Упражнения на середине зала 4 страница
Пример 1. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.
В затакте две восьмых. На первую восьмую руки приоткрываются, на вторую восьмую demi plie, руки поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На раз поворот в точку 2 плана класса, левая нога встает на пальцы, правая, усиливая выворотность, поднимается на условное cou-de-pied, левая рука открывается на вторую позицию, правая — остается в первой позиции, кисти обеих рук раскрываются, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисть правой руки. На два правая нога опускается через cou-de-pied сзади в demi plie в пятую позицию, левая нога впереди, голова и руки сохраняют принятое положение. На раз sissonne simple с левой ноги, с поворотом в точку 8 плана класса, левая рука поднимается через повышенное подготовительное положение в первую позицию, правая — на вторую позицию, кисти обеих рук раскрываются, голова слегка наклоняется направо, взгляд направлен на кисть левой руки. На два demi plie и т. д.
Пример 2. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, левая нога впереди, поворот головы налево.
Затакт две восьмых. На первую восьмую руки приоткрываются, на вторую восьмую demi plie, руки поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется направо, взгляд направлен на кисти рук. На раз, с поворотом в точку 8 плана класса, левая нога встает на пальцы, правая, усиливая выворотность, поднимается на условное cou-de-pied, правая рука открывается на вторую позицию, левая — остается в первой позиции, кисти рук раскрываются, голова поворачивается в точку 8 плана класса, взгляд направлен на кисть левой руки. На два demi plie в пятой позиции, правая нога впереди. На раз sissonne simple с левой ноги с поворотом в точку 2 плана класса, правая рука поднимается через повышенное подготовительное положение в первую позицию, левая — открывается на вторую позицию, кисти рук раскрываются, голова поворачивается в точку 2 плана класса, взгляд направлен на кисть правой руки. На два demi plie в пятой позиции и т.д.
Усвоив основной вид sissonne simple, его исполняют и, другими положениями рук и головы, варьируя также характер поворотов. Руки в движении свободны и пластичны.
Примечание. В sissonne simple опорная нога натянута и выворотна, работающая нога выворотна и активна, корпус подтянут. Повороты корпуса и головы и координация рук очень точны. Движения рук свободны.
Характер музыкального исполнения четкий, энергичный.
ТРЕТИЙ КЛАСС Упражнения третьего класса
В третьем классе закрепляется освоение хореографической азбуки, того необходимого фундамента, на котором создаются и развиваются движения классического танца.
Поэтому здесь, как и в первых двух классах, прежде всего, вырабатывают правильность и чистоту исполнения, развивают силу и выносливость, закрепляют устойчивость в упражнениях на полупальцах на середине зала.
Вместе с тем здесь начинают развивать залог будущей танцевальности — элементы художественной окраски движений,— уже намеченные в отдельных упражнениях предыдущих классов. Однако не следует чрезмерно увлекаться и усложнять ради этого сочетания движений. Новые упражнения в программе третьего класса изучают сначала в чистом виде.
Музыкальное сопровождение урока требует, по сравнению со вторым классом, еще большего разнообразия ритмического рисунка и общего ускорения темпов.
Упражненияу палки
Экзерсис у палки в третьем классе повторяет и развивает упражнения второго класса. В него вводится прием, проверяющий положение корпуса точно на опорной ноге. Закончив то или иное упражнение, задерживаются на полупальцах опорной ноги, сняв руку с палки. При этом работающая нога может находиться на cou-de-pied впереди или сзади, может быть открыта на воздух на 45° или на 90° в любом направлении. Такой прием открывает возможность проверить и исправить себя, закрепляя тем самым устойчивость.
В исполнение battement frappe, battement double frappe, battement soutenu на 90° постепенно вводится epaulement efface и croise.
Во втором полугодии такие упражнения, как battement loiidu с plie releve и с demi rond de jambe en dehors иen dedans, исполняются во всех направлениях и в позах.
Наиболее сложную позу ecartee изучают вначале в battement tendu и в battement tendu jete; позднее в grand battment jete, в battement releve и developpe.
Все повороты в epaulement требуют точной координации корпуса, ног, рук и поворотов головы, отвечающих характеру позы и сохраняемых во время упражнения. Исполняя то или иное упражнение с поворотом в epaulement, важно следить за правильным положением стопы на полу.
В battement releve на 90° и в battement developpe прибавляется подъем на полупальцы. Сначала эти упражнения исполняют en face во всех направлениях, затем в позах. Подтянутый корпус, предельно натянутая нога дают возможность легко отделять пятку от пола, сохраняя ее выворотность. Подъем на полупальцы происходит после того, как работающая нога принимает заданное направление или позу.
Пример. На 2/4 исполняется battement developpe или releve, на третью четверть подъем на полупальцы, на четвертую четверть положение на полупальцах сохраняется. На первую четверть следующего такта пятка опорной ноги опускается на пол, не нарушая положения работающей ноги. На конец такта developpe заканчивается в пятую позицию.
Во втором полугодии к упражнениям на полупальцах добавляют demi rond de jambe на 90°en dehors и en dedans. 15 этом упражнении надо следить за натянутостью ивыворотностью опорной ноги на полупальцах и за ровным положением ее стопы на полу.
BATTEMENT DOUBLE FONDU
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, правая рука в подготовительном положении, поворот головы направо.
За тактом на одну восьмую правая рука слегка приоткрывается.
На раз demi plie опорной ноги, работающая нога поднимается на условное cou-de-pied, правая рука возвращается и подготовительное положение, голова в повороте налево
слегка наклоняется. На и опорная нога, постепенно вытягивая колено, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотное положение cou-de-pied, правая рука поднимается в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд, направлен на кисть. На два опорная нога, опускаясь пяткой на пол, переходит в demi plie, работающая нога вытягивается в сторону на 45° (выворотность обеих ног усиливается), правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и опорная нога, постепенно вытягивая колено, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотность и уровень 45°, рука и голова — принятое положение. На раз следующего такта опорная нога, опускаясь пяткой на пол, переходит в demi plie, работающая нога сгибается на cou-de-pied назад, правая рука опускается в подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается, взгляд следует за кистью руки. На и опорная нога, постепенно вытягиваясь, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотное положение cou-de-pied сзади, правая рука поднимается в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки. На два опорная нога, опускаясь пяткой на пол, переходит в demi plie, работающая нога вытягивается в сторону на 45°, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и опорная нога, постепенно вытягивая колено, поднимается на высокие полупальцы, работающая нога сохраняет выворотность и уровень 45°, рука и голова — принятое положение.
По усвоении battement double fondu в сторону, оно исполняется по тем же правилам вперед и назад.
В дальнейшем battement double fondu исполняется с demi rond de jambe на 45° во всех направлениях en dehors и en dedans.
Пример. В battement double fondu работающая нога вытягивается вперед на 45°, опорная нога опускается в demi plie. Затем, постепенно вытягиваясь, опорная нога поднимается на полупальцы, в то же время работающая нога, сохраняя 45°, отводится на вторую позицию и т. д.
Примечание. В battement double fondu корпус подтянут, ноги предельно выворотны, рука лежит на палке свободно, ни в коем случае не передвигаясь по ней.
Музыкальный размер и характер музыки соответствуют battement fondu (см. первый класс).
BATTEMENT SOUTENU НА 90°
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
Пример. Battement soutenu в позу croisee вперед на середине зала.
Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.
В затакте три восьмых. На первую восьмую руки приоткрываются, на вторую восьмую — закрываются в подготовительное положение вместе с подъемом на полупальцы в пятой позиции. На третью восьмую положение сохраняется. На раз и работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена опорной ноги, руки поднимаются в первую позицию, голова наклоняется налево, корпус усиливает подтянутость. На два работающая нога вытягивается по принципу developpe вперед на 90°, одновременно опорная нога, опускаясь пяткой на пол, начинает demi plie, левая рука поднимается в третью позицию, правая открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и опорная нога продолжает demi plie, работающая нога поднимается еще выше. На три работающая нога начинает опускаться, левая рука открывается на вторую позицию, продолжая движение; работающая нога, коснувшись вытянутыми пальцами пола, не задерживаясь, подтягивается в пятую позицию, опорная нога постепенно вытягивается. На четыре обе ноги одновременно втягиваются в пятую позицию на полупальцах, руки опускаются в подготовительное положение, поворот головы направо, корпус сохраняет подтянутость. И является затактом к началу следующего battement soutenu. Battement soutenu на croisee назад и в позы effacee вперед и назад исполняют по тем же правилам, с учетом характера данных поз.
Примечание. В battement soutenu опорная нога, опускаясь с полупальцев, сохраняет натянутость и начинает demi plie, только коснувшись пяткой пола. Ноги во всех положениях предельно выворотны и непременно должны одновременно втягиваться в пятую позицию. Корпус все время подтянут, руки в движении свободны и пластичны.
Характер музыкального сопровождения — плавный, слитный. Battement soutenu вначале исполняют на один такт 4/4 в дальнейшем — на такт 2/4
Пример. За тактом три восьмых. На первую восьмую руки приоткрываются, на вторую восьмую закрываются в подготовительное положение вместе с подъемом на полупальцы, на третью восьмую работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена, руки поднимаю первую позицию, голова наклоняется налево. На раз и работающая нога вытягивается на 90° и т. д.
ПОВОРОТ НА 360°
Поворот на 360° по направлению к палке. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. Левая рука свободно лежит на палке, правая открыта на вторую позицию. Поворот головы направо.
За тактом — demi plie в пятой позиции. На раз ноги, сохраняя пятую позицию, толчком пяток от пола поднимаются на высокие полупальцы, корпус усиливает подтянутость, руки через повышенное подготовительное положение соединяются в первой позиции, голова поворачивается en face. На два исполняется поворот на 360° по направлению к палке: натянутые ноги, сохраняя выворотность пяток, меняются так, что левая нога в конце поворота оказывается впереди, первая позиция во время поворота сохраняется, голова в начале поворота обращается направо и как можно скорее, как бы обгоняя поворот, принимает положение en face. На три левая рука свободно ложится на палку, правая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. Четыре — затакт для поворота от палки.
Поворот на 360° по направлению от палки. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. Левая рука лежит на палке, правая — открыта на вторую позицию. Поворот головы направо.
Затакт — demi plie в пятой позиции. На раз ноги, сохраняя пятую позицию, толчком пяток от пола поднимаются на высокие полупальцы, корпус усиливает подтянутость, руки через повышенное подготовительное положение соединяются в первой позиции, голова поворачивается en face. На два исполняется поворот на 360° по направлению от палки: натянутые ноги, усиливая выворотность пяток, меняются так, что правая нога к концу поворота оказывается впереди, первая позиция во время поворота сохраняется, голова в начале поворота обращается налево и как можно скорее, как бы обгоняя поворот, принимает положение en face. На три левая рука свободно ложится на палку, правая открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. Четыре — затакт для поворота к палке.
Примечание. Поворот корпуса должен точно совпадать с поворотом ног, а точная координация рук и поворота головы стимулирует поворот корпуса. Впоследствии повороты на 360° вводятся, в любые упражнения как у палки, так и на середине. Они могут исполняться в середине и в конце упражнения.
Музыкальный размер поворотов зависит от тех упраж-лений, с которыми они соединяются.
GRAND ROND DE JAMBE EN DEHORS НА 90°
Исходное положение — пятая позиция, правая нога, впереди.
На и правая рука приоткрывается за тактом. На раз и поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через условное cou-de-pied на уровень колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается вперед на 90°, голова и рука сохраняют принятое положение. На три и, четыре и работающая нога, повышаясь, отводится в сторону, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На раз и, два и второго такта работающая нога, пррдолжая повышаться, отводится назад, корпус, сдерживая неизбежный наклон, слегка направляется вперед. На три и положение сохраняется. На четыре и работающая нога опускается в пятую позицию назад, корпус выпрямляется, рука закрывается в подготовительное положение.
GRAND ROND DE JAMBE EN DEDANS HA 90°
Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На и правая рука приоткрывается за тактом. На раз и — поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается назад на 90°, корпус сдерживает неизбежный наклон, голова и рука сохраняют принятое положение. На три и, четыре и работающая нога, повышаясь, выводится в сторону, корпус, усиливая подтянутость, выпрямляется, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует в направлении правой руки. На раз и, два и второго такта работающая нога, повышаясь, проводится вперед. На три и положение сохраняется. На четыре и работающая нога опускается в пятую позицию вперед, рука закрывается в подготовительное положение, поворот головы направо сохраняется.
Примечание. В grand rond de jambe на 90° центр тяжести подтянутого корпуса точно располагается на предельно натянутой опорной ноге. В то время как работающая нога описывает круг, обе ноги должны быть натянуты и выворотны. Бедра абсолютно ровные. Необходимо следить за правильным положением рук, так как они имеют тенденцию смещаться при движении работающей ноги.
По усвоении grand rond de jambe на 90° en dehors и en dedans, его исполняют на середине зала. Одновременно с developpe вперед или назад обе руки поднимаются в первую позицию и с началом rond de jambe en dehors или en dedans открываются на вторую позицию, сохраняя ее до конца движения.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыки слитный, плавный. Сначала grand rond de jambe исполняют на два такта 4/4. По усвоении — на один такт. В этом случае на и нога поднимается на уровень колена, на раз и вытягивается вперед и т. д. В дальнейшем можно пользоваться размером ¾, 6/8.
PAS COUPE
Pas coupe представляет собой вспомогательное движение классического танца и потому всегда исполняется вместе с другими движениями, встречаясь в упражнениях у палки и на середине, а также в прыжковых и пальцевых упражнениях. Pas coupe может начинать упражнение, может разделять как однородные, так и разные движения, но само оно всегда исполняется из одинакового предварительного положения. Название pas coupe — режущее — определяет его короткий, отрывистый характер: в любых сочетаниях движений pas coupe всегда исполняется на одну восьмую долю такта.
Пример. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, левая рука положена на палку.
На два вступительных аккорда правая нога открывается в сторону на 45°, одновременно левая нога поднимается на полупальцы, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз и правая нога опускается в demi plie, подменяя впереди левую ногу, которая сразу поднимается на cou-de-pied сзади. Правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается. На два левая нога быстро встает на высокие полупальцы на место правой ноги, которая тотчас же открывается в сторону на 45° через условное cou-de-pied, правая рука через первую позицию открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и положение сохраняется. На раз и второго такта правая нога опускается в demi plie, подменяя сзади левую ногу, которая сразу поднимается на условное cou-de-pied, рука и голова сохраняют принятое положение. На два левая нога быстро встает на высокие полупальцы на место правой ноги, которая тотчас же открывается в сторону через cou-de-pied сзади. Правая рука и поворот головы сохраняются. На и положение фиксируется.
Примечание. Pas coupe оканчивается ногой, открытой на 45° или на cou-de-pied, в зависимости от заданного упражнения.
Пример. Pas coupe в упражнениях у палки в сочетании с battement fondu и battement frappe. Упражнение исполняется на восемь тактов. Музыкальный размер 4/4.
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На две четверти первого такта battement fondu вперед, на следующие две четверти plie releve с rond de jambe en dehors на 45°. На две четверти второго такта battement fondu в сторону, на третью четверть demi plie на правую ногу впереди левой, которая поднимается на cou-de-pied сзади, правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте слегка опускается, на первую восьмую четвертой четверти — положение сохраняется, на вторую восьмую— coupe, левая нога встает на высокие полупальцы на место правой, которая через условное cou-de-pied открывается на вторую позицию на 45°, правая рука через первую позицию открывается на вторую, голова поворачивается направо. На две четверти третьего такта battement fondu назад, на две четверти plie releve с rond de jambe en dedans на 45°. На две четверти четвертого такта battement fondu в сторону, на третью четверть demi plie на правую ногу сзади левой ноги, которая поднимается на условное cou-de-pied, правая рука сохраняет вторую позицию, голова поворачивается направо; на первую восьмую четвертой четверти — положение сохраняется; на вторую восьмую — coupe, левая нога встает на высокие полупальцы, правая нога через cou-de-pied сзади открывается на вторую позицию на 45°. Рука и голова сохраняют принятое положение. На пятый такт следуют четыре battements frappes— два вперед и два в сторону, каждое на одну четверть. Три четверти шестого такта — три doubles frappes в сторону; на первую восьмую четвертой четверти demi plie на правую ногу впереди левой ноги, которая поднимается на cou-de-pied сзади, правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается, на вторую восьмую — coupe, левая нога встает на высокие полупальцы на место правой ноги, которая через условное cou-de-pied открывается на вторую позицию на 45°, правая рука через первую позицию открывается на вторую, голова поворачивается направо. На седьмой такт — четыре battements frappes, два назад, два в сторону. Три четверти восьмого такта — три doubles frappes в сторону; на первую восьмую четвертой четверти — demi plie на правую ногу сзади левой, которая поднимается на условное cou-de-pied, правая рука сохраняет вторую позицию, голова поворачивается направо; на вторую восьмую — coupe, левая нога встает на высокие полупальцы, правая, через cou-de-pied сзади, открывается на вторую позицию на 45°; правая рука и голова сохраняют принятое положение. На заключительные аккорды упражнение заканчивается в пятую позицию.
Примечание. Приведенный пример не единичен: pas coupe можно исполнять с любыми упражнениями.
ПОЛУПОВОРОТЫ EN DEHORS И EN DEDANS С ПОДМЕНОЙ НОГИ
Полуповороты с подменой ноги изучаются у палки и, в зависимости от упражнения, исполняются на целой стопе или на полупальцах.
Полуповорот en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию носком в пол, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз правая нога закрывается в пятую позицию вперед, и на ней, не задерживаясь, на два исполняется поворот на 180° по направлению к палке, то есть в левую сторону en dehors. В повороте левая нога проходящим через условное cou-de-pied движением открывается к окончанию поворота на вторую позицию носком в пол. Правая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, в конце его опускается на палку. Левая рука открывается через первую позицию на вторую. Голова к исходу поворота обращается налево.
Полуповорот en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию носком в пол, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз правая нога закрывается в пятую позицию назад и на ней, не задерживаясь, на два исполняется поворот на 180° по направлению от палки, то есть в правую сторону en dedans. В повороте левая нога проходящим через cou-de-pied сзади движением открывается к окончанию поворота на вторую позицию носком в пол. Левая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, открывается на вторую позицию. Правая рука в конце поворота опускается на палку. Голова поворачивается налево.
Примечание. При повороте на целой стопе пятка слегка приподнимается. Поворот непременно исполняется на одной ноге, поэтому с его началом другая нога сразу же поднимается на cou-de-pied. Это правило особенно важнопомнить в повороте en dedans по направлению от палки. Руки снимают с палки вместе с поворотом, чтобы не затруднять движения.
Указанные полуповороты исполняются после battement tendu. Если же полуповорот делается после battement tendu jete, то работающая нога перед поворотом и после него соответствует высоте ноги в данном упражнении, то есть открыта на 25°.
ПОЛУПОВОРОТЫ EN DEHORS И EN DEDANSС ПОДМЕНОЙ НОГИ НА ПОЛУПАЛЬЦАХ
Полуповорот en dehors. Исходное положение— пятаяпозиция, правая нога сзади.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°.Левая нога поднимается на полупальцы. Правая рука открывается на вторую позицию. Голова поворачивается направо.
На раз правая нога ставится на высокие полупальцы в пятую позицию вперед, и на ней, не задерживаясь, на два исполняется полуповорот по направлению к палке, то есть в левую сторону на правой ноге (en dehors). В повороте левая нога проходящим через cou-de-pied сзади движением открывается к исходу поворота на вторую позицию на 45°. Правая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, в конце его опускается на палку. Левая рука открывается через первую позицию на вторую. Голова к исходу поворота обращается налево.
Полуповорот en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°. Левая нога поднимается на полупальцы. Правая рука открывается на вторую позицию.
На раз правая нога ставится на высокие полупальцы в пятую позицию назад, и на ней, не задерживаясь, на два исполняется полуповорот по направлению от палки, то есть в правую сторону на правой ноге (en dedans). В повороте левая нога проходящим через cou-de-pied сзади движением открывается к исходу поворота на вторую позицию на 45°. Левая рука, направляясь с началом поворота к первой позиции, открывается на вторую позицию. Правая рука в конце поворота опускается на палку. Голова поворачивается налево.
Эти полуповороты следуют за упражнениями battement fondu, battement frappe, battement double frappe, rond de jambe en l'air, petit battement sur le cou-de-pied, исполняемыми на полупальцах. Иногда полуповороты исполняются в начале, но чаще в середине и в конце упражнений.
Музыкальный размер полуповоротов зависит от тех упражнений, с которыми они соединяются.
ТОМВЁ С ПОЛУПОВОРОТОМ
SUR LE COU-DE-PIED EN DEHORS И ENDEDANS
Полуповорот en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°, правая рука через первую позицию открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз правая нога опускается в demi plie, подменяя впереди левую ногу, которая сразу поднимается на cou-de-pied сзади. Правая рука опускается в повышенное подготовительное положение, голова в повороте направо слегка опускается. На два исполняется поворот en dehors на 180° на правой ноге в левую сторону (по направлению к палке). С началом полуповорота правая нога поднимается на высокие полупальцы, сильно вытянув колено, при полной подтянутости бедер и корпуса, левая нога, усиливая выворотность, переводится вперед на условное cou-de-pied. С началом полуповорота правая рука поднимается в первую позицию, голова поворачивается направо, к исходу полуповорота правая рука опускается на палку, левая — через первую позицию открывается на вторую позицию, голова поворачивается налево.
Полуповорот en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.
На два вступительных аккорда правая нога открывается на вторую позицию на 45°, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо.
На раз правая нога опускается в demi plie, подменяя сзади левую ногу, которая сразу поднимается на условное cou-de-pied, правая рука и положение головы сохраняются. На два исполняется поворот en dedans на 180° на правой ноге в правую сторону (по направлению от палки). С началом полуповорота правая нога поднимается на высокие полупальцы, сильно вытянув колено при полной подтянутости бедер и корпуса, левая нога, усиливая выворотность, переводится на cou-de-pied сзади. С началом полуповорота левую руку снимают с палки и направляют к первой позиции, открывая ее на вторую позицию к исходу полуповорота. Правая рука к концу полуповорота опускается на палку, голова поворачивается налево.
Примечание. При исполнении полуповорота ноги должны быть выворотны, опорная нога натянута, полупальцы высокие. Руку снимают с палки вместе с поворотом, не затрудняя его.
Музыкальный размер зависит от упражнения, с которым соединяется поворот.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУРОВ ИЗ ПЯТОЙ ПОЗИЦИИ EN DEHORS И EN DEDANS
Туры и подготовительные упражнения к ним начинают изучать на середине зала, и лишь по усвоении правильных приемов переносят в упражнения у палки, так как туры у палки сложнее, чем туры на середине зала. Сначала у палки изучают подготовительное упражнение для тура.
Подготовительное упражнение для тура en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. Левая рука положена на палку, правая рука в подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз и demi plie в пятой позиции, правая рука, слегка приоткрываясь за тактом, поднимается через подготовительное положение в первую позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед. На два и толчком пяток от пола левая нога поднимается на высокие полупальцы, правая — на условное cou-de-pied, левая рука соединяется в первой позиции с правой, голова остается en face. На три и четыре положение сохраняется. На раз и два следующего такта правая нога усиливает выворотность и опускается назад в demi plie пятой позиции, правая рука открывается на вторую позицию, левая — возвращается на палку, голова поворачивается направо. На три и четыре — исходное положение.
Подготовительное упражнение к туру en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, левая рука положена на палку, правая рука в подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз и demi plie в пятой позиции, правая рука, слегка приоткрываясь за тактом, открывается через подготовительное положение и первую позицию на вторую позицию. Голова поворачивается en face, взгляд направлен вперед. На два и толчком пяток от пола левая нога поднимается на высокие полупальцы, правая, усиливая выворотность верха и пятки, поднимается на условное cou-de-pied, левая рука соединяется с правой в первой позиции, голова сохраняет положение en face. На три и, четыре и положение сохраняется. На раз и, два и следующего такта правая нога, сохраняя выворотность верха, опускается вперед в demi plie пятой позиции, правая рука открывается на вторую позицию, левая— возвращается на палку. На три и, четыре и — исходное положение.
Примечание. Необходимо, чтобы рука в туре способствовала правильности поворота и снималась с палки вместе с поворотом корпуса, ни в коем случае не отталкиваясь от палки. После тура необходимо проверить точное положение корпуса на опорной ноге, после чего рука опускается на палку.
В подготовительных упражнениях и турах корпус спокоен, опорная нога в положении на высоких полупальцах натянута и выворотна, работающая нога, поднимаясь на сои-de-pied, выворотна и активна, рука перед туром лежит на палке свободно.
Подготовительные упражнения и туры вводятся в любые упражнения у палки, как в середине, так и в конце упражнения. Музыкальный размер зависит от упражнений, с которыми они соединяются.