После проверки домашней работы фронтально обсуждается
задание 80.
Ответ на вопрос не вызывает у детей затруднений. (Ут-
Верждение верное, так как во втором выражении первого
Столбца число 3 записано в виде суммы 2_1. В третьем и
четвёртом выражении переставлены слагаемые, а от переста-
Новки слагаемых значение суммы не изменяется.) Аналогич-
Ный комментарий дети дают по второму и третьему столбцам.
Если в классе будут ученики, которые не смогут самосто-
ятельно сформулировать приведённое выше обоснование,
Рекомендуем проверить утверждение на числовом луче. Для
Этого на доске следует заготовить по 4 числовых луча для
Каждого столбца. Это позволит вызвать к доске 12 учеников
и быстро выполнить задание.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Пользуясь рисунком задания 81 а), ученики самосто-
ятельно записывают в тетрадях равенства: 10 _ 1 _ 11,
Запись ра-
Венств лучше выполнить в столбик). Затем дети выполняют
задание 81 б). Комментируют рисунок: красных кругов в
Каждой следующей строке на 1 больше. Число всех кругов в
Строке не изменяется, их 11.
Работа с заданием «Постарайся запомнить!» организует-
Ся так же, как в первом классе, и обязательно сопровожда-
Ется изготовлением карточек, которые учащиеся использу-
Ют для самоконтроля и взаимоконтроля. На одной стороне
карточки – выражение, на другой – его результат. Карточки
Складываются в конверт. Рекомендуем сделать 8 карточек,
с учётом перестановки слагаемых. В этот же конверт советуем
Положить карточки с соответствующими случаями вычита-
Ния. Это лучше сделать при выполнении задания, в котором
Эти случаи рассматриваются, например, задания 84 или 87.
Задание 82 выполняется фронтально. Рисунок, данный
В учебнике, советуем вынести на доску, чтобы при выпол-
Нении задания ученики могли не только называть отрезки,
но и показывать их. После проведённой работы советуем пе-
Дагогу выяснить, сколько всего отрезков дети видят на чер-
Теже. Варианты ответов он записывает на доске, например,
одни видят 4 отрезка, другие – 6 и т. д. (верный ответ 10 от-
Резков). Дети показывают отрезки на доске.
Выполняя задание 83 ученики самостоятельно записыва-
Ют в тетрадях выражения, соответствующие рисункам 1_3
И находят их значения. При обсуждении полезно уточнить,
Как дети рассуждали, записывая каждое равенство. (Напри-
Мер, стрелка показывает, что надо шагать по числовому лучу
Влево, т. е. число 11 нужно уменьшить на 3. Приходим в точ-
Ку, которая соответствует числу 8, значит, 11 _ 3 _ 8.)
Рекомендуем после этого выполнить № 63 ТПО № 1,
В котором дети записывают результат, пользуясь моделями
Десятка и единиц.
Задание 84 обсуждается коллективно. Аналогичные за-
Дания ученики выполняли в первом классе при усвоении со-
Става однозначных чисел. При работе с ним лучше исполь-
Зовать демонстрационную наглядность. Обосновывая выбор
выражений, советуем использовать приём «движения рук».
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Он знаком детям с первого класса. Например, ученики обос-
новывают выбор выражения 11 _ 7: число 11 обозначает ко-
Личество всех фигур на рисунке или в двух группах (учащи-
Еся показывают двумя руками эти фигуры), 7 _ число фигур
в левой группе. Уберём эти фигуры (закрывают их руками),
Останутся фигуры правой группы. Их 4.
Задание 85 а) учащиеся выполняют в тетрадях самосто-
Ятельно. Затем учитель выписывает на доске, например,
равенство: 7 _ 3 _ 10, и дети выполняют задание 85 б). Ана-
логично выполняется задание 85 б) с другими равенствами.
В задании 87 учащиеся отмечают «галочкой» те пары вы-
Ражений, значения которых одинаковы. Обосновывая свой
выбор, они рассуждают: в первом выражении из 11 вычли 1,
а потом вычли ещё 5, значит, число 11 уменьшили на 6 еди-
Ниц. Во втором выражении (11 _ 6) тоже 11 уменьшили на
Единиц. Значит, значения выражений 11 _ 1 _ 5 и 11 _ 6
Одинаковые.
На дом: задания 86, 87 (вычислить значения вторых вы-
Ражений в каждой паре), № 63,64 ТПО № 1.
УРОК 21. (Задания 88_94)
Цель. Рассмотреть состав числа 12 и соответствующие
Случаи вычитания.