Лекция 1.12 Тема: Методы и средства процесса обучения.

Лекция 1.12 Тема: Методы и средства процесса обучения.

Вопросы:

1. Сущность метода и приема обучения и их функции.

2. Требования к методам обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Характеристика методов обучения.

5. Сущность средств обучения.

6. Классификация и характеристика средств обучения.

7. Требования, предъявляемые к средствам обучения.

Литература:

Основная

1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник. СПб, 2001.

Дополнительная

1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

3. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

5. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.

Требования к методам обучения

На современном этапе предъявляются все более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов. Проблема методов обучения становится одной из главных.

Требования, предъявляемые к методам обучения:

· Направленность метода на выполнение задач обучения и воспитания школьников.

· Научность метода. Научность метода обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведет к правильному научному представлению мира и его сторон.

· Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Это требование включает три основных положения: 1) связь нового содержания с известным для ученика материалом; 2) опору на достигнутый уровень развития; 3) создание тенденций для более глубокого понимания учебного материала и более интенсивного умственно развития на основе возникших, но еще не сформировавшихся перспективных форм и этапов мыслительной деятельности.

· Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.

· Необходимость систематически изучать, заимствовать, использовать в работе передовые методы.

Характеристика методов обучения.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обычно применяются в сочетании со словесными мето­дами. Их основная цель — подкрепление информации, данной учителем. К нагляд­ным методам относятся методы наблюдения, иллюстрации и демонстрации. При их использовании источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные пособия или технические средства. Метод наблюдения представ­ляет собой активную форму чувственного познания. Он применяется как под руко­водством учителя на уроках (при изучении предметов естественно-научного цикла), во время экскурсий и т. п., так и в ходе самостоятельной работы учащихся по зада­нию учителя. От учителя и учащихся требуется тщательная подготовка. В частности, эффективное применение данного метода предполагает разработку памяток-схем на­блюдения, обучение учащихся приемам фиксирования, обработки данных и исполь­зования данных наблюдения.

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материа­лов и пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов и т. п. Повышают эффективность восприятия информации учащимися структурное изображение информации на учебной доске, а также компью­терные презентации.

Метод демонстрации заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и про­ведении экспериментов, в демонстрации процессов различного происхождения, осо­бенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, образцов мате­риалов, картин и т. п.). Метод демонстрации обеспечивает восприятие внешних форм и содержания не только в статике, но и в динамике. Этот метод является основным в процессе проведения экскурсий, которые осуществляются для ознаком­ления с новым учебным материалом, для углубленного его изучения или для закреп­ления изученного. В ходе экскурсии с помощью метода демонстрации учащиеся изу­чают предметы, процессы, технологии, существующие в реальной действительности (завод, лаборатория, метеостанция и т. п.), изучают растительный или животный мир и другие явления.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Многие средства наглядности могут быть отнесены как к иллюстрационным, так и демонстрационным. В последнее время метод демонстрации выделяется в само­стоятельный «видеометод». В его основе находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагни­тофоны, компьютеры, сканеры и т. п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде предъявлять большое ко­личество информации, профессионально подготовленной для восприятия, а также помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому зрению (ультразвуковое изображение, протекание очень быстрых и медленных про­цессов и пр.). Видеометод может применяться на всех этапах учебного процесса, повышая его эффективность.

Таким образом, наглядные методы обеспечивают комплексное (объемное) много­аспектное восприятие информации, способствуют развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, приобретению практических умений и навыков, развивают познавательную активность и мотивацию учебной деятельности.

Методы иллюстрации и демонстрации целесообразно применять в тех случаях, когда демонстрируемые объекты, явления, процессы, наглядные пособия и т. п.: а) являются непосредственными объектами изучения; б) служат иллюстрацией, под­тверждением словесного объяснения учителя; в) являются основой для рассказа о явлениях и связях, неизвестных учащимся или недоступных для их непосредствен­ного восприятия.

Технология применения наглядных методов требует соблюдения следующих условий:

· Продуманный отбор средств наглядности, согласование их с содержанием уро­ка, объемом учебного материала, количеством демонстрируемых единиц и т. п.

· Соответствие наглядных методов и средств возрастным и другим особенностям учащихся.

· Психологическая готовность учащихся к усвоению демонстрируемого материала.

· Вводная беседа с учащимися до восприятия объектов и явлений.

· Демонстрация средств наглядности с четким выделением главного, существен­ного, в умеренном темпе, в соответствующий момент урока.

· Привлечение самих учащихся к нахождению желаемой информации в нагляд­ном пособии или демонстрационном устройстве.

· Собеседование с учащимися по поводу воспринятого.

· Формирование у школьников умения отбирать необходимые средства наглядно­сти в процессе самостоятельной, в том числе домашней, работы.

Практические методы являются способами организации практической деятельно­сти учащихся в процессе обучения и воспитания. К ним относятся упражнения, изготовление рисунков, чертежей, таблиц, схем, фронтальные опыты, лабораторные работы, практические работы, выполнение трудовых заданий в мастерских, на уро­ках трудового обучения и др.

Наиболее распространенным является метод упражнений. Он заключается в сис­тематической отработке умения или навыка путем ритмично повторяющихся ум­ственных действий, практических операций в процессе взаимодействия учащихся с учителем или в их самостоятельной деятельности. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и мето­дика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного учебного материала, а также от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Все виды упражнений условно разделяют на три группы: подготовительные, трени­ровочные и творческие. Кроме того, различают устные и письменные упражнения, воспроизводящие упражнения (правописание, грамматические и лексические правила, решение задач, упражнения по закреплению ранее изученного, по приобретению на­выков работы с приборами и т. п.), упражнения в применении знаний в новых услови­ях (с нарастающей степенью трудности), комментированные упражнения (сопровож­даются объяснениями), алгоритмические упражнения, упражнения по составлению учащимися задач и примеров (упражнения по образцу), проблемно-поисковые упраж­нения (формируют творческое мышление), творческие устные и письменные работы (развивают творческое мышление и практические действия), устные и письменные сочинения, доклады, графические работы, игровые упражнения, упражнения на обу­чающих машинах, компьютерах, упражнения по выработке навыков работы с прибо­рами и оборудованием. Практические работы учащихся, имеющие производственно -трудовую направленность, относятся к учебно-трудовым упражнениям. Их целью яв­ляется применение учащимися теоретических знаний в трудовой деятельности.

Эффективность метода упражнений зависит от выполнения ряда требований. Наибо­лее важные из них: прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание ими задач и последовательности выполнения упражнения, демонстрация учителем об­разца правильного подхода к упражнениям, разнообразие упражнений по содержа­нию, форме, степени сложности, дифференциация предлагаемых упражнений с уче­том индивидуальных особенностей учащихся, выполнение упражнений межпредметно­го характера, обсуждение, анализ и коррекция выполненных упражнений и пр. Необходимо также соблюдать дидактическую последовательность в выполнении упражнений:

сначала предлагаются упражнения, обеспечивающие прочное усвоение учебного ма­териала, затем — упражнения на его воспроизведение и применение (выработка умений и навыков), а после этого — упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения знаний в новых условиях.

Методы лабораторных и практических работ способствуют углублению, закреп­лению и конкретизации приобретенных теоретических знаний, формированию прак­тических умений и навыков, необходимых как для учебной, исследовательской дея­тельности, так и для выполнения трудовых заданий в учебных мастерских, учениче­ских бригадах, производственной деятельности.

Лабораторная работакак метод основана на самостоятельном проведении опытов, экспериментов и наблюдений учащимися. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От детей требуется активность и самостоятельность.

Лабораторный метод дает возможность для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути работы.

Практическая работа –выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могутпроводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Познавательные игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Среди таких игр разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры интеллектуальных викторин, игры с тематическими наборами.

Видеометод – служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации и т.д. выполняет все дидактические функции.

Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников электронного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод, в качестве отдельного метода обучения.

Работа с книгой.

Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.

В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. Целью работы с книгой может быть ознакомление с учебным материалом, его беглый просмотр, чтение отдельных частей, поиск ответов на определенные вопросы, обстоятельное изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, заучивание материала на память.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний.

Самостоятельная работаучеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий без учителя.

В дидактике самостоятельная работа учащихся – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность по заданиям, но без непосредственного участия педагога.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классных работ – контролирующая, а домашних – закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая.

Сущность средств обучения.

В широком смысле средства педагогического про­цесса — это все то, что способствует достижению целей обучения и воспитания. Относят все виды деятельности детей, которые организуются в процессе обуче­ния и воспитания, микросреду (семья, группы учащихся и т. п.); содержание, мето­ды, формы педагогического процесса; предметы и приспособления для осуществле­ния деятельности педагогов и воспитанников и др.

В узком смысле средства педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначен­ных для организации и осуществления пед. процесса.

П. И. Пидкасистый понимает под средствами обученияматериальный или идеальный объект, который использо­ван учителем и учащимся для усвоения знаний.

Педагогические средства– это материальные объекты, предна­значенные для организации и осуществления педагогического про­цесса.

К средствам обучения относятся: наглядные пособия, слово педаго­га, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ, средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения.

Лекция 1.12 Тема: Методы и средства процесса обучения.

Вопросы:

1. Сущность метода и приема обучения и их функции.

2. Требования к методам обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Характеристика методов обучения.

5. Сущность средств обучения.

6. Классификация и характеристика средств обучения.

7. Требования, предъявляемые к средствам обучения.

Литература:

Основная

1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник. СПб, 2001.

Дополнительная

1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

3. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

5. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.


Наши рекомендации