Тема 7. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс

72. Образование как многоаспектная категория.

Б.С. Гершунский предлагает рассматривать образование в разных аспектах: образование:

l как ценность (государственная, общественная, личностная);

l образование как система;

l образование как процесс;

l образование как результат (грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет).

l Слово «образование» в русском языке — одно из самых многосмысленных и загадочных. Оно обозначает ценность, цель, средство, деятельность, истину и путь, результат.

l Известно, что слово образование как устоявшийся педагогический термин ввел еще основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 г. В русском языке в том же значении применил Н.И.Новиков

73. Аксиологические основы образования.

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) -философское учение о ценностях.

Педагогическая аксиология –область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования.

Ценности –специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества.

Педагогические ценности - это нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

l Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании.

l Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов.

l Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.

Аксиологические функции образования- это ценностные характеристики, свойства образования, отражающие стратегию его дальнейшего развития и оказывающие существенное влияние на совершенствование общественных и государственных процессов формирования личности

74. Принципы и критерии отбора содержания образования.

Факторы, оказывающие влияние на набор структурных компонентов образования
(по В.С.Ледневу)

Структуру содержания образования в целом определяют:

—факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;

— факторы, определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их градации на теоретическую и практическую части;

— факторы содержания образования в общей школе;

— факторы содержания образования в специальных учебных заведениях — профессионально-технических училищах, средних и высших специальных учебных заведениях;

— факторы, определяющие содержание отдельных учебных курсов, отдельных видов практик и учебных проектов.

75. Система образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

l преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

l сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

l органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций

76. Документы, регламентирующие содержание образования.

Основными носителями содержания образования являются:

l Государственный образовательный стандарт.

l Учебный план

l Учебные программы.

l Учебная литература

77. Образовательный стандарт.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Стандарт (от англ.standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.

Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

Т.е. стандарт образования является документом, определяющим содержание основных образовательных программ, объём учебной нагрузки и требования к подготовке выпускников.

Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

— минимум содержания основных образовательных про­грамм;

— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

— требования к уровню подготовки учеников.

Наши рекомендации