Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса.
Основными показателями танцевальной и эстетической воспитанности детей можно считать:
· сформированность первоначальных представлений о роли танца в фольклорном творчестве русского народа;
· проявление устойчивого интереса к танцевальному народному творчеству;
· знание основ русского народного танцевального искусства; музыкальность и образная выразительность, в передаче танцевального движения в фольклорных композициях.
В итоге освоения программы второго года обучения фольклорного ансамбля «Ладушки» участники должны знать/понимать:
· основные положения рук и ног в русском танце;
· виды русского танца, их характеристику и особенности исполнения;
· основные фигуры русского танца;
· терминологию изучаемых движений;
· правила выполнений тренировочных упражнений у станка;
· правила музыкального и синхронного исполнения танца;
· изученные элементы эстрадного, русского народного, современного и бального танцев.
научатся:
· выполнять правильную постановку корпуса, положения рук и ног;
· выполнять элементы русского народного танца, пройденные по программе;
· вежливо и благородно относиться к партнеру (партнерше), синхронно работать в паре, тройке, четвёрке, группе;
· музыкально исполнять танцевальные движения, комбинации, композиции;
· согласовывать свои движения с другими участниками постановок, синхронно исполнять танцевальные движения;
· координировать свои движения в танце;
· ориентироваться в пространстве: различные построения, перестроения, основные фигуры русского танца;
· чувствовать характер музыки, эмоционально выражать его, передавать музыкально - танцевальный образ;
· уметь фиксировать движение, подчёркивать движениями музыкальные акценты;
· исполнять постановки фольклорного ансамбля «Ладушки»: Воронежский хоровод, танцевальную композицию к Смоленской песне «Кукареку, петушок», в соответствии с областными особенностями исполнения произведений.
Календарно - тематическое планирование
рабочей программы фольклорного ансамбля «Ладушки» по русскому танцу
Возраст: 8-12 лет
Педагог дополнительного образования: Титчук Светлана Викторовна
Количество часов:
Группа 1 (старшая): всего 37 часов; в неделю 1 час.
Группа 2 (младшая)
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения занятия План/факт |
Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Значение танца в творчестве русского народа. | Знакомство. Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Требования к форме. Разучивание русского простого поясного поклона на месте. Беседа о значении танца в фольклорном творчестве русского народа. Просмотр видеоматериалов по русскому танцевальному фольклору. | 07.09 | ||
Основные виды русской пляски. Перекрещивающиеся шаги. | Простой поясной поклон на месте. Понятия: свободные, прямые и закрытые позиции ног. Разучивание 1-ого, 2-ого и 3-его основных положений ног: Упражнение на развитие чувства ритма с хлопками. | 14.09 | ||
Перекрещивающийся шаг с подбивкой. | Ритмическая разминка в характере русского танца (зеркальное повторение за учителем). Упражнение на внимание и знакомство с коллективом: «Хлопок-прыжок на произнесённое имя». Изучение основных положений рук: подготовительное, 1-ое, 2-ое, 3-е, 4-ое. Повторение свободных, прямых, закрытых позиций ног в народном танце. Перестроения. | 21.09 | ||
Шаг на ребро каблука с подбивкой. | Ритмическая разминка в характере русского танца (зеркальное повторение за учителем). Повторение основных положений ног и рук. Шаги в русском танце. Разучивание простых танцевальных шагов: основной с продвижением вперёд. | 28.09 | ||
Танцевальный бег: с поднятием согнутых ног вперёд. | Разучивание у станка полуприседания. Простые шаги: повторение основного шага с продвижением вперёд, разучивание основного шага назад. Повтор и отработка основных положений рук. Разучивание комбинированных положений рук. | 05.10 | ||
Мужской шаг на ребро каблука с подбивкой. | Тренаж у станка: комбинация медленных полуприседаний. Упражнения на развитие подвижности стопы: подготовительное упражнение (батман тандю). Упражнение на ориентацию в пространстве «Геометрические фигуры». Разучивание мужской шаг на ребро каблука с подбивкой (один длинный и два коротких шага. | 12.10 | ||
Припадания в 3-ем свободном положении ног без подъёма на полупальцы. | Тренаж у станка: комбинации полуприседания, батман тандю. Повторение и отработка изученных элементов. Притопы в русском танце: разучивание основного вида. Разучивание простого шага с притопом с продвижением вперёд. | 19.10 | ||
Верёвочка простая одинарная из 1-ого свободного положения ног. | Разучивание у станка основной вид перевода ноги с носка на пятку и обратно. Повторение и отработка изученных элементов. Разучивание простого шага с притопом с продвижением назад. | 26.10 | ||
Виды русского народного танца. | Тренаж у станка из изученных движений. Знакомство с видами русского народного танца: хоровод и пляска, просмотр презентации. Повторение и отработка изученных элементов. | 02.11 | ||
Основные фигуры хороводов: круг. | Разучивание у станка подготовительного упражнения маленьких бросков (батман тандю жэтэ). Просмотр презентации на тему «Роль рисунка в русском танце». Основные фигуры хороводов: «Круг», «Два круга рядом», «Круг в круге». | 09.11 | ||
Простые танцевальные движения: гармошка. | Тренаж у станка из изученных движений. Повторение и отработка изученных элементов на середине зала. Разучивание простого танцевального движения: гармошка. Техническая отработка движения. | 16.11 | ||
Орнаментальные и игровые виды хороводов. | Орнаментальные и игровые виды хороводов, просмотр видеоматериалов. Разучивание у станка кругового движения ногой по полу. Разучивание и выполнение хороводной композиции «Змейка». Повторение и отработка изученных элементов на середине зала. Упражнение на развитие памяти и музыкальности «Повтори мелодию хлопками». | 23.11 | ||
Воронежский плавный ход. | Тренаж у станка. Повторение и отработка изученных движений на середине зала. Разучивание воронежского плавного хода. Простые танцевальные движения: повторение и отработка движения «Гармошка», разучивание «Ёлочки». | 30.11 | ||
Ковырялочка: основной вид движения. | Разучивание у станка подготовительное упражнение низких разворотов ноги. Повторение и отработка изученных танцевальных движений. Разучивание основного вида ковырялочки. | 07.12 | ||
Шаг-притоп. | Тренаж у станка, разучивание основного вида высоких разворотов ноги. Разучивание шага-притопа с продвижением вперёд, назад. Повторение и отработка воронежского плавного хода. | 14.12 | ||
Фигуры «Воронежского хоровода». | Тренаж у станка. Повторение и отработка воронежского плавного хода. Разучивание фигур «Воронежского хоровода»: круг, полукруг, два круга, две колонны, расчёска, улитка. Отработка техники исполнения фигур «Воронежского хоровода». | 21.12 | ||
Повторение и закрепление пройденного материала. | Ритмическая разминка в характере русского танца. Тренаж у станка из изученных движений. Повторение и отработка русских шагов по диагонали зала. Повторение и отработка танцевальных движений на середине зала. Постановочно-репетиционная работа над «Воронежским хороводом». Работа над эмоциональной выразительностью. | 23.12 | ||
Ровные переменные шаги. | Тренаж у станка, разучивание основного вида упражнения с ненапряженной стопой «От себя» и «К себе». Разучивание ровных переменных шагов. Танцевальные движения рук. | 11.01 | ||
Виды пляски. | Ритмическая разминка в характере русского танца. Беседа на темы: «Виды пляски, фигуры групповых традиционных плясок», просмотр видеоматериалов. Простые танцевальные движения: припадания в 1-ом прямом положении. | 18.01 | ||
Ковырялочка с подскоком. | Народный экзерсис у станка из изученных движений. Русская народная игра «Репа». Повторение и отработка основного вида ковырялочки. Разучивание ковырялочки с подскоком. | 25.01 | ||
Прыжки: малые и большие подскоки. | Тренаж у станка, комбинация полуприседания с подъёмом на полупальцы. Русская народная игра «Ручеёк». Повторение и отработка изученных танцевальных движений на середине зала. Изучение прыжков: малые и большие подскоки. Упражнение на развитие внимания «Отличия движения». | 01.02 | ||
Шаг с проскальзывающим притопом. | Разучивание у станка маленьких сквозных бросков. Тренаж из изученных движений. Упражнения по диагонали: шаг с проскальзывающим притопом с продвижением вперёд. Русская народная игра «Золотые ворота». | 08.02 | ||
Характерные положения рук для мальчиков. Платочек в девичем танце. | Тренаж у станка. Разучивание характерных положений рук для мальчиков. Платочек в девичем танце. Варианты держания платочка: за конец, за середину. Характерные движения рук с платочком. | 15.02 | ||
Основные положения рук в парах. | Ритмическая разминка в характере русского танца. Комбинация движений рук, корпуса и головы на середине зала. Игровые упражнения на развитие фантазии - русская народная игра «Молчанка». Изучение основных положений рук в паре. Повторение и отработка изученных танцевальных движений. | 22.02 | ||
Моталочки: маятник. | Тренаж у станка. Разучивание кругового движения ногой по полу с полуприседанием на опорной ноге, маленьких бросков с подскоком на опорной ноге. Разучивание танцевального движения «Моталочки». Разновидность «моталочек» - «Маятник». | 01.03 | ||
Особенности исполнения пляски Смоленской области. | Особенности исполнения пляски Смоленской области, просмотр видеоматериалов. Ритмическая разминка в характере русской пляски. Отработка изученных элементов на середине зала. Комбинация движений на притопах с продвижением вправо и влево. | 15.03 | ||
Комбинация па дэ баск. | Разучивание у станка маленьких бросков с подскоком на опорной ноге (веер); круговые движения ногой по воздуху с вытянутым подъёмом. Повторение и отработка Комбинация движений на притопах с продвижением вправо и влево. Па дэ баск – шаг басков. Разучивание комбинации па дэ баск. | 22.03 | ||
Шаг с приступкой. Шаг с переступанием. | Экзерсис у станка из изученных движений. Разучивание круговых движений ногой по воздуху с сокращённым подъёмом. Разучивание шагов с приступками, шагов с переступаниями. Отработка комбинаций к смоленской песне «Кукареку, петушок». | 29.03 | ||
Комбинации танцевальной части Смоленской песни «Кукареку петушок». | Тренаж у станка. Отработка изученных движений и комбинаций, соединение комбинаций. Игра-упражнение на развитие образного мышления, воображения, жестикуляцию рук «Невербальные символы». Работа над слитностью выполнения изученных комбинаций к танцевальной части Смоленской песни «Кукареку, петушок». | 05.04 | ||
Синхронность и музыкальность исполнения движений. | Экзерсис у станка из изученных движений. Изучение: условное сюр лё ку-до-пье спереди и сзади. Ритмические танцевальные перестроения по кругу, диагонали, вертикальным и горизонтальным линиям. Обсуждение важности синхронного и музыкального исполнения движений. Отработка комбинаций к Смоленской песне «Кукареку, петушок». | 12.04 | ||
Притопы: удары полупальцами, удары каблуком. | Тренаж у станка. Повторение и отработка изученных элементов, комбинаций к Смоленской песне «Кукареку, петушок». Притопы: удары полупальцами, удары каблуком. Русская народная игра «Волки во рву». | 19.04 | ||
Переменные шаги: один длинный и два коротких. | Разучивание у станка повороты ноги из невыворотного положения в выворотное («Винт»). Техническая отработка движений и комбинаций к Смоленской песне «Кукареку, петушок». Разучивание переменных шагов: один длинный и два коротких. Соединение комбинаций. | 26.04 | ||
Хлопушки: фиксирующие хлопки и удары. | Тренаж у станка. Отработка изученных комбинаций к Смоленской песне «Кукареку, петушок». Понятие хлопушки в русском танце. Разучивание фиксирующих хлопушек: одинарные хлопки и удары перед собой; с движением рук сверху вниз и снизу вверх; хлопок сзади; удар по бедру; удары по голенищу сапога. Выстраивание комбинации хлопушек в танцевальной композиции песни «Кукареку, петушок». | 03.05 | ||
Молоточки на месте и с продвижением. | Ритмическая разминка в характере русского танца. Упражнение на развитие творческого мышления и фантазии «Додумай». Отработка изученных движений и комбинаций к песне «Кукареку, Петушок». Разучивание танцевального движения – «Молоточки». Молоточки на месте и с продвижением вперёд. | 10.05 | ||
Притопы с полуприседанием, «Печатка». | Разучивание низких каблучных упражнений у станка: основной вид. Отработка изученных движений и комбинаций к танцевальной композиции «Кукареку петушок». Разучивание притопов с полуприседанием, притоп «Печатка». Русская народная игра «Поймать рыбку». | 17.05 | ||
Ровные переменные шаги с притопом. | Тренаж у станка. Отработка изученных движений и комбинаций танцевальной композиции к песне «Кукареку,петушок». Разучивание ровных переменных шагов с притопом. Выстраивание движений в комбинацию. | 24.05 | ||
Рисунок танцевальной композиции к смоленской песне «Кукареку, петушок». | Тренаж у станка. Повторение и отработка движений и комбинаций к смоленской песне «Кукареку, петушок». Разучивание шага на ребро каблука с проскальзывающим ударом. Выстраивание и отработка рисунка танцевальной композиции к смоленской песне «Кукареку, петушок». | 31.05 | ||
Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы фольклорного ансамбля «Ладушки» (народная хореография)
Список методических и учебных пособий:
1. Климов, А.А. Основы русского народного танца: учебник для студентов вузов искусств и культуры / А.А. Климов. – 3 - е изд. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. – 320 с., с ил.
2. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: учебное пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 207 с.: ил.: ноты.
3. Захаров, В.М. Поэтика русского танца: автореф. дисс. По культурологии / В.М. Захаров. – М.: 2004.
Электронные ресурсы:
Видеоматериалы по всем разделам программы.
Интернет ресурсы:
· http://dance123.ru/ - сайт Танцевальный словарь содержит информацию по истории развития танцевальных стилей и массовых танцевальных образцов, определение и описание техники исполнения многочисленных танцевальных терминов, характеристику танцев разных народов, эпох.
· http://www.horeograf.com/knigi - на сайте представлено всё для хореографов (методическая литература, публикации, статьи, видео и аудио материалы).
· http://need4dance.ru/ - энциклопедия по хореографии, сайт содержит информацию по истории появления и развития различных стилей и направлений хореографии, узнать основные движения разных танцев, ознакомиться с известными коллективами и людьми оказавшими большое влияние на развитие различных жанров хореографического искусства.