Тема 15 ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Основные понятия, таблицы, структурно-логические схемы
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Образование в современном мире определяется как общечеловеческая ценность: 1) имеет социальную значимость для жизненного определения, профессионального и личностного роста человека; 2) формирует ценностное отношение к предметам и явлениям окружающей человека реальности: ценностные ориентации, социальные установки и качества личности.
Современное образование является важнейшим средством решения глобальных проблем человечества:
1. формирует культуру мира и сотрудничество людей разных взглядов, культур, традиций, религий, обычаев, языков, воспитывает гуманное отношение людям и природе;
2. способствует демократизации общества и установлению демократического стиля управления в обществе, семье, в социальной группе;
3. решает проблемы создания единого мирового образовательного пространства, возможность получения образования в других странах, взаимное признание образовательного статуса.
Современное образование учитывает возрастание роли личности в социально-экономических преобразованиях и формирует идеал образованного человека ХХI века:
1. личность, способная к «универсальной деятельности», обученная самой способности учиться, для которой образование – не только реализация неотъемлемого права человека, но и часть жизни;
2. личность креативная, способная на творческие преобразования мира и себя в мире;
3. личность, ориентирующаяся в национальной и мировой культурах, а также в новой синергетической культуре без оппозиции «гуманитарное – техническое»;
4. личность нравственная, способная сознательно и ответственно осмысливать нравственные идеалы и реалии;
5. личность, обладающая политической культурой;
6. личность, способная жить в условиях рыночной экономики, воспитанная на твердом убеждении, что общий успех невозможен без личностного участия;
7. личность высокодуховная, с развитым чувством самосознания и осознания собственной связи с прошлым, настоящим и будущим.
Образование в современных условиях является также механизмом формирования общественного сознания и общества в целом. От состояния образования зависят и на образование влияют:
1. уровни социально-экономического и научно-технического развития общества;
2. состояние и перспективы развития национальных традиций и культуры;
3. уровни развития педагогической теории и практики;
4. потребности личности и общества.
Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся. Оно фиксируется в государственных стандартах, учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Содержание образования:
1. должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности;
2. строиться на строго научной основе;
3. соответствовать логике и системе современного научного познания;
4. теория должна соединяться с практикой, обучение - с производительным трудом;
5. соответствовать возрастным особенностям обучающихся;
6. способствует траектории их жизненного пути.
Современное образование основывается на концепции - совокупности идей, положенных в основу построения и осуществления деятельности системы образования. Система образования – совокупность государственных образовательных стандартов, а также сети реализующих их образовательно-воспитательных учреждений и органов управления образованием.
Различают две функции образования – воспроизводство и развитие и соответствующие им модели образования – поддерживающую (традиционную) и инновационную (табл. 15.1.).
Таблица 15.1