Место производственной практики в структуре ооп
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Новокузнецкий институт (филиал)
Факультет Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра Специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета ДиКПиП
_____________ Н.Е. Разенкова
12апреля 2016 г.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Б2.У.1 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности |
Направление подготовки
050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль подготовки
«Логопедия»
Степень (квалификация) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Новокузнецк 2016
Цель:формирование у студентов первичныхпрофессиональных умений и навыков, обеспечивающий профессиональную деятельность учителя-логопеда, ознакомление с документацией, целями, задачами и организацией логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Задачипрактики:
Формирование системы знаний:
· о целях и задачах деятельности учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида;
· о специфике организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Формирование профессиональных умений и навыков
· развитие способностей педагогического общения, совершенствование культуры профессиональной деятельности;
· овладение умениями и навыками самостоятельного решения доступных профессиональных задач (организация своей работы, контакт с педагогами и детьми, адаптация в организации и др.),
· развитие самостоятельности и ответственности в осуществлении педагогической деятельности и выполнении функций учителя – логопеда.
1. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Практика проходит в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи или логопункте при дошкольном образовательном учреждении.
До начала практики каждый студент проходит медосмотр.
В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 часов посменно, в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем: 1-я смена – с 8.00 до 14.00, 2-я смена – с 13.00 до 19.00.
Для оказания помощи студентам организуются регулярные консультации по всем направлениям деятельности студентов-практикантов. Консультации на факультете проводят преподаватели, в дошкольном учреждении – групповые руководители, учитель-логопед, заместитель и заведующий дошкольным учреждением.
Ежедневно работу студентов наблюдает учитель-логопед, один - три раза в неделю педагогическую деятельность практикантов изучают, заведующий дошкольным учреждением и его заместитель. Результаты отражаются в «Дневнике-отчете педагогической практики» студента. В конце практики дается общая характеристика работы студента учителем-логопедом (заместителем заведующей, заведующей), групповым руководителем практики.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЁННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ООП
В результате прохождения учебной / производственной практики у обучающегося формируются компетенции и по итогам практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:
код компетенции | результаты освоения ООП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС) | Перечень планируемых результатов обучения |
ОПК-1 | готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | Знать: - профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»; - требования к профессиональной подготовке по направлению специальное (дефектологическое) образование; - теоретические основы профессиональной деятельности учителя-логопеда. Уметь: - анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию в области профессиональной деятельности учителя-логопеда; - анализировать свою профессиональную деятельность. Владеть: - методами и приемами самоанализа и рефлексии профессиональной деятельности учителя-логопеда. |
ОПК-2 | готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами | Знать: - основы законодательства в области специального (дефектологического) образования, защиты прав детей и лиц с ОВЗ; - основы семейного права. Уметь: - анализировать необходимые нормативно-правовые документы, необходимые для профессиональной деятельности учителя-логопеда в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; - анализировать документы и правовую политику государства в области образования и воспитания лиц с нарушением речи. Владеть: - основными методами защиты прав детей с нарушением речи; - методами организации медико-социально-психологической помощи детям с речевыми нарушениями. |
ПК-5 | способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психологопедагогических классификаций нарушений развития | Знать: - клинико-психолого-педагогические классификации нарушений речи; - закономерности речевого и психического развития лиц с нарушением речи; - особенности комплектования групп для детей с нарушением речи. Уметь: - определять диагностические и прогностические показатели речевого развития лиц с нарушением речи; Владеть: - методами дифференцированного отбора детей с нарушением речи на основе диагностического исследования. |
МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.2. Практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Педагогической практике предшествует изучение модуля «Специальная детская психология» вариативного компонента ФГОС ВПО, а также курсов по выбору студентов, раскрывающих практикоориентированные аспекты профильных дисциплин, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия.
Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору, а также подготовки выпускной квалификационной работы.
4. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ЕЁ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Общий объём практики составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа.
Продолжительность практики 1 1/3 недели (7 дней) недели.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Основным содержанием практики является выполнение функций учителя-логопеда в школе 5 вида.
№ п/п Модуль | Разделы (этапы) практики | Недели, часы | Содержание деятельности | Формы текущего контроля (отчетности) |
I | Изучение и анализ нормативно-правовой документации учителя-логопеда | 1, 2 день (16 часов) ?? | Изучение и анализ документации учителя-логопеда; хронометрированное наблюдение за работой учителя-логопеда в течение рабочего дня; хронометрированное наблюдение за работой учителя-логопеда; | Установочная конференция, заполнение соответствующих разделов дневника-отчета |
II | Методическое и техническое обеспечение деятельности учителя-логопеда в дошкольном учреждении | 3,4 день (16 часов) ?? | Ознакомление с методическим и материально-техническим оснащением логопедического кабинета | Заполнение соответствующих разделов дневника-отчета, описание оборудования и методического оснащения логопедического кабинета |
III | Взаимодействие специалистов ДОО и учителя-логопеда в коррекционном процессе дошкольного образовательного учреждения | 5,6 день (16 часов) ??. | Изучить планирование логопедической работы образовательного учреждения | Заполнение соответствующих разделов дневника-отчета, Составление схемы взаимодействия специалистов; составление план – сетки работы учителя-логопеда на неделю |
IV | Обобщающе-аналитический | 6, 7 день (16 часов) ??. | Анализ логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении | Отчетная документация по практике, итоговая конференция |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· изучение деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения;
· ознакомление с оборудованием логопедического кабинета;
· изучение коррекционно-педагогической деятельности в образовательном учреждении (изучение функциональных обязанностей учителя-логопеда, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО).
· изучение планирования деятельности учителя-логопеда.
В период прохождения практики студенты-практиканты ведут дневники, в которых кратко фиксируют основные моменты своей деятельности.