Страховой (трудовой) стаж

Общие положения права социального обеспечения.

1) Понятие и функции СО

2) Организационно-правовые формы СО

3) Предмет, метод, принципы СО

4) Источники права СО

5) Правоотношения в сфере СО

Вопрос.

В международно-правовых актах о правах человека право на СО является одним из основных прав человека, к таким актам относятся Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина 1948 года и международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, в них указано, что каждый член общества имеет право на СО. Под этим понимается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи. А также право на СО на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по независящим от него причинам.

Традиционно в науке сложились 2 основные концепции понятия СО: широкое и узкое.

Широкое – в СО включаются все виды помощи членам общества за счет общественных фондов.

Узкое – СО не должно быть столь широким, это правовая защита только нетрудоспособных граждан, которые стали таковыми вследствие инвалидности, старости, болезни и т.д., то есть нуждающихся в СО.

Также в литературе выделяются основные критерии, по которым тот или иной вид обеспечения можно отнести к социальному.

1 – источники финансирования – СО предоставляется за счет либо средств бюджетов различных уровней, либо за счет специальных фондов, создаваемых государством (пенсионный).

2 – СО осуществляется лишь для определенной категории граждан, указанной в законе – инвалиды, нетрудоспособные и т.д.

3 – СО осуществляется только при наступлении определенных обстоятельств, указанных в законе – наличие основного юридического факта.

4 – СО имеет своей целью материальную поддержку нуждающихся граждан.

Социальная защита и СО. Разграничение.

Социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека. Поэтому социальная защита реализуется в отдельных нормах различных отраслей права. В свою очередь в праве СО все нормы направлены на защиту различных слоев населения, нуждающихся в социальной помощи. Право СЗ – многомерное комплексное правовое образование, объединяющее нормы различных отраслей права, в том числе и права СО. СО – основная составная часть СЗ.

Функции СО.

1) Экономическая. Проявляется в материальной поддержке граждан в трудной жизненной ситуации, содействию развития общественного производства и т.д.

2) Политическая. Проявляется в сближении социального уровня различных слоев населения, создание условий, создающих достойную жизнь каждому человеку и т.д.

3) Демографическая. СО способствует росту населения страны, росту продолжительности граждан и т.д.

4) Реабилитационная. СО имеет своей целью восстановление прежнего положения его субъектов.

Вопрос.

Под формами СО понимаются способы организации права граждан на СО. Эти формы различаются по различным критериям. Во-первых, по кругу субъектов:

-обязательное социальное страхование – субъекты работники

-государственное СО за счет бюджета – граждане без учета их трудового вклада

Во-вторых, по способу аккумуляции средств финансовых источников, из которых производится СО:

-обязательное – страховые взносы в различные фонды

-государственное – средства бюджета

В-третьих, по видам обеспечения:

-пенсии – ежемесячная денежная выплата, производимая государством из бюджета и пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных лиц, в связи с их прошлой трудовой деятельностью в размере, как правило, соизмеримом с прошлым заработком.

-пособия – денежная периодическая или единовременная выплата, носящая характер государственной помощи гражданам, которая предоставляется в случаях, установленных законодательством с компенсационными или иными целями.

-социальные услуги – разделяются по форме предоставления: услуги в виде полезных действий (обслуживание на дому престарелых и т.д.); натуральное обеспечение (предоставление бесплатных лекарств, продуктов питания и т.д.); натуральное содержание (содержание за счет государства в домах престарелых и т.д.); льготы и преимущества (бесплатных проезд и т.д.).

Выделяют 3 формы:

1. Обязательное социальное страхование. Понятие дано в ст.1 ФЗ «об основах обязательного социального страхования» от 16.07.99. Это система, создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменений материального и социального положения работающих граждан. А в случаях, указанных в законе и иных категорий граждан, вследствие наступления установленных законом социальных страховых рисков.

Основой являются 3 фонда – пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица, а также граждане, которые обязаны в соответствие с законом выплачивать взносы. Могут выступать органы госвласти и органы МС. Страховщики – вышеуказанные фонды, застрахованных лица - в основном лица работающие по трудовому договору, по гражданско-правовому договору и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Виды социальных страховых рисков:

1 – необходимость получения медицинской помощи

2 – утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая

3 – дополнительные расходы застрахованного лица и членов его семьи, в связи с наступлением страхового случая

Страховые случаи – достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или просто заболевание, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком до полутора лет и другие случаи, установленные законом.

До 1 января 2010 года страховые взносы в вышеуказанные фонды уплачивались в виде единого социального налога. 24 июля 2009 года был принят ФЗ № 213 «О страховых взносах в ПФ, ФСС, ФОМС». В соответствие с ним был отменен единый социальный налог, вместо него работодатели уплачивают взносы в государственные внебюджетные фонды по каждому из видов социального страхования. Базоя для начисления является заработная плата или иные выплаты по договору.

Изменились тарифы страховых вносов. Единая ставка была 26%, с 2011 года тарифы стали – в ПФ - 26%, ФСС – 2.9%, ФОМС – 5.1%. Из пенсионного – выплата трудовых пенсий и пособие на погребение умерших пенсионеров, которые не работали на день смерти. ФСС – пособия. ФОМС – финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь.

2. Государственное СО за счет средств бюджета. На получение СО не влияет застраховано лицо или нет. В рамках данной формы выделяют следующие отношения:

- государственное пенсионное обеспечение – за выслугу лет, социальная пенсия, пенсионное обеспечение граждан пострадавших от радиационных.

- по предоставлению государственных пособий, которые компенсируют социально-значимые расходы граждан – пособия при рождении ребенка, сертификаты – материнский капитал и т.д.

- по предоставлению государственных пособий социальных услуг и льгот, компенсирующих причинение вреда жизни и здоровью лица – пострадавшим в результате террористических акций, пострадавшим от поствакцинального осложнения, медицинским работникам, заразившимся ВИЧ и т.д.

- по предоставлению государственных выплат социальных услуг и льгот гражданам за особые заслуги перед государством и обществом либо за выдающиеся достижения.

3. Государственная социальная помощь. Предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам. А также иным категориям граждан за счет средств соответствующих бюджетов в виде пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. ФЗ «о государственной социальной помощи» от 17.07.99.

Наряду с этими централизованными формами СО в настоящее время широкое распространение получают региональные и локальные формы СО, то сесть, когда на СО финансовые средства выделяются по специальным программам на региональном, муниципальном уровне и каждой отдельной организации.

Вопрос.

Предмет ПСО – социально-алиментарные отношения, по распределению государственных средств в порядке, предусмотренном законом, а также средств юридических и физических лиц на договорной основе. Социально-алиментарный характер отношений означает, что СО происходит в обязательном порядке и на безэквивалентной основе. Предмет неоднороден и состоит из нескольких групп общественных отношений – основных и производных. Основные:

– материальные отношения – ядро предмета ПСО, они делятся на отношения по СО граждан в денежной форме, отношения по натуральному предоставлению

- процедурные и процессуальные, которые связаны с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид СО. Предшествуют материальным, сопутствуют им или вытекают.

Метод ПСО.

Особенности метода:

1 – сочетание централизованного и децентрализованного регулирования отношений в сфере СО. Ст. 72 Конституции устанавливает, что вопросы СО находятся в совместном ведении РФ и субъектов.

2 – в праве СО большинство норм носит обязывающий предписывающий характер, при этом все обязывающие нормы обращены к лицу, предоставляющему какое-либо благо по социальному обеспечению или обязанному осуществить какие-либо действия для его предоставления в ответ на волеизъявление обеспечиваемого субъекта.

3 – специфика юридических фактов – если для возникновения процедурного может быть достаточно единичного факта – волеизъявления – то для возникновения материального правоотношения необходим сложный юридический состав, который включает в себя следующие факты:

-определенный факт, дающий право на получение СО

- волеизъявление лица

- назначение вида СО

4 – специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязательств – в ПСО не закрепляются карательные санкции – лишение имеющихся у правонарушителя объектов или отягощение личного организационного имущественного характера. Действуют только правоограничивающие и правовосстановительные санкции. В свою очередь в литературе критикуется, что по отношению к субъектам, предоставляющим СО отсутствуют какие-либо формы компенсации противоправного, несвоевременного либо неполного предоставления социального обеспечения.

Принципы ПСО.

Делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые

1 – неотчуждаемость основных прав и свобод, равенство всех перед законом и судом и т.д.

2 – обеспечиывние достойной жизни и свободного развития человека, обеспечивание государственной поддержки материнства, детства и семьи и т.д.

3 – отраслевые:

1) Всеобщность ПСО – конституция РФ, декларация прав и свобод человека и гражданина устанавливают равную и одинаковую для всех возможность, при наступлении конкретных социально-значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения, независимо от пола, расы, языка и т.д.

2) Всесторонность СО – означает гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин в ней нуждается в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми.

3) Солидарность поколений СО – трудоспособные содержат нетрудоспособных.

4) Осуществление социального обеспечения в размерах, удовлетворяющих потребностям человека, а именно не ниже прожиточного минимума.

5) Дифференциация социального обеспечения – видов, условий, уровней СО, в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств. Критерии могут быть объективными и субъективными.

6) Сочетание обязательной государственной и добровольных систем.

7) Осуществление СО как за счет страховых платежей, так и за счет средств бюджета.

Вопрос.

1. Конституция РФ – ст. 7, 17-20, 37-39, 41, 45, 46, 53, 55.

2. Нормы международного права и международные договоры. Декларация и международный пакт. Конвенции МОТ № 117 «об основных целях и нормах социальной политики» 1962г. № 118 «о равноправии СО» 1962. № 167 «о сохранении прав в области СО» 1983г. И др.

3. Законы. ФЗ «об обязательно пенсионном страховании» от 15.12.2001, ФЗ «о государственном пенсионном обеспечивании» от 15.12.2001, ФЗ «о трудовых пенсиях РФ» 17.12.2001

4. Указы президента РФ.

5. Постановления Правительства. Устанавливают порядок применения норм законов – постановления, утверждающие списки, перечни работ, профессий, должностей, с учетом которых назначаются досрочные пенсии и т.д.

6. Акты министерств и ведомств – порядок назначения различных видов СО – пенсионный фонд, министерство труда (министерство труда и соц.развития – министерство здравоохранения и соц.развития РФ – от 21.05.2012 опять разделено – министерство здравоохранения и министерство труда и соц.защиты)

7. Акты органов МСУ – установление доплат к пенсиям и пособиям, расширение видов соц.обслуживания

8. Коллективные договоры, соглашения, локальные акты – только улучшение.

Особенности источников

- нет единого кодифицированного акта

- источник носят коньюктурный характер, плохо прослеживается связь между ними.

- большое количество подзаконных актов

- единство и дифференциация законодательства

- наличие в системе локальных актов, коллективных договоров и соглашений

Вопрос.

Общепризнано, что в ПСО не существует единого обеспечительного правоотношения, в рамках которого граждане могли бы реализовать свои права на все виды социального правоотношения. Возникают самостоятельные правоотношения по каждому из видов СО, каждое из которых имеет свой объект, содержание, субъектный состав и основание возникновения.

Можно выделить общеотраслевые черты, присущие всем отношениям. Во-первых, эти отношения носят имущественный характер. Во-вторых, имущественное обеспечение осуществляется либо за счет средств бюджета либо зав счет страховых фондов, в-третьих, социально-алиментарных характер. В-четвертых, отношения носят социально-обязательственный характер – государственный орган обязан отвечать на волеизъявления лица соответствующими действиями. На одной стороне права – на другой обязанности.

Правоотношения делят на материальные, процедурные и процессуальные. Объектом материальных – материальные блага, имеющие денежную оценку. Лушникова – предметом социально-обеспечительных отношений могут даже выступать нематериальные блага, которые в комплексе с социальными материальными благами призваны реализовать реабилитационную функцию права СО. Речь идет о восстановлении социального статуса.

Объектом процедурных и процессуальных отношений являются поведение участников отношений, полезные действия или достижение определенного результата.

Материальные.

1. Отношения по обеспечиванию граждан в денежной форме, они классифицируются по типам выплат

a. Отношения по предоставлению пенсий

b. Отношения по предоставлению пособий

c. Компенсационных выплат и субсидий

d. В порядке обязательного соц.страхования от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний

2. Отношения по предоставлению благ в натуральной форме. По типам благ

a. Медицинской помощи и лекарственного обеспечения

b. Санаторно-курортного лечения

c. Социальному обслуживанию

d. Социальной реабилитации инвалидов

Могут быть в дальнейшем классифицированы – по выплате пенсий – по выплате трудовых и государственных пенсий. Трудовых – по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Процедурные отношения. 2 подгруппы.

1. По установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных правоотношений

2. Связанные с назначением гражданину какого-либо вида СО.

Процессуальные отношения. В связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения путем обращения в вышестоящий орган соц.защиты или в суд.

Субъекты ПСО. 2 стороны – получатели благ, предоставители благ. Получатели – всегда физические лица, в отношении правосубъектности в литературе нет единой точки зрения. Одни считают, что существует единая социально-обеспечительная правосубъектность, которая является единой и равной, ей обладают все с рождения. При этом данные авторы наряду с отраслевой правосубъектностью выделяют видовую правосубъектность в конкретном правоотношении по поводу отдельных видов социального обеспечения, которая возникает при достижении определенного возраста или других обстоятельствах. Другие ученые отрицают отраслевую и считают, что есть только видовая. Гражданин может быть субъектом нескольких правоотношений.

Предоставители благ. Как правило государство в лице своих органов, может делегировать свои полномочия с другими лицами, например, МО, образовательным учреждением, работодателем и т.д.

Также участниками правоотношений могут быть и иные лица – бюро медиков социальной экспертизы, врачи, судьи и т.д.

Страховой (трудовой) стаж.

1) Понятие и виды страхового стажа

2) Общий страховой стаж

3) Специальный страховой стаж

4) Доказательство страхового стажа

Вопрос.

Страховой (трудовой) стаж – суммарная продолжительность трудовой или иной общественно-полезной деятельности, с которой закон связывает определенные юридичсекие последствия. Изначально существовал только термин трудовой стаж. Законом «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1.04.1996 был введен термин «страховой стаж», т.о. в настоящее время трудовые пенсии назначаются лишь при наличии страхового стажа. Трудовой стаж в настоящее время необходим для конвертации пенсионных прав, т.е. для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1.01.2002 года путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал.

Количественную сторону страхового стажа составляет его продолжительность, которая измеряется в годах, месяцах и днях. Качественную сторону стажа составляют определенные условия труда, место, отрасль и т.д. Стаж влияет на:

- само право на определенный вид СО

- размер выплат

В зависимости от качественной характеристики выделяют общий и специальный виды стажа. До 1.01.2007 года был непрерывный трудовой стаж. Применялся для расчета пособия по временной нетрудоспособности, в связи с принятием ФЗ «об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006года непрерывный трудовой стаж утратил свое значение. С 1.01.2007 года для определения размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, учитывается страховой стаж, как новый вид стажа.

Вопрос.

Основные положения о страховом стаже содержатся в главе 3 ФЗ «о трудовых пенсиях РФ». Ст. 2 – определение страхового стажа – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались трудовые взносы в пенсионный фонд РФ. А также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Т.О., страховой стаж – базовая категория.

Страховой стаж составляет 2 группы периодов: страховые и иные периоды. Страховые периоды – ст.7 ФЗ «об обязательном пенсионном страховании» - работа по трудовому договору, работа по гражданско-правовому договору, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой – ИП, адвокаты, нотариусы; трудовая деятельность в качестве сельско-хозяйственной, священнослужители.

Все эти виды деятельности должны выполняться на территории РФ. Есть исключения:

1) В страховой стаж засчитываются периоды работы граждан РФ, занятых по ТД на должностях гражд персонала вооруженных сил РФ, воинских частях, дислоцированных на тер-ии иностранных гос-в. кроме того согласно п 2 ст 10 З о трудовых пенсиях граждане, работающие за границей могут добровольно закл Д о страховании с пенсионным фондом. Пост КС РФ от 10 июля 2007 года № 9-П - даже если р-ль не выполняет свои обязанности по уплате взносов, эти периоды все равно вкл-ся.

Помимо страховых периодов в страховой стаж вкл-ся и иные нестраховые периоды, т.е. когда взносы не уплачивались, но закон их включает в страховой стаж. Ст. 11 ФЗ о тр. пенсиях. Всего их восемь.

1) Период прохождения военной и иной приравненной к ней службе.

2) Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период отпуска по беременности и родам не прописан – но он включается, т.к. он также предоставляется на основе листка нетрудоспособности;

3) Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, и иные представительства РФ в иностранных гос-ах, но не более пяти лет в общей сложности.

Страховой стаж не может состоять только из этих периодов. Есть правило.

П. 2 ст. 10 ФЗ о трудовых пенсиях: Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, когда уплачивались взносы в пенсионный фонд. При этом, сколько длилась эта д-ть когда уплачивались взносы неважно. А также необязательно, чтобы она следовало непосредственно до или после этих периодов.

Данный стаж называется общим, потому что он измеряется по факт продолжительности в календарном порядке независимо от условий работы. Есть исключение: п. 2 ст 12: некоторые виды работ сезонной промышленности учитываются не по факт продолжительности, а сезон учитывается за год стажа, перечень данных видов работ утвержден пост Правительства от 4 июля 2002 года № 498.

Если несколько периодов, предусм ст 10 и 11 ФЗ по времени совпадают, то учитывается только один из этих периодов по выбору лица обратившегося за установлением трудовой пенсии.

Специальный страховой (трудовой) стаж.

- это суммарная продолжительность периодов работы по опред профессии (должности) в опред условиях, в течение которых уплачивались взносы в пенсионный фонд и с которыми закон связывает досрочное назначение трудовой пенсии (ст 27 и ст 28 ФЗ о тр. пенсиях).

Таким образом, ССС, дающий право на досрочное назначение пенсии вкл-ся периоды тр. д-ти, указанные в ст 27 и ст 28 ФЗ о тр. пенсиях: на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, педагог и лечебная д-ть, творческая д-ть на сцене, периоды работы на Крайнем Севере и т.д.

Практ-ки все указанные периоды вкл-ся в ССС на основании списков производств, проф, работ и должностей утвержд Правительством РФ, в которых предусмотрены условия и порядок их включения в данный вид стажа.

Помимо ССС, который лежит в основе досрочного назначения тр пенсии, сущ-ет также специальный трудовой стаж в виде выслуги лет. Этот стаж не явл-ся страховым, т.к. в него входят периоды опред службы, в течение которых уплата взносов в ПФ не производится.

Выслуга лет – это период выполнения работ, которые ведут к утрате проф трудоспособности до наступления общего пенсионного возраста. И с этим спец. тр. стажем связано право на особый вид пенсии – пенсии за выслугу лет. Назначается гражд служащим, военнослужащим, служащим ОВД, прокурорско-следственным работникам и т.д.

Спец стаж исчисляется в календарном порядке по факт продолжительности, но в отличие от общего стажа в отношении выслуги лет сущ-ет очень много исключений: например, кратное исчисление стажа предусм для некоторых категорий врачей, например, суд-мед эксперты – год за полтора, для военнослужащих – служба в «горячих точка» - месяц за три месяца.

По общему правилу выслуга лет не смешивается. В отношении досрочных пенсий по старости, которые назначаются на основе ССС, есть исключения: пост Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 установлены правила суммирования периодов работы, дающих право на досрочные тр. пенсии.

Доказательство страхового стажа.

Ст. 13 ФЗ

СС после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соотв с ФЗ Об индивид (персонифицированном) учете в системе обязат пенсионного страхования от 1 апреля 1996 г. (вступил в силу с 1 января 97 г.). Опред только по данным этого учета. Данным законом введена обязат регистрация в тер-ом органе ПФ каждого р-ля-страхователя независимо от орг-пр формы и формы собственности. Р-ль обязан подавать сведения о работающих у него лицах, о начисленной ЗП, об уплаченных взносах в ПФ и т.д.таким образом, индивид лицевой счет застрах лица открывается на каждого застрах и соотв-но в нем содержатся все сведения необходимые для назначения пенсии – о стаже, о заработке. ПФ выдает страховое свидетельство, которое содержит номер индивид лицевого счета. Стаж до регистрации лица в кач застрахованного, т.е. до 1 января 1997 г., необходимо подтверждать документами. Они указаны в Правилах подсчета и подтверждения страх стажа для установления трудовых пенсий утв пост Правительства от 24 июля 2002 г. работа по ТД подтверждаются записями в тр книжке, либо в ней содержатся неправ или неточные сведения, в подтверждение принимаются письм тр договоры, справки выдаваемые р-лями или соотв гос (мун) органами, лицевые счета и ведомости на выдачу ЗП. Если нет никаких письм документов возможно подтверждение свидетельскими показаниями. Стаж подтверждается на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного р-ля. Подтверждение свидетельскими показаниями мб использовано в двух случаях 1) если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием, в этом случае продолжительность подтверждаемого периода работы не ограничена, к заявлению гражданина об установлению периоды работы по свидетельским показаниям дб приложены: документ гос или мун органа, подтверждающий факт утраты документов в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления; документ гос или мун органа на тер-ии которого произошло стихийное бедствие, подтверждаются дату, место и х-р произошедшего стихийного бедствия; справка архивного учреждения или гос или мун органа, подтверждаются факт отсутствия архивных документов о периоде работе подтверждаются свидетельскими показаниями; пост Минтруда РФ от 24 июня 94 г № 50 Об утверждении порядка уст стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций; 2) утрата документов по работе по другим причинам – небрежного хранения, умышленное уничтожение со стороны др лиц и т.д. – в этом случае свидетели д располагать документами о своей работе за время в отношении которого они подтверждают работу этого лица.

Также к заявлению лица об уст периода работы по свидетельскими показаниям дб приложен документ р-ля либо иные документы подтверждающих причину и факт утраты документов по работе и невозможность их получения.

Продолжительность подтверждаемого периода в этом случае не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения тр. пенсии.

По гр-пр Д работа подтверждается соотв-им Д и документом р-ля об уплате обязат платежей.

Индивидуальная трудовая д-ть подтверждается документами об уплате соотв-их взносов.

Иные нестраховые периоды работы – отдельный порядок подтверждения каждого периода работы.

Период ухода за ребенком – документы удостоверяющие рождение его и достижения возраста полутора лет.

Пенсии по старости.

1) Понятие и виды пенсий в РФ. Зак-во РФ о трудовых пенсиях.

2) Понятие тр пенсии по старости. Общие условия ее назначения.

3) Досрочные пенсии по старости

4) Размер тр пенсии по старости

5) Перерасчет пенсии по старости. Приостановление и прекращение выплаты тру пенсии по старости.

6) Оценка пенсионных прав.

Вопрос.

До 1 января 2002 г в РФ действовал закон о государственных пенсиях в РФ 1990 г. Соответственно с 1 января 2002 г. произошла пенсионная реформа путем принятия трех основополагающих законов: ФЗ Об обязательном пенсионном страховании от 15 декабря 2001 г, ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в РФ 15 декабря 2001 г, ФЗ О трудовых пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 г. с 1 января 2002 г вступили в силу.

Цели реформы:

1) Вывести из тени ЗП.

2) Стимулировать уплату взносов со всей ЗП, а не с ее части. Ранее пенсия составляла 55 % от средней ЗП при наличии стажа 20 лет женщины, 25 лет мужчины + 1 % за каждый год свыше требуемого стаж, но в общей сложности пенсия не могла быть более 75 % от средней ЗП. Справка о средней ЗП предоставлялась за любые пять лет либо за два года перед выходом на пенсию. Пенсия не могла быть более трех минимальных зарплат. Новые законы все эти обрезания отменили. С 1.01.2010 в соответствие с п.4 ст.8 Закона «о страховых взносах…» страховые взносы в эти фонды уплачиваются только сумм выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, не превышающие предельной величины базы для начисления страховых взносов.

3) Учитывать зарплату работников за всю трудовую жизнь. Ранее справка о заработке предоставлялась либо за любые 5 лет, либо за 2 последних года перед выходом на пенсию. Сейчас зарплата учитывается за всю трудовую жизнь.

4) Уменьшение в структуре страхового стажа нестраховых периодов, тем самым стимулирование граждан к уплате взносов в пенсионный фонд.

5) Решение демографических проблем. В России много неработающих граждан по отношению с работающими, тем самым переходит переход от солидарно-распределительной к солидарно-накопительной системе.

Пенсия – регулярная ежемесячная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке для определенной категории лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

На современном этапе пенсионная система состоит из 2х относительно самостоятельных подсистем.

1 – система государственных пенсий – ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении в РФ», выплачиваются за счет средств бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствие с условиями и нормами, установленными ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении в РФ», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации заработка (дохода), утраченного по основаниям, определенным в ФЗ. Либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Виды государственных пенсий:

-пенсия за выслугу лет – предоставляется федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц, гражданам из числа космонавтов и работникам летно-испытательного состава.

- пенсия по старости – выплачивается гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.

- пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам.

- пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семей военнослужащих, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов, в случае смерти последних.

- социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) – назначается нетрудоспособным гражданам, детям, инвалидам, престарелым, если они не имеют права на трудовую пенсию.

2 – система трудовых пенсий – ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ», выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, который формируется за счет страховых взносов.

Трудовая пенсия – ст.2 ФЗ – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности, вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных денежных вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ.

Виды:

- по старости

- по инвалидности

- по утрате кормильца

Пенсий за выслугу лет трудовых нет, но некоторая часть трудовых пенсий назначается независимо от возраста, в соответствие со ст. 27 ФЗ – педагоги, врачи.

Наши рекомендации