Б. Нарушения письменной речи

Рассмотренные выше нарушения языковой системы и отмечающиеся у части детей расстройства ряда психических процессов — зрительного восприятия и представлений, зри­тельной и слуховой памяти, внимания, конструктивной дея­тельности и др. — обусловливают у большинства детей в школьный период их жизни дислексию и дисграфию. Наблю­даются все основные формы этих расстройств: артикуляторно-акустическая, фонематическая, аграмматическая, оптическая и вследствие нарушения языкового анализа и синтеза структуры слов и предложений. Чаще встречается сочетание нескольких форм. Типичными для детей с алалией являются дислексия и дисграфия, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, а также аграмматическая форма. Преобладание именно данных форм хорошо объяснимо: разнообразные нарушения языковой системы не позволяют детям правильно производить сложные операции рядообразования и грамматически верно осуществлять чтение и письмо.

В. Нарушения функций и форм речи

Две основные функции речи — коммуникативная и интел­лектуальная у детей наличествуют, но вследствие языкового расстройства недостаточно полно реализуются и имеют осо­бенности.

Из входящих в коммуникативную функцию нарушены в большей мере коллективно-регулятивная, апеллятивная, во-люнтативная и информативная функции. Относящаяся к ин­теллектуальной номинативная функция часто реализуется, другие же функции — оперативная (выражение действий), атрибутивная (выражение отношений к явлениям действитель­ности), локативная (выражение местоположения) и проч. — реализуются не всегда, что, вероятно, обусловлено языковой недостато ч ностью.

Из средств выражения речевого акта нарушены устная и письменная речь. Кинетическая речь и невербальные звуковые средства, входящие в устную речь; сохранны. При этом в уст­ной речи нарушается только речь экспрессивная. Относительно состояния внутренней речи существуют разные точки зрения. Одни авторы считают, что она расстроена, другие придержи- ваготся противоположного мнения. Нет сведений о состоянии речи скрытой (внутреннее проговаривание). Речь активная по сравнению с реактивной и стохастической более подвержена нарушению. Так же и спонтанная речь по сравнению с контек­стной и ситуативной расстраивается сильнее. Если рассматри­вать состояние форм речи с точки зрения функциональной на­правленности высказывания, то среди них самая сложная — вопрос, менее сложны — приказ, просьба и другие. Речь моно­логическая намного труднее диалогической. Очень сложны для детей с алалией сентенциональные (развернутые) и суперсен-тенциональные высказывания. Трудна публичная речь, особен­но в большой группе и в незнакомой обстановке.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Экспрессивная алалия — явление неоднородное. Это по­буждает ее классифицировать.

Так, по характеру повреждения речевого аппарата ряд ав­торов разделяет алалию на функциональную и органическую.

По патогенетическому принципу А. Либманн (1900) в слухонемоте, в частности, выделяет: 1) моторную форму; 2) сенсомоторную; 3) промежуточные случаи, граничащие с косноязычием. Высказываются возражения против правомер­ности выделения сенсомоторной формы и «промежуточных случаев». Некоторые авторы, полагая, что экспрессивную ала­лию вызывает апраксия, выделяют две формы алалии: эффе­рентную и афферентную. Р.Е. Левина (1968) считает, что существуют варианты алалии, обусловленные нарушением 1) фонематического слуха; 2) двигательной сферы; 3) зри­тельного восприятия и 4) психической активности. В.К. Орфинская выделяет формы алалии, связанные с нарушением 1) речедвигательного анализатора, 2) двигательного анализа­тора, 3) слухового и речедвигательного анализатора. Дискус­сионным в этих классификациях представляется установление причинно-следственных связей между неречевыми и речевы­ми нарушениями.

В зависимости от наличия у детей нервно-психических расстройств алалию разделяют на две формы: неосложненную этими расстройствами («чистую») и осложненную ими («ком­бинационную»).

По симптоматическому принципу Р.Е. Левина (1968) и другие авторы разделяют алалию на три «уровня общего недо­развития речи» («уровня речевого развития»).2-1

Думается, что основные усилия в разработке классифика­ции алалии должны быть связаны с изучением ее механизма.

Наши рекомендации