Упражнения на середине зала 3 страница

Впоследствии в sissonne ouverte включают движения головы и рук; руки, приоткрываясь за тактом, повышают в мо­мент прыжка подготовительное положение, корпус и голова ппнорлчиваются en face вместе с demi plie опорной ноги; руки открываются в направлении второй позиции одновре­менно с работающей ногой; голова наклоняется налево взгляд направляется на кисть правой руки; в конце движе­ния руки опускаются в подготовительное положение, голова понорачивается налево.

В sissonne ouverte в сторону в обратном направлении нога, открываясь из пятой позиции сзади, проходит на вто­рую позицию через cou-de-pied сзади, руки открываются и строну второй позиции, голова поворачивается к открытой ноге в профиль, то есть без наклона.

Усвоив sissonne ouverte в сторону, его исполняют вперед и назад en face. В sissonne ouverte вперед и назад нога открывается точно по прямой, плечи и бедра сохраняют ровность. Руки, повышая подготовительное положение в момент прыжка, открываются в направлении второй позиции вместе с работающей ногой, к ней же поворачивается и голова. Имеете с demi plie пятой позиции руки опускаются в подготовительное положение.


Примечание. Sissonne ouverte во всех направлениях исполняется с подтянутым, легким корпусом и предельно выворотными ногами.

Руки открываются на вторую позицию на уровне повы­шенного подготовительного положения.

Музыкальный размер 4/4. Движение исполняется на один такт. Характер музыкального сопровождения энергичный, четкий.

SISSONNE FERMEE

Исходное положение sissonne fermee— закрытого прыж­ка — en face, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз руки, приоткрываясь за тактом, закрываются в подготовительное положение вместе с demi plie в пятой позиции. На и ноги сильно отталкиваются от пола, раскры­ваясь на вторую позицию на 45° в прыжке вверх с продви­жением направо в направлении точки 3 плана класса. На два и ноги, не расслабляя мышц, заканчивают прыжок в точке вытянутого носка правой ноги, закрываясь одновре­менно в demi plie пятой позиции, правая нога впереди. На три и четыре ноги вытягиваются в исходное положение. В sissonne fermee корпус подтянутый и легкий, руки сохра­няют свободное и спокойное подготовительное положение, голова — поворот направо(рис.53).

Усвоив sissonne fermee с продвижением в сторону ноги, поящей впереди, переходят к sissonne fermee в сторону 1КПЧ1, стоящей сзади. Затем sissonne fermee исполняют в од­ним направлении подряд с переменой ног во время прыжка: попорот головы меняется в сторону ноги, -стоящей впереди и конце прыжка.

Сначала sissonne fermee исполняется с руками в подго­товительном положении, впоследствии руки сопровождают днижение: на раз руки, приоткрываясь за тактом, повышают подготовительное положение, вместе с demi plie в пятой по­лиции; на и руки раскрываются в прыжке в направлении иторой позиции; на два руки вместе с demi plie закрываются it подготовительное положение.

Примечание. В начале прыжка активная роль при­надлежит ноге, направляющей перелет. В конце прыжка, когда ноги стремятся закрыться в demi plie, активная роль принадлежит ноге, открывающейся в сторону от направле­ния полета: быстро скользя носком по полу, она заканчивает прыжок одновременно с другой ногой.

Музыкальный размер 4/4: две четверти — прыжок, две чет-иерти — остановка. Впоследствии одна четверть — прыжок, одна четверть — остановка. Еще позже sissonne fermee ис­полняют на каждую четверть. Характер музыки энергичный, четкий.

Сценические движения

Наряду с упражнениями по программе, в классе изучают и некоторые сценические разновидности тех же движений: сценический preparation, сценический sissonne в первом ara­besque и сценическое pas de chat, обычно исполняющееся и сочетании со сценическим sissonne в первом arabesque.

PREPARATION

Исходное положение —vepaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз demi plie на правой ноге, левая нога поднима­ется на cou-de-pied сзади, руки, слегка приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На и левая нога вытягивается нос­ком в пол назад на croise. На два левая нога, делая шаг назад, встает на пол, правая нога вытягивается на croise вперед, прикасаясь к полу вытянутыми пальцами, руки слегка приоткрываются, голова поворачивается направо.

SISSONNE НА ПЕРВЫЙ ARABESQUE

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

В затакте две восьмых. На первую восьмую с поворотом в точку 3 плана класса руки, слегка приоткрываясь, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова слегка наклоняется, взгляд направлен на кисти. На вторую восьмую правая нога, скользнув носком по полу в направлении точки 3 плана класса, переходит в demi plie и тотчас же на раз отрывается от пола; в прыжке левая нога высоко не поднимается, руки открываются в высокий первый arabesque, голова поднимается, взгляд направлен на кисть правой руки. На два и три прыжок, сохраняя arabes­que, заканчивается в demi рНё. На раз второго такта правая нога вытягивается, левая, подтягиваясь в пятую позицию назад, на два с поворотом в точку 7 плана класса выводится вперед, руки опускаются в подготовительное положение. На три левая нога скользит в направлении точки 7, и движение повторяется в другую сторону (рис. 54).

Примечание. Сценический sissonne в первый arabes­que отступает от канонов первого arabesque в классе: высоко поднятый корпус, как бы продолжающая его линию подня­тая рука и следующий за ее кистью взгляд придают полет­ность и легкость прыжку.

Руки, открываясь в arabesque, непременно проходят че­рез подготовительное положение в первую позицию. Опорная, нога, сильно отталкиваясь от пола, должна быть вытянутой в момент прыжка.

Сценический sissonne исполняется в сочетании с pas de chat и balancee.

Музыкальный размер 3/4. Харак­тер музыкального сопровождения — быстрый вальс.

Sissonne на первый arabesque в сочетании с pas de chat. На первый такт исполняется сценический sisson­ne на правую ногу, заканчивающийся и первый arabesque. На раз второго такта левая нога, опускаясь, прово­дится в пятую позицию вперед и пе­реходит в demi plie, правая нога под­нимается на cou-de-pied сзади, руки опускаются в подготовительное поло­жение, голова слегка наклоняется. На два правая нога, с прыжком левой ноги слегка разгибаясь, выводится вперед и опускается в demi plie, а левая нога, как бы догоняя и перегоняя правую, опускается через условное cou-de-pied ii пятую позицию, руки поднимаются в первую позицию, иагляд направлен на кисти. На три, не задерживаясь после pas de chat, правая нога вытягивается вперед, начиная sissonne на arabesque, и сочетание сценического sissonne и pas de chat повторяется.

Примечание. Сценический sissonne в сочетании с pas de chat исполняется как по прямой из точки 7 в точку 3 плана класса и из точки 3 в точку 7 плана класса, так и по диагонали из точки 6 в точку 2 плана класса с правой ноги, и из точки 4 в точку 8 плана класса с левой ноги. По упюении sissonne в первом arabesque, ему предпосылают сценический preparation, который исполняется или на два вступительных аккорда, или за тактом.

Упражнения на пальцах

В упражнениях на пальцах положение epaulement, так ли' как и в прыжках, несколько изменяет свое направление (см. allegro).

ECHAPPE С RELEVE НА ПАЛЬЦЫ ВО ВТОРОЙ ПОЗИЦИИ

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, прлиан нога впереди.

За тактом demi plie в пятой позиции руки повышают подтовительное положение. На раз и, с поворотом en face, ноги, раскрываясь одновременно и равномерно, встают во вторую позицию на пальцы, руки раскрываются в направ­лении второй позиции, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисть правой руки. На два и ноги, уси­ливая выворотность, опускаются в demi plie второй позиции, положение головы и рук сохраняется. На три и releve на пальцы на вторую позицию, кисти рук слегка раскрываются. На четыре и ноги закрываются в demi plie пятой позиции, epaulement croise, левая нога впереди, голова поворачива­ется налево, руки закрываются в подготовительное положе­ние, и ёспаррё продолжается с другой ноги.

Releve на пальцы во второй позиции можно повторять до четырех и более раз.

Примечание. При исполнении ёспаррё ноги выворотны, корпус подтянут, облегчая releve на пальцах. Дви­жения рук и повороты головы свободны.

Характер музыкального сопровождения четкий, энер­гичный.

Музыкальный размер 4/4. Вначале ёспаррё с releve на второй позиции исполняют на два такта: один такт — ёспаррё с releve, второй такт — остановка. Впоследствии ёспаррё с releve исполняется на один такт. Позже — на восьмые: за­такт demi plie, на раз — вторая позиция на пальцах, на и — demi plie, на два — вторая позиция на пальцах, на и — demi plie на второй позиции, на три — вторая позиция на паль­цах, на и — demi plie в пятой позиции, на четыре — вытя­нуться.

RELEVE НА ПАЛЬЦЫ В ЧЕТВЕРТОЙ ПОЗИЦИИ

Releve на пальцы в четвертой позиции en face закрепляет правильное положение корпуса и ног в момент releve.

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. Два вступительных аккорда. На раз и, с поворотом en face, правая нога вытягивается вперед нос­ком в пол. На два и правая нога опускается в четвертую позицию en face, руки сохраняют подготовительное положе­ние, поворот головы направо. За тактом demi plie в четвер­той позиции. На раз releve на пальцы. На два и demi plie в четвертой позиции и т. д. до конца музыкальной фразы. На два заключительных аккорда правая нога возвращается по правилам battement tendu в пятую позицию epaulement croise. Усвоив releve на пальцы в четвертой позиции en face, его изучают в epaulement croise и efface.

Примечание. В releve на пальцы ноги сохраняют выворотность в demi plie и на пальцах, центр тяжести корпуса равномерно распределен на обе ноги; плечи и бедра ровные.

PAS SUS-SOUS

Pas sus-sous исполняют по правилам releve на пальцы п пятую позицию с продвижением вперед и назад. При продвижении вперед активная роль принадлежит ноге, стоящей с пятой позиции сзади и как бы подталкивающей ногу, стоя­щую впереди. При продвижении назад активная роль при­надлежит ноге, стоящей в пятой позиции впереди и как бы подталкивающей ногу, стоящую сзади. При продвижении как в вперед, так и назад ноги непременно сохраняют плотную пятую позицию.

Положения рук могут быть любые: наряду с маленькими и большими позами на croisee и effacee, обе руки могут быть и фетьей позиции.

При сочетании pas sus-sous с другими упражнениями размер и характер музыки зависят от этих упражнений.

PAS DE BOURREE НА ПАЛЬЦАХ

Pas de bourree на пальцах с переменой ног и без пере­мены ног во всех направлениях и позах исполняют по правилам pas de bourree на полупальцах. Аккомпанемент тот же, что и в pas de bourree на полупальцах.

ASSEMBLE SOUTENU

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, припая нога впереди, руки в подготовительном положении, ипиоротголовы направо.

Па раз demi plie в пятой позиции, руки, слегка приоткрыпаясь за тактом, повышают подготовительное положение. Пи и с поворотом en face левая нога вытягивается скользящим движением в сторону второй позиции, руки приоткрываются на вторую позицию, голова поворачивается налево. На два левая нога, скользя натянутым носком, подтягивается к правой, и ноги одновременно соединяются в пятой позиции на пальцах, левая нога впереди; руки воз­вращаются в подготовительное положение, голова сохраняет поворот налево. На и положение сохраняется, после чего assemble soutenu повторяется с другой ноги.

Assemble soutenu, подобно прыжку assemble, исполняется и в обратном направлении. В этом случае движение начи­нает нога, стоящая в пятой позиции впереди, и голова по­ворачивается от вытягиваемой в сторону ноги.

Усвоив assemble soutenu, его исполняют в маленькие позы.

Пример. Исходное положение — вышеизложенное. Левая нога вытягивается на вторую позицию, руки от­крываются в стороны, голова поворачивается налево. Когда ноги соединяются в пятой позиции на пальцах, левая нога впереди, левая рука закрывается в первую позицию, правая остается открытой на второй позиции, поворот головы налево сохраняется.

В assemble soutenu в обратном направлении левая нога вытягивается из пятой позиции впереди на вторую позицию, руки раскрываются в стороны, голова поворачивается на­право. Когда ноги соединяются в пятой позиции на пальцах, правая нога впереди, правая рука закрывается в первую по­зицию, левая — остается открытой на вторую позицию, пово­рот головы направо сохраняется.

Примечание. В assemble soutenu корпус подтянут и спокоен, особенно в момент подтягивания на пальцы в пя­тую позицию. Нога скользит в сторону второй позиции точно по прямой и так же по прямой, сохраняя выворотность, воз­вращается в пятую позицию на пальцах.

Характер музыкального сопровождения: сочетание плав­ного demi plie и четкого, короткого soutenu. Музыкальный размер 2/4, assemble soutenu исполняют на один такт. Впо­следствии начало движения исполняют за тактом: на два demi plie, на и нога скользит в сторону, на раз подъем на пальцы в пятую позицию.

PAS GLISSADE НА ПАЛЬЦАХ

Вначале pas glissade изучают в сторону: из точки 7 в точку 3 плана класса с правой ноги и из точки 3 в точку 7 плана класса с левой ноги.

Pas glissade на пальцах в сторону. Исходное положе­ние — пятая позиция en face, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз и demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти. На два и правая нога вытягивается скользящим движением в направлении точки 3 плана класса, левая рука открывается на вторую позицию, правая — остается и нерпой позиции, голова поворачивается направо. На три и нрмпан нога переходит на пальцы на место вытянутого миски, а левая нога тотчас же подтягивается к правой в пя­ти позицию назад; центр тяжести корпуса переносится на обе ноги в момент окончания pas glissade. На четыре и пя­ти позиция на пальцах фиксируется, руки и голова сохраняет принятое положение. На раз и следующего такта demi рliе и пятой позиции: pas glissade продолжается до конца музыкальной фразы.

С, окончанием последнего glissade обе руки опускаются и подготовительное положение.

Усвоив pas glissade в сторону из пятой позиции ногой, стоящей впереди, его изучают с продвижением в том же направлении из пятой позиции ногой, стоящей сзади.

Исходное положение — пятая позиция en face, правая inn л сзади, поворот головы налево.

На раз и demi plie в пятой позиции. Руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется, взгляд на­правлен на кисти. На два и правая нога вытягивается скользящим движением в направлении точки 3 плана класса, а левая — сохраняет demi plie; правая рука открывается на вторую позицию, левая остается в первой позиции, голова мпморачивается налево. На три и правая нога переходит на пальцы на место вытянутого носка, а левая нога подтягивается к правой в пятую позицию вперед. На четыре и пя­ти позиция на пальцах фиксируется, руки и голова сохра­няют принятое положение. На раз и следующего такта demi pliе в пятой позиции: glissade продолжается до конца музыкальной фразы.

С, окончанием последнего glissade обе руки опускаются м подготовительное положение.

В дальнейшем pas glissade в одном направлении в сторону исполняют с переменой ног, меняя также при каждом повторе головы и положение рук.

Пример. Исходное положение — пятая позиция en face, правая нога впереди, руки в подготовительном по­ложении, поворот головы направо.

За тактом руки, приоткрываясь, поднимаются в первую позицию, на раз и вместе с demi plie в пятой позиции левая рука открывается на вторую позицию, пра­вая остается в первой позиции, голова поворачивается направо. На два и правая нога открывается в сторону, правая рука открывается на вторую позицию, голова сохраняет поворот направо. На три и правая нога встает на пальцы, левая — подтягивается в пятую по­зицию вперед, левая рука слегка опускаясь, закрыва­ется в первую позицию, голова поворачивается налево, правая рука остается на второй позиции. На четыре и пятая позиция на пальцах, положение рук и головы сохраняется. На раз и demi plie: положение рук и по­ворот головы сохраняются. На два и правая нога от­крывается в сторону, левая рука открывается на вто­рую позицию, голова сохраняет поворот налево. На три и правая нога встает на пальцы, левая — подтяги­вается в пятую позицию назад, правая рука, слегка опускаясь, закрывается в первую позицию, голова по­ворачивается направо, левая рука сохраняет вторую позицию. На четыре и пятая позиция на пальцах, поло­жение рук и головы сохраняется.

В дальнейшем pas glissade с продвижением в сторону изучают также по диагонали: из точки б в точку 2 плана класса с правой ноги и из точки 4 в точку 8 — с левой ноги.

Примечание. Pas glissade на пальцах сначала изу­чают лицом к палке: руки, сохраняя положение против се­редины корпуса, скользя передвигаются во время движения вдоль палки, центр тяжести подтянутого корпуса переносится точно на обе ноги.

Усвоив pas glissade в сторону, его изучают в позы croi­see и effacee.

Pas glissade на croisee вперед. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, возвращаются в подготовительное положение. На два и правая нога вытягивается скользящим движением впе­ред на croise, руки поднимаются в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти. На три и правая нога переходит на пальцы на место вытянутого носка, левая нога подтягивается к правой в пятую позицию на пальцы, правая рука открывается на вторую позицию, левая — остается в первой позиции, голова поворачивается направо. На четыре и пятая позиция на пальцах сохраняется. На раз и следующего такта demi plie в пятой позиции, и pas glissade на croisee вперед продолжается до конца музы­кальной фразы, руки и голова сохраняют принятое положение. С окончанием последнего pas glissade руки опускаются в подготовительное положение (рис. 55).

Pas glissade на croisee назад. Исходное положе­ние — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и demi plie в пя­ти позиции, руки, приот­крываясь затактом, возвра­щаются в подготовитель­ное положение. На два и левая нога скользящим снижением вытягивается назад на croise, руки поднимаются в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти. На три и левая нога переходит на пальцы на место вытянутого носка, правая — подтягивается к левой в пятую позицию на пальцы, правая рука открывается на вторую позицию, левая — остается в первой позиции, голова поворачивается направо. На четыре и пятая позиция на пальцах сохраняется. Па раз и следующего такта demi рlie в пятой позиции. Pas glissade на croisee назад продолжается до конца музы­кальной фразы, руки и голова сохраняют принятое положе­ние. С окончанием последнего glissade руки опускаются и подготовительное положение.

Pas glissade на effacee вперед и назад исполняют по тем же правилам, но с учетом характера этой позы.

Примечание. Впоследствии pas glissade на croisee и elfacoe исполняется с руками в маленьких и больших позах. В позах effacees руки сохраняют основные положения. Поза noisee, наряду с основными, допускает и другие положения рук. В pas glissade вперед в маленькой и большой позе croise с правой ноги левая рука может быть открыта на итрую позицию, а правая — в первую при маленькой позе и в третью — при большой позе, голова сохраняет поворот направо. В соответствии с этим корпус как в маленькой, iпк и в большой позе слегка направляется вперед, сообщая им другой характер.

Усвоив pas glissade на пальцах во всех направлениях и позах, его начинают за тактом на две восьмых. Например: на первую восьмую demi plie, на вторую восьмую нога вытягивается, на раз и следует pas glissade на пальцах, на и положение сохраняется, на два demi plie в пятой позиции и т. д.

Музыкальный размер 4/4, 2/4. Характер музыки четкий, живой.

TEMPS LIE НА ПАЛЬЦАХ ВПЕРЕД

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и demi plie в пятой позиции. Руки, приоткры­ваясь за тактом, закрываются в подготовительное положе­ние. На два и правая нога скользящим движением вытяги­вается на croise вперед, руки поднимаются в первую пози­цию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти. На три и корпус усиливает подтянутость, правая нога пере­ходит на пальцы на место вытянутого носка, левая нога тот­час же подтягивается к правой ноге в пятую позицию на пальцы, левая рука поднимается в третью позицию, пра­ваяя — открывается на вторую позицию, голова поворачива­ется направо. На четыре и положение сохраняется. На раз и следующего такта, с поворотом en face, demi plie в пятой позиции, левая рука опускается в первую позицию, правая — сохраняет вторую позицию, голова поворачивается en face, взгляд направлен на кисть левой руки. На два и правая нога скользящим движением вытягивается в сторону в на­правлении точки 3 плана класса, левая нога сохраняет demi plie, левая рука открывается на вторую позицию, голова по­ворачивается налево. На три и корпус усиливает подтяну­тость, правая нога переходит на пальцы на место вытяну­того носка, левая — тотчас же подтягивается к правой в пя­тую позицию вперед epaulement croise, руки и голова не меняют принятого положения. На четыре и положение сохра­няется. На раз и следующего такта demi plie в пятой пози­ции, epaulement croise, руки опускаются в подготовительное положение, и temps lie вперед продолжается с другой ноги.

TEMPS LIE НАЗАД

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, закрываются в подготовительное положение. На два и левая нога скользящим движением вытягигивается на croise назад, руки поднимаются в первую позицию, голова ц и пишется налево, взгляд направлен на кисти. На три и корпус усиливает подтянутость, левая нога переходит на пальцы на место вытянутого носка, правая нога подтягивается в пятую позицию на пальцы, левая рука поднимается в третью позицию, правая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На четыре и положе­ние сохраняется. На раз и следующего такта, с поворотом en face, demi plie в пятой позиции, левая рука опускается в первую позицию, правая сохраняет вторую позицию, голова поворачивается en face, взгляд направлен на кисть левой руки. На два и левая нога скользящим движением вытягивается в сторону в направлении точки 7 плана класса, правая нога остается в demi plie, левая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается налево. На три и корпус усиливает подтянутость, левая нога переходит на пальцы на место вытянутого носка, правая — тотчас же под­тягивается к левой в пятую позицию назад epaulement croise, руки и голова не меняют принятого положения. На четыре и положение сохраняется. На раз и следующего такта demi plie в пятой позиции epaulement croise, руки опускаются и подготовительное положение, и temps lie назад продол­жается с другой ноги.

Примечание. В temps lie на пальцах необходима плавность и слитность движений, особенно в момент перехода из пятой позиции на пальцах в demi plie; следует также соблюдать правила glissade на пальцах, входящего в состав lemps lie на пальцах.

PAS SUIVI

Pas suivi сначала исполняют на месте. Когда ноги приобретают достаточную четкость, его исполняют с продвиже­нием по прямой линии из точки 7 в точку 3 плана класса е правой ноги и из точки 3 в точку 7 плана класса — с левой моги. Впоследствии pas suivi исполняют по диагонали из гочки 6 в точку 2 плана класса с правой ноги и из точки 4 и точку 8 плана класса е левой ноги.

Pas suivi no прямой линии. Исходное положение — пятая позиция en face, правая нога впереди, руки в подготови­тельном положении, поворот головы направо.

Два вступительных аккорда — preparation. На первый аккорд demi plie в пятой позиции, руки, слегка приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На второй аккорд — releve на пальцы в пятую позицию, левая рука открывается на вторую позицию, правая — поднимается в третью позицию, голова, поворачиваясь направо, слегка наклоняется, взгляд направлен мимо локтя правой руки. На и вытянутый носок правой ноги слегка отделяется от пола, на раз ставится на пол с продвижением в сторону; на и левая нога отделяет носок от пола и, как бы догоняя правую ногу, ставится в пя­тую позицию сзади нее. Поочередно отделяя носок каждой ноги от пола с едва заметным сгибом в колене, следует про­двигаться в направлении точки 3 плана класса на восемь тактов по 4/4. При этом корпус сохраняет подтянутость и полное спокойствие, а руки и голова — принятое положение.

По окончании упражнения два заключительных аккорда: на первый — правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, пятая позиция на паль­цах сохраняется; на второй аккорд demi plie в пятой пози­ции, руки опускаются в подготовительное положение.

Pas suivi по диагонали исполняют по тем же правилам, что и по прямой линии.

Примечание. Ноги в пятой позиции, особенно стоя­щая сзади, выворотны. Подтянутый и спокойный корпус по­зволяет легче перебирать ногами в продвижении на паль­цах. Плечи ровные и опущенные, руки сохраняют правиль­ные позиции, шея при повороте головы свободна.

Pas suivi en tournant. Вначале pas suivi en tournant ис­полняют отдельно, в дальнейшем — сочетая его с pas suivi по прямой или по диагонали, или с другими упражнениями на пальцах. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На два вступительных аккорда — releve на пальцы в пя­той позиции. Руки через первую позицию открываются: правая — в третью позицию, левая — на вторую.

Следует поворот направо на одном месте вокруг соб­ственной оси на 360° по правилам pas suivi. В начале пово­рота голова обращается налево и, не задерживаясь, возвра­щается направо. Пятая позиция на пальцах выворотна. Кор­пус подтянут.

На два заключительных аккорда правая рука открыва­ется на вторую позицию, и обе руки опускаются в подгото­вительное положение вместе с demi plie в пятой позиции.

Примечание. Вначале поворот следует исполнять не быстрее чем на такт 4/4. Каждая музыкальная четверть дол­жна совпадать с четвертью поворота, что позволяет следить за равномерностью поворота ног и корпуса. Впоследствии suivi en tournant исполняют в более быстром темпе: два поворота на такт 4/4. Руки могут принимать различные положения, но правила исполнения поворота сохраняются.

Музыкальный размер 4/4,3/4, 2/4. Характер музыки легкий, четкий, живой.

SISSONNE SIMPLE НА ПАЛЬЦАХ

Исходное положение — пятая позиция, en face, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз demi plie в пятой позиции. На два левая нога, оттолкнувшись от пола, встает на пальцы, правая нога, усиливая выворотность, активно поднимается на условное соu-de-pied, голова поворачивается налево, руки сохраняют подготовительное положение. На три правая нога, сохраняя выворотность, опускается в пятую позицию через cou-de-pied сзади, и sissonne simple заканчивается в demi plie пятой позиции: левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вытягиваются, и sissonne simple исполняют с другой ноги (рис. 56).

Sissonne simple в обратном направлении. На раз demi plie в пятой позиции. На два правая нога, оттолкнувшись от пола, встает на пальцы, левая нога активно поднимается пи cou-de-pied сзади, голова поворачивается налево, руки сохраняют подготовительное положение. На три левая нога, усиливая выворотность пятки, опускается через условное inu-de-pied в пятую позицию вперед, и sissonne simple за­канчивается в demi plie пятой по-шции: левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вы­тягиваются, и sissonne simple ис­полняют с другой ноги (рис. 57).

В дальнейшем sissonne simple можно разнообразить, исполняя его по нескольку раз на одной ноге. Например: два раза sissonne sim­ple, не меняя пятой позиции, на третий раз переменить, на четыре остановка. То же, начиная sissonne simple ногой, стоящей в пятой позиции сзади. По усвоении, sissonne simple начинают за тактом. На два и demi plie, на раз и sissonne simpie на пальцах, на два и demi plie в пятой позиции ит. д. Впоследствии sissonne simple исполняют в epaulement, в движение включаются руки.

Наши рекомендации