Тема 6. Методы и средства обучения

Задания

1. Пользуясь материалом учебников, обратите внимание на следующие вопросы:Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Классификация методов. Характеристика методов обучения. Условия выбора методов обучения. Классификация средств обучения.

2. Пользуясь педагогическим словарем выписать основные понятия: метод обучения, прием обучения, средства обучения, функции методов обучения, методы организации познавательной деятельности, методы стимулирования, методы контроля.

3. Проанализировать по Хрестоматии статьи:

· Крупская Н.К. Экскурсионный метод…-С.373

· Крупская Н.К. Методические заметки. – С.377

· Данилов М.А. Самостоятельная работа учащихся. – С.385

· Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – С.387

4. Заполнить схему «Классификация методов обучения» (по С.Г.Шаповаленко)

5. Выписать в тетрадь словесные методы

6. Из журналов «Биология в школе» и «Химия в школе» выписать в тетрадь статьи, раскрывающие вопросы совершенствования методов обучения, уметь передать их основной смысл.

7. Подготовить один из рефератов:

· Беседа как метод обучения

· Методика использования средств наглядности на уроке

· Проблемное обучение в школе

· Методы проверки и оценки знаний учащихся

· Применение активных методов в процессе обучения

Литература для самостоятельной работы.

1. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Советская педагогика, 1980, № 3.

2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского - М., 1981.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.

4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.

5. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.

Тема7 . Формы организации учебного процесса в школе

Задания

1. Пользуясь материалом базовых учебников, обратите внимание на следующие вопросы: Понятие о формах организации в обучении и их классификация. Характеристика форм организации обучения. Многообразие форм обучения. Традиционные и инновационные формы.

Исторически сложившиеся зарубежные и отечественные системы обучения

2. Пользуясь педагогическим словарем выписать основные понятия:: формы обучения; урочная, внеурочная, фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации обучения; многообразие форм обучения, инновационные формы обучения, : система, типы урока, структура урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся на уроке, нетрадиционные уроки, требования к современному уроку, анализ урока.

3. Выписать в тетрадь основные формы организации обучения в школе.Вычертите схему: основные, дополнительные и вспомогательные формы организации обучения.

4. Подготовьте презентацию по теме: «Формы организации обучения» или «Классификация форм обучения», или «Исторически сложившиеся системы обучения»

Литература для самостоятельной работы.

1. Базовые учебники

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. - М., 1989.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1984.

4. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.

5. Коротяев Б.И. Обучение - процесс творческий: Из опыта работы. - М., 1980.

6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

7. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1982.

8. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

9. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1985.

10. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина – М., 2002.

11. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.

12. Требования к современному уроку. Методические рекомендации. - Воронеж, 1987.

13. Чередов И.М. Система форм организации учебного процесса в советской общеобразовательной школе. - М., 1987.

14. Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока. - М., 1983.

Тема 8. Урок – основная форма организации обучения

Задания

1. Пользуясь материалом базовых учебников и дополнительной литературы, обратите внимание на следующие вопросы: Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Нетрадиционные уроки. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Система уроков по теме. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока. Особенности проведения уроков в опыте педагогов-новаторов

2. Пользуясь педагогическим словарем выписать основные понятия: система, типы урока, структура урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся на уроке, нетрадиционные уроки, требования к современному уроку, анализ урока.

3. Выпишите классификации уроков по разным основаниям

4. Составьте схему «Структура урока», охарактеризуйте компоненты.

5. Проанализируйте виды работы учителя с учащимися на уроке.

6. Назовите и охарактеризуйте типы уроков по основной дидактической задаче.

7. Из журналов «Биология в школе» и «Химия в школе» выписать в тетрадь статьи, в которых характеризуются нестандартные уроки.

8. Выписать в тетрадь формы нестандартных уроков.

9. Дать краткий перечень черт урока, наиболее запомнившегося из школьной жизни.

10. Подготовьте реферат:

· Требования к современному уроку.

· Нетрадиционные уроки в современной школе..

· Использование игры в процессе обучения.

11. Проанализировать по Хрестоматии:

· Крупская Н.К. Методика задавания уроков на дом. – с.391

· Сухомлинский В.А. Рождение гражданина (Как мы руководим умственным трудом на уроке)- С.394

· Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения..- С.398

Литература для самостоятельной работы.

15. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. - М., 1989.

16. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1984.

17. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.

18. Коротяев Б.И. Обучение - процесс творческий: Из опыта работы. - М., 1980.

19. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

20. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1982.

21. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

22. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1985.

23. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина – М., 2002.

24. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.

25. Требования к современному уроку. Методические рекомендации. - Воронеж, 1987.

26. Чередов И.М. Система форм организации учебного процесса в советской общеобразовательной школе. - М., 1987.

27. Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока. - М., 1983.

Наши рекомендации