III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть

1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть.

2. Подвижный контакт (ползунок) установить посередине реохорда АС (х=0) и подобрать на магазине сопротивление так, чтобы ток в микроамперметре исчез. Проверка наличия тока осуществляется кратким нажатием красной кнопки на лицевой панели установки. При III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , как следует из (7.7) III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru ; занести это значение Ri в таблицу. (Это опыт 1 из первой серии III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru ).

3. Установить на магазине сопротивление меньше предыдущего на 10÷15% и перемещением ползунка Д по реохорду, вновь добиться исчезновения тока в микроамперметре. Измерить плечи моста III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru и III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru с учетом (7.9), данные занести в таблицу. (Это опыт 2 из первой серии).

4. Теперь установить на магазине сопротивление больше измеренного в п.2 на 10÷15% , вновь перемещая движок реостата Д, добиться исчезновения тока в цепи. Записать показания l1 и l2 в таблицу. (Это опыт 3 из первой серии).

5. Включить в цепи второе неизвестное сопротивление III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru (см. на установке переключатель сопротивлений). Это вторая серия опытов. Проделать операции, аналогично пп. 2÷4.

6. Установить переключатель установки в положение: «последовательное соединение» (это третья серия опытов); при этом сопротивления III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru и III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru включены последовательно в цепь моста. Выполнить замеры по пп. 2÷4.

7. Переключатель установить в положение «параллельное соединение» (четвертая серия), выполнить вновь замеры по пп. 2÷4.

Таблица

Опыты R, Ом   III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru мм III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru мм III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru i Ом III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru Ом III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru Ом III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru Ом
Серия №№
I. III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru                
           
           
II. III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru                
           
           
III III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru                
           
           
IV III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru                
           
           
                     


IV. Обработка результатов

1. Рассчитать Ri по формуле (7.7) для всех серий опытов.

2. По трем найденным значениям в каждой серии рассчитать среднее значение III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru .

3. Найти абсолютные погрешности измерения сопротивлений как среднее значение модулей разностей между каждым сопротивлением в серии и их средним значением (см. введение (В.3) и (В.4)). Занести для каждой серии Δ Ri и Δ Rср в таблицу.

4. Для сравнения с опытными данными рассчитать эквивалентное (общее) сопротивление последовательно соединенных сопротивлений III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru и III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru по формуле:

5. III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru (7.10)

6. Рассчитать эквивалентное сопротивление при параллельном соединении:

7. III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru (7.11)

V. Выводы:

1) Измеренные сопротивления: Rх1 = … ± … Ом;

Rх2 = … ± … Ом;

Rпар = … ± … Ом;

Rпосл = … ± … Ом;

2) Измеренные и вычисленные эквивалентные (общие) сопротивления при последовательном и параллельном соединении сопротивлений R1 и R2 совпадают в пределах погрешности измерений.

Контрольные вопросы

1. Что называется "силой тока", "плотностью тока"? Каковы единицы их измерения в системе СИ?

2. Как связано электрическое сопротивление проводника с его длиной и поперечным сечением?

3. Напишите законы Ома в интегральной и дифференциальной формах.

4. Закон Джоуля-Ленца в интегральной и дифференциальой формах.

5. Что представляет собой мостовая схема постоянного тока?

6. Сформулируйте правила Кирхгофа.

7. Каковы особенности моста Уитстона? Почему для изготовления реохорда берут однородную калиброванную проволоку?

8. Напишите формулы для расчета эквивалентного сопротивления при последовательном соединения сопротивлений III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru и III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru и при их параллельном соединении.

Литература

1. Белановский А.С. Основы биофизики в ветеринарии/ М.: Агропромиздат, 1989. – 272 с.

2. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика/ М.:Высшая школа, 1987. – 638 с.

3. Трофимова Т.И. Курс физики: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1985. 432 с.

Вопросы для защиты в форме круглого стола

По III разделу

«Электростатика. Постоянный ток»

№ Пп Вопросы Рекомендов. Литература
Стр.
Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона для взаимодействия точечных зарядов.   128-129
Напряженность и потенциал электрического поля. 265-267
Принцип суперпозиции для электрического поля. Диполь. 132-133 270-271
Клеточная мембрана. Калий – натриевый насос. 132-137
Биопотенциалы покоя и действия. Примеры мембранного потенциала для различных клеток. 138-143
Механизм передачи нервного импульса. 141-144
Методы измерения биопотенциалов. 144-148
Поляризация диэлектриков в электрическом поле. 178-281 148-151
Диэлектрическая проницаемость диэлектриков. Пьезоэлектрический эффект. 141-143 282-284  
Конденсаторы. Электроемкость конденсаторов. 149-151
Энергия электрического поля. 284-285 15-152
Электрические свойства тканей организма. 160-162
Электрический ток, плотность тока. 155-156
Электросопротивление, электропроводность, удельное сопротивление, правила нахождения эквивалентного сопротивления при соединении проводников. 156-157
Закон Ома для тока I и плотности тока j.
Тепловое действие электрического тока, закон Джоуля-Ленца. 158-159
Действие постоянного электрического тока на живой организм. Электрофорез. 162-164
Методы электровоздействия в ветеринарии и животноводстве.   169-172

Рекомендуемая таблица вариантов вопросов для проведения круглого стола

  В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8 В9 В10

РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ

ВВЕДЕНИЕ

Общие положения

Подобно тому, как в пространстве, окружающем электрические заряды, возникает электростатическое поле, так и в пространстве, окружающем токи (движущиеся заряды) и постоянные магниты, возникает силовое поле, называемое магнитным. Однако, в отличие от электростатического поля, магнитное поле не является потенциальным, его работа на замкнутой траектории не равна нулю, магнитное поле имеет вихревой характер. Если индикатором наличия электрического поля является точечный положительный заряд, то индикатором магнитного поля является элементарный магнитный момент III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , которым обладает миниатюрный замкнутый плоский контур (рамка) площадью S с током I:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , (IV.1)

где III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru - единичный вектор нормали к плоскости рамки. (В постоянных магнитах суммарный магнитный момент атомов отличен от нуля и в отсутствии внешнего магнитного поля.)

В магнитном поле рамка с током поворачивается, пока вектор III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru не установится вдоль силовых линий магнитно поля, при этом механический вращающий момент III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru пропорционален как силе поля, характеризуемой вектором индукции III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , так и величине магнитного момента III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru и равен их векторному произведению:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.2)

Это соотношение может служить для определения величины вектора индукции магнитного поля:

В=Ммаксm. (IV.3)

Единицей измерения индукции магнитного поля в системе СИ является Тесла: [B] = 1 Тл. Для магнитного поля, как и для электрического справедлив принцип суперпозиции:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.4)

Как установил Ампер, на элемент проводника длиной dl с током I в магнитном поле с индукцией III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru действует сила, равная векторному произведению:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.5)

Частным случаем этой силы является сила Лоренца, действующая на движущийся со скоростью III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru в магнитном поле c индукцией III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru заряд q:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.6)

Но не только внешнее магнитное поле действует на движущиеся заряды и токи, но сами токи и движущиеся заряды создают вокруг себя магнитное поле. Согласно закону Био-Савара-Лапласа элемент проводника с током III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru создает в точке наблюдения магнитное поле c индукцией III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , определяемой векторным произведением:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , (IV.7)

где III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru – радиус вектор, проведенный от элемента тока в точку наблюдения. Свободно движущийся со скоростью III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru заряд q создает магнитное поле с индукцией:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.8)

Здесь μ0 = 4π·10-7 Гн/м – магнитная постоянная; μ – относительная магнитная проницаемость среды. Для вакуума и воздуха μ = 1.

Однако, для характеристики магнитного поля, создаваемого токами, удобнее пользоваться понятием вектора напряженности III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , который связан с вектором III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru соотношением:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.9)

Единицей измерения напряженности магнитного поля III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru в системе СИ является 1 А/м.

Индукция и напряженность магнитного поля в центре кругового витка радиуса R с током I равны соответственно :

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.10)

Величина вектора индукции и вектора напряженности магнитного поля, создаваемого длинным прямым проводом с током I на расстоянии r от него:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.11)

Величина напряженности магнитного поля в середине соленоида (узкая длинная катушка) или тороида (катушка, намотанная на тор) равна:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , (IV.12)

где nм – плотность намотки (количество витков на 1 м длины катушки).

Атомы всех веществ обладают собственными магнитными моментами III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , которые во внешнем магнитном поле упорядочиваются. Возникающий при этом результирующий магнитный момент (называемый для единицы объема намагниченностью вещества) может быть направлен как навстречу внешнему полю (в диамагнетиках, μ<1), так и по направлению внешнего поля (в парамагнетиках, μ>1, и в ферромагнетиках, μ>>1). В случае ферромагнетика индукция внутри него намного больше, чем индукция, созданного теми же внешними токами магнитного поля в вакууме, что используется при изготовлении электромагнитов и трансформаторов.

Принципом работы трансформатора служит явление электромагнитной индукции, которое заключается в возникновении в магнитном контуре э.д.с. индукции при изменении во времени величины магнитного потока Фм. Это явление описывается законом Фарадея:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , (IV.13)

где III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru – электродвижущая сила, возникающая в контуре при изменении в нем магнитного потока, которым называют скалярное произведение:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , (IV.14)

где III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru – единичный вектор нормали к поверхности S, Bn – нормальная к поверхности составляющая вектора индукции магнитного поля. Единицей измерения магнитного потока в СИ является Вебер: [Ф]=1 Вб

Знак «минус» в (IV.13) означает, что возникающий в замкнутом контуре индукционный ток стремится скомпенсировать или уменьшить изменение магнитного потока в соответствии с принципом Ле Шателье-Брауна.

При прохождении тока в контуре в нем создается магнитное поле, которое пересекает плоскость самого контура, и так возникает магнитный поток через этот контур (явление самоиндукции):

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , (IV.15)

где L – индуктивность контура, которая в системе СИ измеряется в Генри:

[L] = 1 Гн. Тогда (IV.13) можно переписать:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.13а)

Энергия магнитного контура:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru , (IV.16)

а энергия магнитного поля:

III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru . (IV.17)

Дж. Максвелл создал единую теорию электромагнитного поля, сконцентрированную в системе уравнений, которые показывают, как изменяющееся магнитное поле создает электрическое поле, а движущиеся электрические заряды (т.е. изменение электрического поля) создают магнитное поле. Таким образом, в природе существует единое электромагнитное поле, которое распространяется в виде электромагнитных волн.

В живом организме циркулируют жидкости, которые являются электролитами, т.е. происходит направленное движение зарядов. Так что, с одной стороны, организм создает вокруг себя магнитное поле малой напряженности, которое может служить характеристикой его состояния, а с другой стороны – биотоки организма реагируют на внешнее магнитное поле. Последнее обстоятельство нашло широкое применение в физиотерапии. Однако, механизмы воздействия магнитного поля на работу тех или иных органов еще недостаточно изучены. Рассматриваются разные подходы: как через воздействие структурированной в магнитном поле воды, так и через воздействие силы Ампера на биотоки.

 
  III. Порядок выполнения работы. 1. Установку после проверки работы схемы преподаватель или лаборант включает в сеть - student2.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 (2-12)

Наши рекомендации