс образования Русского централизованного государства, его развитие, изменения в экономике страны,- их причины и следствия, отношения между царем, боярами и помещиками, усиление позиций дворян и процесс закрепощения крестьян, усиление царской власти, развитие культуры в России в XV—XVI вв.
Эксперимент показал, что правильная организация самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной и справочной литературой может способствовать успешному обобщению и систематизации знаний. Руководство этой работой заключается в том, что учитель предварительно тщательно разрабатывает и на уроке ставит перед учащимися конкретные задания и вопросы для обобщения и систематизации знаний, объясняет, как выполнить эти задания, наблюдает за их работой, корректирует ее.
Предварительно разработанные задания для учащихся способствуют обобщению наиболее фундаментальных фактов, анализу необходимого материала, его систематизации и широкому обобщению. Письменные задания при этом, несомненно, занимают много времени, но они заставляют учащихся напрягать память, анализировать, обобщать и синтезировать, аргументировать выводы и кратко их фиксировать. Кроме того, записывание отобранных фактов и обобщений упрочивает установленные прежде временные нервные связи и способствует образованию целой системы подобных связей. А это в свою очередь способствует систематизации знаний.
Работа с учебником вызывает у детей несколько больший интерес и познавательную активность, если учитель ставит перед классом рефлексивные вопросы и познавательные задания, требующие немедленного решения на основе тщательного анализа соответствующего материала, дает конкретные задания для анализа, сравнения, сопоставления, решения познавательных задач и проблемных заданий.
К урокам подобного типа учащихся следует предварительно готовить: вырабатывать у них умения обобщать материал по тексту, находить в учебнике необходимые для этого факты, числа, предметы, ориентироваться в содержании разделов, параграфов, формулировать выводы своими словами. Если учитель не уверен, что дети могут правильно самостоятельно разобраться в тексте, нужно предварительно проверить, как они понимают задание, как
намерены его выполнить, в какой последовательности работать над учебником и таблицами. К работе с учебником с целью обобщения и систематизации привлекать детей следует постепенно, последовательно усложняя вопросы и задания. Сначала это могут быть задания на освещение фактов, событий, их оценку, определение причин и следствий этих событий, сравнение их с другими фактами, встречавшимися в иной ситуации. Например, сравнение причин, средств и следствий процесса централизации государств в Англии, Франции, России. Сравнение учащимся сначала дается с трудом. Поэтому выработка у детей умений обобщать на основе сравнений требует определенной системы упражнений. Особое внимание при этом следует обратить на сравнение абстрактных положений и установление соответствующих им выводов, обобщений: ведь известно, что само по себе сравнение не является шагом вперед по пути познания, но дает материал для обобщений.
И наконец, для тематического обобщения и систематизации на уроке немаловажное значение имеет правильная постановка заданий по учебнику. Для сравнения и сопоставления, установления причинно-следственных связей даются задания на уточнение отдельных фактов, разбор событий, получение четких представлений и понятий о событиях, явлениях, процессах. Широкие же обобщения по важнейшим разделам и темам программы требуют выполнения таких заданий, которые касались бы всего материала, способствовали бы усвоению четкой системы понятий. С этой целью перед учащимися ставят вопросы, требующие анализа материала сквозного характера.
Например, урок обобщения и систематизации по теме «Переход России к империализму. Буржуазно-демократические революции» (история СССР) рассчитан на 20 часов. В этой теме много фактического материала и важнейших обобщений: о чертах империализма на Западе и в России, о классовой борьбе пролетариата в конце XIX и в начале XX в., об образовании большевистской партии в России, о революции 1905 г. и Февральской революции 1917 г. Для приведения в систему такого огромного материала мы предложили учащимся следующее сквозное задание для работы с текстом учебника: «Определить и проанализировать основные этапы революционной борьбы трудящихся масс России с начала XX в. до февральских дней 1917 г.». Это задание учащиеся выполняли самостоятельно, записывая краткий план с целью определения и лучшего запоминания последовательности и характера исторических событий, происходивших в то время. Работа учащихся сопровождалась целенаправленной фронтальной беседой.
Учащиеся в основном справились с таким сложным для них заданием. Работа требовала определенного напряжения мыслительной деятельности, памяти, внимания. Письменное задание оказалось полезным. Проверка показала, что учащиеся, выполняя подобное задание, хорошо усваивают материал, их ответы отличаются обобщенным характером.
Подобные задания с учебником, но без письменного выполнения мы давали учащимся V класса на уроке истории во время обобщающего повторения по теме «Древний Египет»: «Как изменялся государственный строй Египта с древнейших времен до I тысячелетия до и. э.? Как изменялось хозяйство Египта с древнейших времен до I тысячелетия до н. э.?» Наблюдения показали, что значительная часть учащихся не могла самостоятельно справиться с заданием: им еще трудно выделять из текста только те части материала, которые относятся к предложенному вопросу или заданию. Поэтому некоторые упускали важные положения или факты, включали в ответы несущественные подробности или ненужные факты. Вот почему необходимо такие широкие вопросы расчленять и решать на основе работы с учебником по частям или выполнять все задание в целом по предварительно составленному плану, например: чем занималось население Египта в древнейшие времена? Какие орудия труда тогда использовались? Как изменялись каменные орудия труда? Как изменилось хозяйство Египта с применением металла? Если учитель убедится, что подобные задания не составляют для детей трудности, он предлагает выполнять задание полностью в соответствии с составленным планом.
Одной из наиболее сложных для учителя задач является четкое определение рациональной структуры и методики урока обобщения и систематизации и ее соблюдения. Эти уроки могут отличаться друг от друга по структуре и методике в зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и производственного окружения, педагогического опыта учителя, подготовки учащихся и т. п.
Готовясь к уроку обобщающего повторения, определяя ее структуру, учитель должен поставить перед собой следующие задачи: охватить за один урок наиболее существенные особенности учебного материала всего раздела (темы), чтобы обобщить и систематизировать знания учащихся, добиться, чтобы методы и приемы были разнообразными, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся и усилить самостоятельность в работе над материалом, рационально сочетать слово, речь учителя с деятельностью учащихся, умело руководить этой деятельностью, применяя наиболее соответствующие содержанию материала и цели занятий методы, постепенно переходить от частных ко все более широким обобщениям, от понятий и их систем к теориям и идеям. Особенно важно соблюдать определенную последовательность вопросов и заданий для учащихся. Уроки обобщения и систематизации в рассматриваемой нами классификации должны направлять учащихся на определение наиболее общего и существенного в материале, который изучался в течение 20—30 часов, на раскрытие закономерностей в развитии природы и общества и сведение усвоенных учащимися знаний в целостную систему.
Пример урока обобщения и систематизации знаний
Ботаника
Тема. «Растение — целостный организм».
Цель дидактическая. Обобщение и систематизация знаний об органах растения и взаимодействии между ними, усвоение системы знаний о функционировании растительного организма как органической системы.
Воспитательныеи развивающие задачи. Воспитание основ диалектико-материалистического мировоззрения путем раскрытия внутренней сущности растения как целостного организма, объективных связей между его компонентами; применение эвристических вопросов и проблемных заданий.
Оборудование. Растения различных видов со всеми органами. Цветные таблицы. Муляжи. Схемы.
Ход урока
I. Воспроизведение опорных знаний и чувственных представлений учащихся об отдельных органах растений. Составление систематизирующей таблицы органов растений.
Название органа | Разновидность | Роль в жизни растения | Особенности строения | Примечание |
Корень Стебель Лист Цветок Плод |
II. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.
III. Повторение и анализ фактов. Обобщение и систематизация понятий. Вопросы и задания: 1. Нарисуйте схему цветкового растения со всеми его органами. Объясните, какова роль каждого органа в жизни растения. Как питается все растение? Как передвигаются продукты питания по растению? 2. Как растения дышат? •3. Как растения растут? 4. Что такое обмен веществ в растении?
Как осуществляется этот обмен?
IV. Установление общих закономерностей. Вопросы к учащимся: 1. Каково общее строение всех растений? Как называются наименьшие составные части растения? 2. Как растения размножаются, развиваются? 3. Почему у растения зеленые листья? 4. Как взаимосвязаны различные органы растения? Какие условия необходимы для нормального развития растения?
V. Подведение итогов урока и домашнее задание. Дома прочитать параграф «Условия жизни растения», составить устный рассказ о рождении, развитии и смерти растения. Заполнить таблицу.
Название растения | Какой корень | Какой стебель | Какой цветок | Плод |
Яблоня Роза Пшеница Горох |
Учитель заблаговременно предупреждает учащихся об уроке обобщения и систематизации знаний, формулирует вопросы для беседы и практических заданий, которые предстоит выполнить. Дома учащиеся должны просмотреть учебник по рекомендованным учителем вопросам, проанализировать соответствующие иллюстрации, помещенные в учебнике, и рисунки в тетради по теме повторения. Для домашней работы нецелесообразно задавать много материала, учащиеся должны подготовить только те вопросы, которые будут обсуждаться в классе.
В обобщении учащимися знаний большое значение имеют выводы, сформулированные ими во время урока — после каждого узлового вопроса, в конце обсуждения темы или раздела.