Организационные аспекты функционирования рейтинговой системы
Общие положения
Положение разработано и вводится в действие на основании и в соответствии с методическими рекомендациями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденными приказом Минобразования №2654 от 11.07.02, а также в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №40 от 15.02.2005 г. "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации".
Настоящее положение устанавливает порядок рейтингового контроля успеваемости студентов ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» по всем дисциплинам основных образовательных программ.
Рейтинговая система является единой и вводится одновременно на всех кафедрах и факультетах с 01.02.2010 года.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов – комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ.
Оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе используется для эффективного управления образовательным процессом, при решении вопросов о назначения государственных академических и именных стипендий, о выдаче дипломов с отличием и т.д.
Рейтинговая система предусматривает непрерывный контроль знаний студентов на всех этапах обучения и включает в себя:
· рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);
· рейтинг дисциплин, образующих модуль и изучаемых в течение определенного периода;
· совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в течение данного семестра;
· интегральный рейтинг, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения в вузе.
Рейтинговая система в университете реализуется с применением электронного модуля «Деканат» локальной информационной системы «Университет».
Основные задачи
· поддерживать мотивацию активной и равномерной работы студентов в течение семестра;
· способствовать повышению эффективности регулярной самостоятельной учебной работы студентов в семестре;
· усилить контроль за систематической работой студентов при освоении ими образовательной программы по специальности (направлению);
· повысить учебную дисциплину студентов и сократить числа пропусков занятий без уважительных причин;
· получить объективную оценку успеваемости и компетентности студента.
Организационные аспекты функционирования рейтинговой системы
3.1. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на оценке каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах.
Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка". В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная по многобалльной шкале и суммарно характеризующая успеваемость студента, его компетентность, эрудированность, воспитанность, участие в научной работе.
3.2. Баллы, характеризующие успешность освоения студентом конкретной учебной дисциплины, набираются им в течение всего периода изучения этой дисциплины за различные виды успешно выполненных работ.
3.3. Конкретное закрепление количества набираемых баллов за определенными темами и видами работ зависит от особенностей структуры дисциплины, от количества запланированных на нее аудиторных часов и часов на самостоятельную работу, от содержательной значимости отдельных тем и отдельных видов работ для освоения дисциплины.
3.4. Усвоение студентом каждой изучаемой в семестре дисциплины максимально оценивается 100 баллами ("100% успеха"). Указанное максимальное количество баллов (Sитог), которое студент может набрать за семестр по каждой дисциплине складывается из суммы баллов за текущую работу в семестре (Sтек) и баллов полученных на экзаменационной сессии (Sсес).
При этом максимальное количество баллов за текущую работу в семестре (Sтек) ограничивается 60-ю баллами, а на оценку экзамена или зачет (Sсес) максимально предусматривается 30 баллов.
Если по дисциплине предусмотрена сдача и зачета, и экзамена в одном и том же семестре, то 30 сессионных баллов делятся между двумя этими контрольными мероприятиями в пропорции, установленной кафедрой.
3.5. Если дисциплина изучается в течение двух и более семестров, то баллы за текущую работу (Sтек = 0…60) начисляются студенту и в том семестре, в котором не предусмотрен зачет или экзамен. При этом то количество баллов, которое студент имел возможность набрать, но не набрал в этом семестре, участвуют в формировании текущего рейтинга следующего семестра со знаком «минус». Свое отрицательное значение эти баллы будут сохранять до тех пор, пока студент не выполнит те виды работ предыдущего семестра, за которые он получил отрицательные баллы.
Например: дисциплина «Философия» изучается в течение 5 и 6 семестров и при этом в 5-ом семестре отсутствует итоговый семестровый контроль. Из возможных 60 баллов за работу в пятом семестре студент Иванов И.И. набрал 48 баллов. Следовательно, 12 баллов (долг 5-го семестра) автоматически перейдут в следующий семестр, и будут вычитаться из суммы баллов за текущую работу 6-го семестра. В течение 6-го семестра студент Иванов И.И. сумел погасить задолженность по конкретным видам работ за пятый семестр в объеме 8-ми баллов. Таким образом, в текущий (Sтек) рейтинг 6-го семестра со знаком «минус» будут включены только 4 балла пятого семестра.
3.6. Рейтинговой системой предусматриваются "премиальные" баллы (от 0 до 10), которые могут быть добавлены студенту за отсутствие пропусков занятий, высокое качество выполненных работ, участие в олимпиадах, выставках, конференциях и другие формы активности в изучении дисциплины. При этом итоговая сумма баллов, набираемая студентом за семестр, не может превышать 100, включая баллы за текущую работу, "премиальные" баллы и баллы за сданный экзамен (зачет).
3.7. Курсовые работы, учебные и производственные практики учитываются как самостоятельные дисциплины, максимальный рейтинг каждой из которых оценивается в 100 баллов.
3.8. Шкала оценок, т.е. минимальное и максимальное количество рейтинговых баллов за каждый вид аудиторной и внеаудиторной работы студента, разрабатывается преподавателем и утверждается кафедрой до начала учебного года. Перечень обязательных видов работы по дисциплине и соответствующие каждому из них количество рейтинговых баллов фиксируется в рабочей учебной программе дисциплины (Приложение 1).
3.8. Значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности по каждой дисциплине доводятся до сведения студентов преподавателем на первом занятии в начале каждого семестра и не могут изменяться в течение учебного года.