Упражнения на середине зала 1 страница

Упражнения на середине зала исполняют, сохраняя ту же последовательность чередования и тот же методический подход, что и у палки. Для усвоения упражнений в epaule-ment их исполняют сначала на середине зала, начиная изу­чать с позы croisee, как более простой по построению.

Первые упражнения в epaulement — battement tendu и battement tendu jete— исполняют на croise и efface с руками маленьких и больших поз. На два вступительных аккорда руки открываются в позу, на два заключительных аккор­да — опускаются в подготовительное положение. Впоследст­вии руки открываются в позу и закрываются во время ис­полнения упражнения.

Пример. Затакт три восьмых. На первую восьмую руки слегка приоткрываются, на вторую восьмую за­крываются в подготовительное положение, на третью восьмую с началом battement tendu постепенно откры­ваются через первую позицию в заданную позу. В конце движения руки также постепенно опускаются в подго­товительное положение.

Примечание. Когда battement tendu исполняют в больших позах, то рука из третьей позиции, заканчивая движение, постепенно открывается на вторую позицию, и обе руки опускаются в подготовительное положение. Когда battement tendu исполняют в маленьких позах, то в конце движения рука из первой позиции опускается в подготови­тельное положение одновременно с рукой, открытой на вто­рую позицию.

В battement tendu в сторону руки постепенно открыва­ются через первую позицию во вторую и так же постепенно опускаются в подготовительное положение вместе с послед­ним battement tendu.

Следующие упражнения в epaulement — grand battement jete и grand battement jete pique. Эти движения испол­няют с руками в больших позах, открывая их на два вступительных аккорда или в затакте на три восьмых. На два заключительных аккорда руки опускаются в подготови­тельное положение, как указано выше.

Затем следует battement fondu в маленьких позах croisee и effacee, где, как и в предыдущих упражнениях, руки сна­чала открываются в позу заранее, а затем одновременно с battement fondu. Если battement fondu повторяют несколько раз в одну и ту же позу, руки сохраняют положение и мениинги лишь при переходе движения в другую позу или другое направление.

Правила исполнения demi rond de jambe en dehors и en dedans остаются теми же, что и у палки. Вместе с developpe миг-род или назад обе руки поднимаются в первую позицию, порываясь с началом demi rond de jambe на вторую пози­цию. При исполнении demi rond de jambe со второй пози­ции en dehors или en dedans руки открываются во вторую позицию вместе с developpe на вторую позицию.

ПОВОРОТ В ПЯТОЙ ПОЗИЦИИ 11Л ПОЛУПАЛЬЦАХ ПА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

Исходное положение epaulement croise. Пятая позиция, ирлнаи нога впереди, руки открыты на вторую позицию, по­ворот головы направо.

Нa раз demi plie в пятой позиции. На два ноги в пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, руки сохра­няют вторую позицию, голова сохраняет поворот направо, взгляд направляется в точку 1 плана класса. На три поворот налево в точку 2 плана класса, ноги в пятой позиции, сохра­няя натянутость и усиливая выворотность пяток, меняются так, что левая нога к концу поворота оказывается впереди; с началом поворота руки закрываются в первую позицию, взгляд остается в точке 1 плана класса, но с окончанием поворота голова как можно скорее поворачивается налево. На четыре руки открываются на вторую позицию. На раз следующего такта demi plie в пятой позиции. На два ноги к пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, руки сохраняют вторую позицию, голова сохраняет поворот налево, взгляд направляется в точку 1 плана класса. На три моиорот направо в точку 8 плана класса, ноги в пятой пози­ции, сохраняя натянутость и выворотность, меняются так, что правая нога к концу поворота оказывается впереди. С началом поворота руки закрываются в первую позицию, взгляд остается и точке 1 плана класса, но с окончанием поворота голова как можно скорее поворачивается направо. На четыре руки открываются на вторую позицию.

Примечание. Поворот корпуса на середине зала обязательно точно совпадает с поворотом ног. Его стимулируют активный поворот головы, взгляд и точная координация рук. От выполнения этих правил зависит впоследствии техника туров.

Усвоив поворот, его вводят во все упражнения урока классического танца, как в середине, так и в конце зада­ния. Положение рук в конце поворота зависит от упражне­ния так же, как и demi plie, которое может приходиться и на затакт и на счет раз.

ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА 90°

Во втором классе позы классического танца исполняют с подъемом ноги на 90°.

Для правильного усвоения и большей выразительности поз их изучают сразу на середине зала, где их построение более точно, чем у палки.

Позы классического танца, как правило, исполняются из исходного положения — epaulement croise. Сложные по по­строению позы effacee и ecartee сначала изучают из исход­ного положения — epaulement efface. Усвоив позы, их испол­няют из epaulement croise.

Поза croisee вперед на 90°. Исходное положение — epau­lement croise, пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога поднимается через условное cou-de-pied на уровень колена. На три и, четыре и работающая нога, не задерживаясь, вытягивается вперед, левая рука поднимается в третью позицию, правая — откры­вается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки, корпус, усиливая подтянутость при ровных, раскрытых и опущенных плечах, слегка отгибается назад. На раз и, два и второго такта поза croisee сохраняется. На три и левая рука раскрывается на вторую позицию, и обе руки опускаются одновременно с но­гой. На четыре и движение заканчивается в исходное поло­жение (рис. 40).

Поза croisee назад на 90°. Исходное положение — epaule­ment croise, пятая позиция, левая нога впереди, руки в под­готовительном положении, поворот головы налево.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова слегка наклоняется направо, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена. На три и, четыре и работающая нога, стремясь возможно выше подняться вверх, вытягива

ется точно по прямой назад, правая рука поднимается в третью позицию, левая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается налево, корпус, сдерживая неизбеж­ный наклон, усиливает подтянутость при ровных, раскрытых и опущенных плечах. На раз и, два и второго такта поза croisee назад сохраняется. На три и правая рука раскры­вается на вторую позицию, и обе руки опускаются одновре­менно с ногой. На четыре и движение заканчивается в ис­ходное положение.

Подтянутость корпуса, свободно раскрытые и опущенные плечи, активный поворот головы и как бы направляющий ее взгляд придают танцевальный облик позам croisee вперед и назад.

Поза effacee вперед на 90°. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются вместе с поворотом тела на efface через подготови­тельное положение в первую позицию, голова слегка накло­няется налево, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога поднимается через условное cou-de-pied на уровень колена. На три и, четыре и работающая нога, не за­держиваясь, вытягивается вперед, левая рука поднимается в третью позицию, правая — открывается на вторую пози­цию, голова поворачивается налево, корпус, сохраняя ров­ность бедер и ровные, раскрытые и опущенные плечи, слегка отклоняется назад. На раз и, два и второго такта поза ef­facee вперед сохраняется. На три и левая рука открывается на вторую позицию, корпус выравнивается, и обе руки опу­скаются одновременно с ногой. На четыре и движение за­канчивается в исходное положение (рис. 41).

Слегка отклоненный корпус, свободно опущенные плечи и взгляд в соответствии с поворотом головы придают танце­вальный облик позе effacee вперед.

Поза effacee назад на 90°. Исходное положение — ёраlement croise, пятая позиция, левая нога впереди, руки в под­готовительном положении, поворот головы налево.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются, вместе с поворотом тела на effacee, через подгото­вительное положение в первую позицию, голова слегка на­клоняется налево, взгляд направлен на кисти рук, работаю­щая правая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена. На три и, четыре и работающая нога, сильным от­водом колена назад усиливая выворотность своей верхней части, вытягивается точно по прямой назад, правая рука поднимается в третью позицию, левая — открывается на вторую позицию, голова, поворачиваясь направо, слегка поднимается, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ров­ность бедер и ровные, раскрытые и опущенные плечи, на­правляется вперед. На раз и, два и второго такта поза effacee назад сохраняется. На три и правая рука открыва­ется на вторую позицию, корпус сохраняет подтянутость, го­лова принимает положение точного поворота направо, и обе руки опускаются одновременно с ногой. На четыре и дви­жение заканчивается в исходное положение. Свободно опу­щенные плечи, направленный вперед корпус, приподнятая го­лова и устремленный в соответствии с ее поворотом взгляд сообщают всей фигуре линию полета, придавая танцеваль­ный облик позе effacee назад.

Поза ecartee вперед на 90°. Исходное положение — ёраlement croise, пятая позиция, левая нога впереди, руки в под­готовительном положении, поворот головы налево.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются вместе с поворотом тела на efface, через подготови­тельное положение, в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена. На три и, четыре и работающая нога, не задерживаясь, вытя­гивается в направлении точки 2 плана класса, правая рука поднимается в третью позицию, левая — открывается на вто­рую позицию, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ров­ность бедер и ровные, раскрытые и опущенные плечи, слегка отклоняется налево, голова, поворачиваясь направо, подни­мается, взгляд направлен на кисть правой руки. На раз и, два и второго такта поза ecartee сохраняется. На три и пра­вая рука открывается на вторую позицию, корпус выравни­вается, голова сохраняет поворот направо, и обе руки опу­скаются одновременно с ногой. На четыре и движение за­канчивается в пятую позицию в epaulement croise, правая нога впереди (рис. 42).

Свободно опущенные и раскрытые плечи, слегка откло­ненный корпус, приподнятая голова и взгляд, устремленный на кисть правой руки, сообщают всей фигуре горделивую осанку, что и является танцевальным обликом позы ecartee вперед.

Поза ecartee назад на 90°. Исходное положение — epau­lement croise, пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются вместе с поворотом тела на efface через подготови­тельное положение в первую позицию, голова слегка накло­няется направо, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога, поднмиимается

поднимается через условное cou-de-pied на уровень колена. На три и, четыре и работающая нога, не задерживаясь, вытягивается в направлении точки 4 плана класса, правая рука поднимается в третью позицию, ле­ваяя — открывается на вторую позицию, голова поворачива­ется налево, взгляд следует за кистью левой руки, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность плеч и бедер, слегка наклоняется налево. На раз и, два и второго такта поза ecartee сохраняется. На три и — правая рука открыва­ется на вторую позицию, корпус выравнивается, и обе руки опускаются одновременно с ногой. На четыре и движение заканчивается в пятую позицию epaulement croise, левая нога впереди (рис. 43). Свободно опущенные и раскрытые плечи, легкий наклон корпуса налево и взгляд; направленный на кисть левой руки, придают позе ecartee назад танцевальный облик.

Примечание. В позах (особенно в позе ecartee назад) обе ноги предельно выворотны. Корпус подтянут. Работаю­щая нога открывается в позу по правилам battement deve-loppe, возвращается в исходное положение — по правилам battement releve lent. Подъем работающей ноги может пре­вышать 90°, если это позволяют физические данные испол­нителя.

Позы на 90° releve lent исполняют, соблюдая все основ­ные правила, с учетом характера каждой позы.

Пример 1. Поза croisee на 90° вперед.

Исходное положение — epaulement croise, пятая по­зиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, под­нимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, взгляд на­правлен на кисти рук, работающая правая нога сколь­зящим движением вытягивается вперед. На три и, че­тыре и работающая нога, не задерживаясь, поднимается по правилам releve lent на высоту 90°, левая рука под­нимается в третью позицию, правая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки, корпус усиливает под­тянутость при ровных, раскрытых и опущенных плечах. На раз и, два и второго такта поза croisee сохраняется. На три и левая рука раскрывается на вторую позицию, и обе руки опускаются одновременно с ногой. На че­тыре и движение заканчивается в исходное положение по правилам releve lent.

Пример 2. Поза ecartee назад на 90°. Исходное положение — epaulement croise, пятая по­зиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, под­нимаются вместе с поворотом на efface через подготови­тельное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется направо, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога скользящим движением вытя­гивается к точке 4 плана класса. На три и, четыре и работающая нога, не задерживаясь, поднимается по правилам releve lent на 90° (при этом усиливается вы­воротность обеих ног), правая рука поднимается в третью позицию, левая — открывается на вторую по­зицию, голова поворачивается налево, взгляд следует за кистью левой руки, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность плеч и бедер, слегка наклоняется на­лево. На раз и, два и второго такта поза ecartee сохра­няется. На три и правая рука открывается на вторую позицию, корпус выравнивается, и обе руки опускаются одновременно с ногой по правилам releve lent. На че­тыре и движение заканчивается в пятую позицию epau­lement croise, левая нога впереди.

Характер и размер музыкального сопровождения при ис­полнении поз тот же, что и в battement developpe и battement releve lent.

ATTITUDE

Attitude — дословно означает «поза», «положение». Как термин классического танца относится к определенным ни­жеописанным позам.

Attitude croisee. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, левая нога впереди, руки в подготовитель­ном положении, поворот головы налево.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова наклоняется направо, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена. На три и, четыре и работающая нога силь­ным отводом колена назад, стремясь возможно выше под­няться вверх, наполовину вытягивается назад, оставаясь в полусогнутом положении, корпус усиливает подтянутость при ровных, раскрытых и опущенных плечах и, сдерживая неизбежный наклон, устремляется вверх, правая рука поднимается в третью позицию, левая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается налево. На раз и, два и иторого такта attitude croisee сохраняется.

На три и — пра-иая рука открывается на вторую позицию, правая нога вы­тягивается назад, корпус сохраняет подтянутость, обе руки опускаются одновременно с ногой. На четыре и движение заканчивают в исходное положение (рис. 44).

Подтянутый корпус, свободно раскрытые и опущенные плечи, активный поворот головы и как бы направляющий ее взгляд придают танцевальный облик attitude croisee, со­общая всей фигуре горделивую осанку.

Attitude effacee. Исходное положение — epaulement ef­face, правая нога сзади, руки в подготовительном положе­нии, поворот головы направо.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, поднима­ются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук, работающая правая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена. На три и, четыре и работающая нога, уси­ливая выворотность своей верхней части и отводя колено назад так, чтобы вся нога шла в направлении точки 4 плана класса, вытягиваясь, остается в слегка согнутом положении, правая рука поднимается в третью позицию, левая — откры­вается на вторую позицию, голова, поворачиваясь направо, слегка поднимается. На раз и, два и второго такта attitude effacee сохраняется. Здесь надо особенно следить за выво­ротностью и высоким уровнем колена работающей ноги: провисая, оно ломает плавную линию всей позы. На три и правая рука открывается на вторую позицию, работающая нога вытягивается назад, корпус сохраняет подтянутость, го­лова принимает положение точного поворота направо, и обе руки опускаются одновременно с ногой. На четыре и движе­ние заканчивают в исходное положение (рис. 45).

Устремленный вперед подтянутый корпус, при непремен­ной ровности плеч и бедер и мягко развернутой, плавно ухо­дящей назад линии работающей ноги, сообщает движению характер полета. Горделиво приподнятая голова и направ­ленный в соответствии с ее поворотом взгляд дополняют по­летность позы, придавая attitude effacee танцевальный облик.

ARABESQUES НА 90°

Во втором классе изучают все четыре arabesques с подъ­емом ноги на 90°. В профильном построении первого и вто­рого arabesques опорная нога принимает полувыворотное положение.

Первый arabesque. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. Ноги и корпус в повороте к точке 7 плана класса. Руки в подготовительном положении, поворот го­ловы направо.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На три и, четыре и правая рука, начиная дви­жение, открываясь на вторую позицию, слегка отводится назад, работающая правая нога вытягивается назад в точку 3 плана класса и, не задерживаясь на полу, выворотная и натянутая, поднимается на 90°, корпус сдерживает неизбеж­ный наклон вперед, левая рука раскрывается вперед, в точку 7 плана класса, кисти рук поворачиваются ладонями вниз, линии рук слегка смягчаются в локтях, голова поворачива­ется прямо, взгляд направлен вперед, продолжая линию ле­вой руки. На раз и, два и второго такта arabesque сохраня­ется. На три и, четыре и руки опускаются в подготовитель­ное положение, работающая нога, сохраняя натянутость и выворотность, плавно опускается, корпус выравнивается, и arabesque заканчивают в исходное положение (рис. 46).

Примечание. Свободно опущенные и раскрытые плечи, подтянутый в неизбежном наклоне корпус, сильно на­тянутые ноги и мягко раскрытые руки сообщают устремлен­ность первому arabesque. Взгляд в направлении левой руки усиливает танцевальность позы.

Второй arabesque. Исходное положение то же, что и в первом arabesque.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На три и, четыре и левая рука, начиная дви­жение, открывается на вторую позицию, работающая правая нога вытягивается назад в точку 3 плана класса и, не задер­живаясь на полу, выворотная и натянутая, поднимается на 90°, корпус усиливает подтянутость, левое плечо, опускаясь, отводится вместе с рукой немного назад, сообщая корпусу выгиб, необходимый во втором arabesque, правая рука рас­крывается вперед в точку 7 плана класса, кисти рук пово­рачиваются ладонями вниз, линии рук слегка смягчаются в локтях, голова поворачивается направо, взгляд соответ­ствует повороту головы. На раз и, два и второго такта ara­besque сохраняется. На три и, четыре и руки опускаются в подготовительное положение, работающая нога, сохраняя натянутость и выворотность, плавно опускается, корпус выравнивается, и arabesque заканчивают в исходное положе­ние (рис. 47).

Примечание. Корпус, несмотря на выгиб спины и от­вод плеча, сохраняет подтянутость и ровность бедер. Опор­ная и работающая ноги натянуты. Выгнутая спина, отведен­ное назад плечо, поворот головы и взгляд в сторону от общей линии второго arabesque сообщают ему некоторую извилистость рисунка, характеризующего эту позу.

Третий arabesque. Исходное положение — epaulement cro-ise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти. На три и, четыре и правая рука, начиная движе­ние, открываясь на вторую позицию, слегка отводится назад, работающая левая нога вытягивается назад в направлении точки 4 плана класса и, не задерживаясь на полу, выворот­ная и натянутая, поднимается на 90°, корпус сохраняет под­тянутость, сдерживая неизбежный наклон вперед, левая рука открывается вперед в точку 8 плана класса, кисти рук пово­рачиваются ладонями вниз, линии рук слегка смягчаются в локтях, голова выравнивается прямо, взгляд направлен вперед, продолжая направление левой руки. На раз и, два и второго такта третий arabesque сохраняется. На три и, че­тыре и руки опускаются в подготовительное положение, работающая нога, сохраняя натянутость и выворотность, пла­вно опускается, корпус выравнивается, и arabesque закан­чивают в исходное положение (рис. 48).

Примечание. Свободно опущенные и раскрытые плечи, подтянутый в неизбежном наклоне корпус, сильно на­тянутые ноги и мягко раскрытые руки сообщают устремлен­ность третьему arabesque. Взгляд в направлении левой руки усиливает танцевальность arabesque.

Четвертый arabesque. Исходное положение — epaulement' croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и, два и руки, приоткрываясь за тактом, подни­маются через подготовительное положение в первую пози­цию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На три и, четыре и левая рука, начиная дви­жение, открывается на вторую позицию, работающая левая нога вытягивается назад в точку 4 плана класса и, не за­держиваясь на полу, выворотная и натянутая, поднимается на 90°, корпус сохраняет подтянутость, левое плечо, опус­каясь, отводится вместе с рукой назад, сообщая корпусу вы

гиб, необходимый в четвертом arabesque, правая рука рас­крывается вперед, в точку 8 плана класса, кисти рук пово­рачиваются ладонями вниз, линии рук слегка смягчаются в локтях, голова поворачивается в направлении правой руки, взгляд соответствует повороту головы. На раз и, два и вто­рого такта arabesque сохраняется. На три и, четыре и руки опускаются в подготовительное положение, работающая нога, сохраняя натянутость и выворотность, плавно опуска­ется, корпус выравнивается, и arabesque заканчивают в ис­ходное положение (рис. 49).

Примечание. Корпус, несмотря на выгиб спины и отвод плеча, сохраняет подтянутость и ровность бедер. Опор­ная и работающая ноги натянуты'. Выгнутая спина, отведен­ные назад левое плечо и рука, поворот головы в направле­нии правой руки и взгляд, соответствующий повороту головы, сообщают некоторую извилистость рисунка устрем­ленному вперед четвертому,arabesque.

Подъем работающей ноги во всех arabesques может пре­вышать 90°, если позволяют физические данные исполни­теля.

Характер и размер музыкального сопровождения в ara­besques тот же, что в battement releve и battement developpe.

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ADAGIO

Сначала позы классического танца, attitudes и arabes­ques, проходятся отдельно, для того чтобы учащиеся сво­бодно овладели танцевальным обликом каждой позы. Впо­следствии позы сочетают в так называемом элементарном adagio, которое строится на музыкальную фразу не менее восьми-шестнадцати тактов. Позы исполняют не только из пятой позиции в пятую, но и с переходом из одной позы в другую через passe на 90° и passe через первую позицию. В adagio входят также ports de bras, releves на полупаль­цах в позициях и pas de bourrees. Так прививаются навыки координации различных движений и танцева'льность. Музы­кальное сопровождение оттеняет разный характер сочетае­мых в adagio движений.

Музыкальный размер adagio 4/4. К концу года можно че­редовать с размером 6/8.

TEMPS LIE ВПЕРЕД

Во втором классе temps lie исполняют с перегибом кор­пуса.

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На первый такт — temps lie вперед1, но на четвертую четверть ноги сохраняют позу croisee назад. На раз и, два и второго такта корпус, усиливая подтянутость бедер, плавно перегибается в талии назад, сильно натянутые ноги сохра­няют позу croisee назад. На три и корпус плавно разгиба­ется. На четыре левая нога закрывается в пятую позицию. На следующий такт — temps lie в сторону, но на четвертую четверть ноги сохраняют вторую позицию с вытянутой нос­ком в пол левой ногой, руки раскрыты на вторую позицию, поворот головы налево. На раз и, два и следующего такта правая рука поднимается прямо со второй позиции в третью позицию, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя при ров­ных бедрах центр тяжести на правой опорной ноге, плавно перегибается в талии к вытянутой носком в пол левой ноге, плечи сохраняют ровность, а руки — принятую позу. На три и корпус плавно разгибается, правая рука открывается на вто­рую позицию, голова сохраняет поворот налево. На четыре левая нога закрывается в пятую позицию вперед epaulement croise, руки опускаются в подготовительное положение, и temps lie вперед с перегибом исполняется с другой ноги.

TEMPS LIE НАЗАД

Исходное положение вышеизложенное.

На первый такт — temps lie назад, но на четвертую чет­верть ноги сохраняют позу croisee вперед. На раз и, два и второго такта корпус, усиливая подтянутость бедер, плавно перегибается в талии назад, сильно натянутые ноги сохра­няют позу croisee вперед. На три и корпус плавно разгиба­ется. На четыре правая нога закрывается в пятую позицию. Па следующий такт terrfps lie в сторону, но на четвертую четверть ноги сохраняют вторую позицию с вытянутой нос­ком в пол правой ногой, руки раскрыты на вторую позицию, поворот головы налево. На раз и, два и следующего такта правая рука поднимается прямо со второй позиции в третью позицию, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя при ров­ных бедрах центр тяжести на левой опорной ноге, плавно перегибается в талии налево, плечи сохраняют ровность, а руки — принятую позу. На три и корпус плавно разгиба­ется, правая рука открывается на вторую позицию, голова сохраняет поворот налево. На четыре правая нога закрыва­ется в пятую позицию назад, epaulement croise, руки опуска­ются в подготовительное положение, и temps lie назад с пе­регибом исполняется с другой ноги.

Примечание. Важными условиями temps lie являются слитность, плавность исполнения и сохранение центра тяже­сти корпуса во время перегиба на опорной ноге.

Музыкальный размер 4/4 или трехдольный. Характер му­зыкального сопровождения плавный, медленный, легатированный.


ЧЕТВЕРТОЕ PORT DE BRAS

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

Два вступительных аккорда: на первый аккорд руки под­нимаются через подготовительное положение в первую по­зицию, на второй — левая рука поднимается в третью пози­цию, правая — открывается на вторую позицию, голова по­ворачивается направо.

За тактом на и голова, поворачиваясь, поднимается 1, взгляд устремлен на кисть левой руки, обе руки, сохраняя вторую и третью позиции, начиная движение от пальцев, слегка раскрываются, как бы расширяя движение. На раз и, два и левая рука опускается на вторую позицию, ладони рук постепенно поворачиваются вниз, локти слегка смягча­ются, а свободно раскрытые и опущенные плечи на три и поворачиваются: левое — назад, правое — вперед, так, чтобы продолжающие их линию руки образовали диагональ, го­лова поворачивается направо. В движении активно участ­вуют плечи, руки и голова; ноги в пятой позиции и бедра остаются неподвижными в epaulement croise. На четыре и корпус, усиливая подтянутость и сохраняя ровность бедер, слегка перегибается в талии назад: плечи, руки и голова остаются в принятом положении. На раз и, два и следую­щего такта плечи возвращаются в epaulement, руки соеди­няются в первой позиции, голова наклоняется налево. На три и, четыре и левая рука поднимается в третью позицию, правая открывается на вторую позицию, голова поворачи­вается направо. И — затакт для повторения port de bras. Примечание. В четвертом port de bras следует доби­ваться плавного, слитного исполнения. Плечи, особенно от­веденное назад, непременно опущены, сильно натянутые ноги сохраняют точную пятую позицию epaulement croise (рис. 50).

Наши рекомендации