Методическое обеспечение программы
В методологической практике народных традиций становления социально активного молодого человека, способного действовать решительно, думать быстро, трудиться качественно и поступать справедливо складывается из пяти основных видов педагогической деятельности:
· физическая подготовка по древнерусской системе оптимального физиологического движения, развивающая скорость и мощность перемещений в зависимости от экономности тактических задач, дающей правильное дыхание, подвижные суставы и гибкий позвоночник, то есть грамотное расходование сил в интенсивной работе и продолжительном труде (выносливость, в том числе, плясовая (для отроков) и танцевальная (для девиц));
· эмоциональный тренинг в системе планомерной стресс-дистрессорной нагрузки-разгрузки, формирующий эмоциональную устойчивость и волевую направленность, способность контролировать взаимодействие своей психики с агрессивной внешней средой и регулировать неустойчивость подсознательных реакций в режиме нестабильности опознавания внешних и внутренних раздражителей (неординарной ситуации);
· интеллектуальное развитие в форме систематической обработки естественнонаучного, исторического, социального и личного опыта действия в нормальных и нестандартных условиях, отработки навыка расчета действий по отработанным схемам и экспресс-программам, составленным в зависимости от развития событий;
· трудовое обучение в виде индивидуального творчества и коллективного труда, рождающих чувство причастности к социально-устойчивой среде, уверенность детей в своей нужности людям, народу, стране, дающих умение решительно сделать правильный выбор на перепутье жизненных дорог на основе интеграции коллективного жизненного опыта;
· эстетическое воспитание - духовный интеграл обучения умению учиться думать и работать, создавать и выполнять, подчиняться и управлять…красиво! Понимание красоты - основа гармоничного эстетического восприятия. Красота - это великая и древняя сила. Создание красоты дает великие силы. Прекрасное дает даже маленьким людям силы на подвиг. Подвиг сердца к высотам духа…
Комплексность этнопедагогического подхода к обучению и воспитанию заключается в том, что в народных традициях обучение навыкам никогда не было самоцелью и всегда отвечало нравственным задачам личности перед обществом и перед самим собой как божественной сущностью, и воспитание никогда не было отвлеченным от реальностей народной жизни и решало, прежде всего, насущные и понятные бытовые задачи, развивая по ходу дела (играючи) духовную направленность личности;
Преобладающая форма народного воспитания - коллективная : многодетная семья, игровой коллектив, школьный коллектив, трудовой коллектив и т.д.
и, в то же время, значимость личности на фоне общественных духовных ценностей учитывалась с помощью дифференциального подхода к формированию общего социального заказа общества на определенные психофизические качества подростков.
Обеспечение развития всех основных физических качеств и видов движения, выделяемых в физическом воспитании (сила, ловкость, быстрота , стойкость и выносливость, бег, прыжки, борьба, метания, поднятие тяжестей, лазание и др.) полностью обеспечиваются тpaдиционными состязательными играми и сейчас даже в том количестве, в каком они сохранились[8];
Язык игры и труда понятен без перевода, и в игре, и в труде люди быстрее понимают друг друга, находят «общий язык» - традиционные игры и коллективный труд способствуют укреплению связи поколений и народов России, так как традиционные игры - прекрасное средство межнационального общения, что очень важно для мегаполиса Москва и многонационального государства Россия.
Формирование у молодежи чувства долга и психофизической готовности к воинской и государственной службе на благо России - важнейшая цель комплексного этнопедагогического воспитания.
Среди наиболее активных средств комплексного этнопедагогического воспитания - народные и спортивные игры, состязания, лагеря, походы и экспедиции. И сила их идеологического воздействия на сознание молодых при правильной организации их работы весьма велика. То есть, знания и навыки, полученные в секциях и клубах, на слетах и соревнованиях, в лагерях и походах, становятся для молодых людей определяющими в выборе правильного жизненного пути (профориентации).
Концепция гражданского воспитания должна содержать методологию воспитания коллективного сознания государственного единства всех граждан России. Потребности хорошо выживающих индивидов часто не совпадают, противоречат с интересами страны.
Поэтому для благополучия нашей страны необходимо развивать спортивно-патриотическую работу по воспитанию умения думать и действовать сообща, коллективно на примере многовековой героической истории России [7].
Творчество детей в коллективе не только развивает их трудовые, художественные и другие способности, но и формирует устойчивое этико-иерархическое общественное сознание.
Отсутствие четкой иерархии общества порождает «беспредел» отношений и сумятицу сознания. Отсутствие устойчивых этических норм ведет к беззаконию, к резкому понижению этической планки общественного сознания. Такая ситуация в стране не может устраивать думающих государственных мужей. Разруха общественных отношений нарушает традицию переемственности поколений, без которой ни одно государство, ни одна нация не могут нормально существовать и развиваться.
Социальная интеграция создается при постоянном взаимноинтересном общении детей, подростков и молодежи со старшим поколением в виде совместной работы в трудовых коллективах, на слетах, фестивалях, праздниках, встречах, в походах и оздоровительных лагерях.
Кроме активного общения со старшими и между собой, в традиционной трудовой и игровой среде молодежь перенимает стремление познавать этот огромный и прекрасный мир, вести здоровый образ жизни, позволяющий больше успеть, увидеть и понять…
Комлескный подход в воспитательной работе с детьми позволяет эффективнее привлекать молодых к позитивному творчеству и полнее развивать все светлые стороны личности.
В воспитании гражданственности и патриотизма важную роль играет приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям нашей страны. Традиция преемственности спортивного, трудового и духовного опыта возрождается при единении поколений при слаженной и творческой работе молодых и опытных мужей.
Память о минувшем опыте поколений - основа полноты образа-идеала и ясности понимания жизненного пути.
Создание условий для полноценного развития всех граней личности ребенка предполагает организацию такой Среды, в центре которой находится он сам и может заниматься разнообразной деятельностью в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями. Элементами такой Среды являются различные объекты, помогающие ребенку думать и действовать, играя и взрослея.
Мир целостен, и для его познания необходим объёмный взгляд на время и пространство. Четыре вектора - ясность ума и навык тела, твердость воли и сила духа - определят жизненный стержень, который дан нам при рождении и укрепляется в боях с собою, закаливается испытанием времени, ведёт по жизни человека. Чтобы узнать - надо увидеть, чтобы понять - надо пережить, чтобы принять - надо поверить.
Поэтому, чтобы ребенок усвоил истину - её увидел, пережил, принял - мы помогаем ему создать в процессе воспитания интересный ему мир, в котором он творец, герой и повелитель вещей, событий и явлений (интерактивную среду) …
Мир постигается в увлекательной игре. Увлекательное “путешествие во времени и пространстве” с помощью ролевых игр в развивающей познавательной среде. Творческий процесс рождается самими детьми с помощью интерактивных объектов (бытовых, спортивных, игровых,…) и исторических и сказочных персонажей (кумиров и героев).
Во всестороннем развитии и полноценном воспитании человека необходимы состязательные игры. Мир детства немыслим без игры, мир игр - поле состязаний. Состязаний в силе и ловкости, быстроте и устойчивости, знаниях и сообразительности. Состязание - неотъемлимое свойство эволюции человеческого общества, необходимое для здорового продолжения рода, для культивирования лучших человеческих качеств у большего числа индивидов с целью поддержания социально-исторического баланса в сторону совершенствования психофизических и духовных параметров человечества [11,12].
Народная педагогика за тысячи лет опыта выработала универсальный метод обучения и воспитания в игре. Каждый народ веками создавал, совершенствовал и хранил лучшие свои игры, в которых участвовали все - от мала до велика. И каждый народ, заботясь о совершенствовании своих традиционных средств физического воспитания, стремился сделать их как можно более разносторонними и гармоничными [5].
Состязательные игры всех народов мира развивают у детей качества, необходимые для выживания и процветания рода, племени, нации в определенных климато-географических и исторических условиях.
Традиционные состязательные игры содержат психофизические социальные программы создания коллективов и оптимального взаимодействия в них индивидов на основе многотысячелетней коммуникативной практики народов. Традиционные игры содержат различные модели общественных отношений в соответствии с этическими нормами, выработанными тысячелетиями взимодействия наших народов. Выполнение правил общения дает человеку эмоциональную стабильность и духовную ясность в слаженном игровом коллективе.
Традиционные состязательные игры решают проблему комплексной психофизической подготовки с помощью вариативной регуляции видов и форм игры (психофизической нагрузки) игровым коллективом и каждым игроком на основе широкого выбора игр, возможности изменения правил игры по уговору и быстрого введения в практику новых игр [18].
Вариативность психофизической нагрузки в традиционных состязательных играх позволяет быстро находить эффективные решения оптимальной адаптации детей и взрослых к различным нагрузкам, отвечающей как реактивности срочной адаптации, так и стабильности долговременной адаптации [20, 24].
Оптимальность традиционных состязательных игр, как метода комплексного психофизического развития, состоит в том, что они позволяют дозировать нагрузки и, таким образом, решать задачи индивидуального развития определенных умений и навыков. То есть, благодаря методологической и психофизической вариативности народных игр, игроки и игровые коллективы всегда могут решить вопрос своего участия в конкретной игре соответственно своему уровню подготовки. С другой стороны, игроки могут сознательно или интуитивно завышать планку целевых требований игры согласно достижениям лучших игроков или собственным волевым установкам. Обучение и воспитание в традиционных играх составляют единое целое этнопедагогики игры, и потому позволяют событиям и людям в них развиваться эволюционно - по мере готовности к очередному изменению внутренних и внешних условий (правил игры).
Игровая форма необходима ребёнку для максимального погружения в тему занятия и постижения смысла основных понятий изучаемого предмета. Игра, как средство максимального психологического контакта наставника с учениками [12] и эффективнейшего решения задач обучения, была известна с древнейших времен во всем мире[15,16].
Адаптация к физическим, эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам по методологии данной программы происходит эволюционно, благодаря целостному этнопедагогическому подходу в виде комплексного воспитания и интегрального обучения.