Тема 2.5.Нарушения письменной речи
Нарушения письменной речи. Дислексия. Психологический аспект механизмов нарушений чтения. Классификация дисклексий. Дисгрофия. Симптоматика дисгрофия. Профилактика нарушений чтения и письма.
Раздел 3. Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития
Тема 3.1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха
Роль слуха в развитии ребенка. Сохраненный слух как важное условие полноценного развития. Причины нарушений слуха диагностика слуховой функции. Особенности развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха. Роль зрительного анализатора в психофизическом развитии ребенка. Система специального обучения детей со стойкими дефектами зрительного анализатора.
Тема 3.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Четыре уровня сформированности речи у детей с нарушением зрения. Характеристика каждого речевого уровня у детей с нарушением зрения. Комплексное многостороннее воздействие, организуемое логопедом, учителем, тифлопедагогом, воспитателем. Работа с опорой на сохраненные анализаторы.
Тема 3.3. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми.
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью. Общая характеристика нарушений речи. Коррекция фонетико- фонематической стороны речи у умственно отсталых детей. Формирование лексического и грамматического строя речи.
Раздел 4. Организация логопедической помощи в Казахстане
Тема 4.1.Системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи
Дошкольные организации для детей с нарушениями речи. Детские дошкольные организация для детей с нарушениями опорно –двигательного аппарата. Детские дошкольные организации умственно отсталых детей.
Дошкольные организации для детей с нарушениями зрения. Логопедическая работа во вспомогательной школе.
Тема 4.2. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Особенности детей фонетико-фонематическим недоразвитиям. Коррекция фонетико-фонематическим недоразвитием у детей дошкольного возраста.
Тема 4.3. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Первый, второй, третий уровень речевого развития. Методика коррекционно-педагогической работы. Предупреждение речевых нарушений. Организаций профилактической логопедической работы.
Контроль планируемого результата обучения
По итогам обучения проводиться зачет вVI семестре для групп на базе общего образования и в VIII семестре для групп на базе основного образования.
Литература и средства обучения
Основная:
Жукова Н.С. , Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М..2000.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / ред. Т. В. Волосовец. М..Академия,2000.
3.Белякова Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для пед. ин-тов по специальности «Логопедия»/ Л.И. Белякова , Е.А. Дьякова, 1998.
4.Логопедия [Текст]: учебник /ред. Л.С.Волкова, С.Н. Шаковская,2003.
5. Логопедия .Заикание. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие / сост. Л.И.Белякова, Е.А. Дькова,2001.
6.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / ред.Т.В. Волосовец,2000.
7. Поваляева, Мария Афанасьевна. Справочник логопеда [Текст]: справочное издание /М.А. Поваляева,2002.
8.Специальная педагогика: учебное пособие /под ред. Н.М. Назаровой, М.Академия,2001.
9.Ефименков Л.Н. Формирование речи у дошкольников М.1985г.
10. Ермаков И.И. коррекция речи ринолалия у детей и подростков М.1984г.
11.Правдина О.В. Логопедия М.1973г.
12. Хватцев М.Е. Логопедия М.1989г.
13. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика М.1985г.
14.Бейн А.С., Бурлаков М.К. Восстановление речи у больных с афазией М.1986г.
15. Омирбекова К., Серкебаев К. Логопедия А.1996г.
Дополнительная:
1.Каралина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств:
Дефектология.-2000.-№6
2. Каралина И.Б. Устранение дислалии у дошкольников в условиях детской поликлиники//
Дефектология.-1997.-№6