Паспорт инновационного проекта
Тема проекта «Туризм: развитие и образование» («ТРИО»)
1. Актуальность проекта.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в нашей стране, Самарской области и в Тольятти большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Опыт работы показал, что современные подростки затрудняются определить месторасположение достопримечательностей и культурных объектов на карте города Тольятти, слабо ориентируются в городском пространстве. Многие родители не знают об истории города, существовании городских и школьных музеев, их деятельности. В некоторых школах Тольятти в рамках учебной программы отсутствует предмет «краеведение». Поэтому вопросы использования технологии образовательного туризма с целью обучения, образования и воспитания подрастающего поколения актуальны и востребованы среди городского педагогического сообщества.
В настоящее время утверждены федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2018 гг.», государственная программа Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014 - 2019 гг., муниципальная программа «Создание условий для развития туризма на территории Тольятти на 2014 - 2020 гг., которые актуализируют вопросы развития внутреннего, в том числе и образовательного туризма. Сегодня в Тольятти отсутствует система взаимодействия турфирм с образовательными организациями города по использованию технологии образовательного туризма. И в тоже время уделяется внимание вопросу конструктивного взаимодействия образования, культуры, туризма и активного вовлечения в него учащейся молодежи.
Для решения выше обозначенных проблем мы предлагаем проект «Туризм: развитие и образование», который предполагает разработку маршрутов в рамках внеурочной, проектной, внеклассной деятельности, в рамках дополнительного образования школы с учетом особенности образовательного туризма. Для этого выбираются темы общеобразовательных предметов, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьной программе, и разрабатываются образовательно-туристические маршруты по селу, городу, области, используя средства туристического показа. Ими могут быть не только памятники и достопримечательности, но также музеи, театры, промышленные, спортивные, природные объекты.
Например: Физика, 7 класс, тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Цель: Раскрыть основные научные положения темы; обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека. Задачи: Углубить знания учащихся о давлении, сформировать понятие «сообщающиеся сосуды»; показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике; сформировать обобщенное, целостное представление полученных знаний об окружающем мире. Маршрут по г. Тольятти: ДК Волгарь (фонтан), ДК Кристалл (фонтан), водонапорная башня (Комсомольский район, ул. Матросова), Набережная Комсомольского района (шлюзы), музей занимательных наук «Эйнштейн».
Химия, 9 класс, тема «Соли угольной кислоты. Селикатная промышленность. Соединения кальция». Цель: Закрепление информации о свойствах солей угольной кислоты, нахождении их в природе и применении в промышленности. Задачи: Знакомство с полезными ископаемыми Самарской области (известняк, карбонат), их использованием в промышленности. Знакомство с открытым и закрытым способами добычи полезных ископаемых. Познакомить с историей создания завода ВЦМ, силикатной промышленностью города, с переработкой известняка в цемент. Маршрут: Завод ВЦМ (г.о. Тольятти), Жигулевский цементный завод, Музей в Бахиловой поляне, карьер Богатырь, Ширяевские штольни.
В ходе реализации проекта будет создана база инновационных образовательно-туристических маршрутов (автобусных, велосипедных, пешеходных, в том числе в зоне шаговой доступности, виртуальных, межмузейных) по разным предметным направлениям; рекламные и сюжетные видеоролики, аудио и видео гиды, квест - игры, которые их дополняют. Новизна заключается в использовании потенциала историко-культурного и природного наследия каждого села, города, что делает продукт оригинальным и неповторимым. Также будет разработана учебно-методическое пособие по использованию технологии образовательного туризма в обучении, образовании и воспитании подрастающего поколения в соответствии с темами образовательных предметов; и модель развития образовательного туризма на территории Тольятти и Самарской области. Для реализации проекта будут проведены обучающие семинары по использованию технологии образовательного туризма и разработке маршрутов с демонстрацией опыта работы школы №93; областной конкурс на лучший образовательно-туристический маршрут, включающий номинации: «Лучшая экскурсия», «Лучший рекламный видеоролик и лучший рекламный буклет»; областной конкурс кинофильмов «Зазеркалье» с номинацией «Лучший учебный видеофильм»; областной конкурс «Лучший объект туристического показа»; областной Форум «Развитие образовательного туризма на территории Тольятти и Самарской области».
Реализация проекта позволит увеличить количество тематических экскурсий, привлечь учащихся и педагогов из других регионов. Учащиеся получат новые знания по истории города, области, страны, по литературе, физике, химии, биологии и т.д., новые знания и навыки по основам экскурсоводческой деятельности и разработке туристических маршрутов, опыт профессиональных проб и социальных ролей. В зависимости от возраста, интересов, творческих способностей и личностных качеств ребята выбирают свою индивидуальную образовательную траекторию (предмет, тему, маршрут, освоение технологии, продукт, роль).
Например: предмет - биология, тема «Природные сообщества», освоение информационных технологий, основ печатной продукции для изготовления сопутствующего продукта – путеводителя, освоение роди – дизайнера печатной продукции, исследователя. Педагоги повысят уровень своей квалификации в освоении и применении инновационной технологии образовательного туризма в процессе обучения, образования и воспитания учащихся.
В реализации проекта заинтересованы: Департамент Образования Мэрии г.о. Тольятти для совершенствования деятельности по сетевому проекту «Тольятти – центр развития образовательного туризма» с 2015 по 2019 год; отдел внешних экономических связей мэрии г.о. Тольятти, туристические фирмы Тольятти и Самарской области - в появлении на рынке внутреннего туризма новых образовательно-туристических маршрутов, в создании новых объектов туристического показа и развития образовательного туризма в городе.
2. Основная идея проекта.
МБУ «Школа №93» совместно ГБОУ ВПО ТГУ, ГБОУ ВПО ПВГУС, Фондом им. Н.Ф. Семизорова, МБУК Тольяттинский краеведческий музей предлагает проект «Туризм: развитие и образование». Основная идея проекта заключается в применении технологии образовательного туризма в обучении, образовании и воспитании подрастающего поколения как комплексного подхода. При этом образовательный туризм представляет собой вид активной познавательной деятельности современных подростков который направлен на повышение межпредметных знаний (краеведение и физика, краеведение и литературы, краеведение и химия и т.д.), на получение практико-ориентированных знаний, опыта социального взаимодействия, профессиональных ролей учащихся (экскурсовод, рекламный агент, аниматор и т.д.); на формирование ценностного отношения к истории малой родины, области, страны; экологического сознания и ценностного отношения к своему здоровью в процессе разработки и реализации образовательно-туристических маршрутов разной тематической направленности. Также мы рассматриваем технологию образовательного туризма как системный подход в развитии отрасли туризма (в том числе и образовательного) на территории Самарской области, основанного на сетевом взаимодействии учреждений сфер общего и высшего образования, общего и дополнительного образования, образования, культуры, туризма и спорта с привлечением некоммерческих и общественных организаций
3. Сфера проектирования: образование и туризм
4. Аудитория проекта.
1. Учащиеся 8-11 классов
2. Педагоги-предметники общеобразовательных школ,
3. Педагоги дополнительного образования, работающие по программе туристко-краеведческой направленности
4. Руководители и активисты школьных музеев Тольятти и Самарской области
Цели и задачи
Цели проекта:
1. Использование потенциала историко-культурного, природного наследия малой родины, области, страны в обучении, образовании и воспитании подрастающего поколения.
2. Создание условий, в том числе без барьерной среды, для развития образовательного туризма на территории Самарской области.
Задачи проекта:
1. Вовлечь педагогическое, ученическое, родительское сообщество в разработку образовательно-туристических маршрутов.
2. Получить внешнюю экспертную оценку разработанных образовательно-туристических маршрутов.
3. Внедрить в практику образовательно-туристические маршруты. 4. Разработать модель развития образовательного туризма на территории Самарской области и распространить полученный опыт работы в других регионах страны
Формы реализации
- Региональная инновационная стажерская площадка (Секции: «Опыт работы МБУ «Школа №93» г. Тольятти по использованию технологии образовательного туризма педагогами – предметниками», «Обучающий семинар по использованию технологии образовательного туризма и разработке образовательно-туристических маршрутов», «Опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Образовательный туризм. Тольятти +», «Игровой тренинг «Введение в образовательный туризм»)
- Обучение педагогов по дополнительной общеобразовательной программе «Организация экскурсионной деятельности на территории» (72 часа, ГБОУ ВПО ПВГУС)
- Информирование и распространение методических рекомендаций, пресс и пост релизов по проекту на сайте школы №93
- Областной конкурс «Лучший образовательно-туристический маршрут» (городской и областной этапы, включающий номинации «Лучшая экскурсия», «Лучший рекламный видеоролик и лучший рекламный буклет»);
- Областной конкурс кинофильмов «Зазеркалье» с номинацией «Лучший учебный видеофильм в рамках образовательно-туристического маршрута»;
- Областной конкурс «Лучший объект туристического показа» в рамках образовательно-туристического маршрута;
- Областной Форум «Развитие образовательного туризма на территории Тольятти и Самарской области»
- Консультации
- Создание интерактивного музейно-образовательного пространства «Школьный Арбат» как новый объект туристического показа
- Проведение интерактивных площадок «Тольятти многонациональный», Тольятти и города - побратимы» как формы виртуальных экскурсий
- Деловая игра «Цветок лотоса» по разработке модели развития образовательного туризма на территории Тольятти и Самарской области
- Внешняя экспертная оценка маршрутов
- Анкетирование участников проекта
Участники проекта
Руководитель проекта: Родионов Александр Геннадиевич, директор МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти директор МБУ Школы № 93, Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования РФ, Кавалер ордена «Пальмовая ветвь» за заслуги в области поддержки французской культуры, языка и образования (Франция), депутат Тольяттинской городской Думы VI созыва
Координатор проекта: Дернова Лариса Владимировна, заместитель директора по УВР
Исполнители проекта: Горяинова Жанна Николаевна, методист и педагог дополнительного образования СП Центр «Гражданин», руководитель школьного музея отваги; Меркулова Светлана Владимировна, методист и педагог дополнительного образования СП Центр «Гражданин», Гнетковская Марина Геннадиевна, заместитель директора по проектной деятельности, Гусарова Евгения Александровна, зам директора по УВР.
Соисполнители проекта – Маслова Анна Владимировна, научный сотрудник МБУ Тольяттинский краеведческий музей, Пекина Ольга Ивановна, доцент кафедры «изобразительное искусство» ГБОУ ВПО ТГУ, Огарева Галина Алексеевна, методист Областного центра детско-юношеского туризма г. Самары, Гриценко Мария Александровна, руководитель киностудии школы №93
Консультанты проекта:
Алексеева Наталья Дмитриевна, кафедры «Туризм и рекреация» ГБОУ ВПО ПВГУС;
Волков Алексей Степанович, председатель Фонда им. Н.Ф. Семизорова,
Евченко Ольга Сергеевна, кандидат исторических наук, ГБОУ ВПО ТГУ,
Рядченко Елена Александровна, директор Центра консультирования и профессионального развития "Деловой подход", бизнес-консультант, бизнес-тренер, игротехник, эксперт по игровым технологиям, автор-разработчик деловых игр.
Содержание проекта
Направление деятельности | Содержание деятельности | База реализации | Исполните-ли | Форма представ-ления результата | Сро-ки |
Разработка образовательно-туристических маршрутов | Проведение региональной стажерской инновационной площадки (представление опыта работы МБУ «Школа №93» г. Тольятти по использованию технологии образовательного туризма, проведение обучающего семинара по использованию технологии образовательного туризма и разработке образовательно-туристических маршрутов, представление опыта работы по дополнительно общеобразовательной программе «Образовательный туризм. Тольятти +», игровой тренинг «Введение в образовательный туризм) | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. Гусарова Е.А., Гнетковская М.Г., Гусарова Е.А. Маслова А.В., | Методические рекомендации по разработке маршрута, дорожная карта маршрута, паспорт маршрута | Ноябрь 2016 года – 30 июня 2017 года |
Повышение квалификации | Обучение педагогов Тольятти по дополнительной программе «Организация экскурсионной деятельности на территории Тольятти» | ГБОУ ВПО ПВГУС, МБУ «Школа №93» | Алексеева Н.Д., Горяинова ЖН. | Удостоверение о повышении квалификации на 72 часа | Сентябрь 2016-май 2017 года |
Апробация образовательно-туристических маршрутов | Проведение пробных уроков-экскурсий в рамках образовательно-туристических маршрутов, корректировка экскурсионного материала, или маршрута, консультирование. Проведение межмузейных маршрутов | Территория Тольятти и Самарской области | Гусарова Е.А., Дернова Л.В. Гнетковская М.Г. Маслова А.В. | Путеводитель по межмузейным маршрутам. Фото отчет, отзывы учеников, педагогов о проведении экскурсий в рамках образовательно-туристических и межмузейных маршрутов. | сентябрь 2017-март 2018 года |
Разработка новых элементов содержания системы воспитания | Разработка и реализация концепции музейно-образовательного пространства «Школьный Арбат» как нового объекта туристического показа | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В., Фонд Семизорова | Создание музейно-образовательного пространства «Школьный Арбат», увековечивающий деятельность организации «Куйбышевгидрострой» в истории города (концепция, экскурсия) | сентябрь 2017-март 2018 года |
Разработка новых элементов содержания системы воспитания | Разработка и проведение интерактивной площадки «Тольятти многонациональный» как формы проведения виртуальных маршрутов | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. | Концепция, описание творческой площадки с маршрутом и творческими заданиями | Сентябрь-ноябрь 2017 года |
Разработка новых элементов содержания системы воспитания | Разработка и проведение интерактивной площадки «Тольятти и города - побратимы» как формы проведения виртуальных маршрутов | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. | Концепция, описание творческой площадки с маршрутом и творческими заданиями | Ноябрь-декабрь 2017 года |
Внешняя Экспертиза и оценка маршрутов | Организация и проведение областного конкурса «Лучший образовательно-туристический маршрут», | МБУ «Школа №93, ГБОУ ВПО ПВГУС | Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. Алексеева Н.М., | Положении, протокол, общие результаты конкурса Сертификат качества образовательно-туристического маршрута | Сентябрь –декабрь 2018 года |
Методическая разработка | Разработка методического пособия к дополнительной общеобразовательной программе «Образовательный туризм. Тольятти +» | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. | методическое пособие к дополнительной общеобразовательной программе «Образовательный туризм. Тольятти +». Рецензия на пособие | Сентябрь 2019-июнь 2020 года |
Внешняя Экспертиза и оценка видеороликов и учебных фильмов | Областного конкурса кинофильмов «Зазеркалье» с номинацией «Лучший учебный видеофильм» в рамках образовательно-туристического маршрута | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Гриценко М.А. Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. | Положении, протокол, общие результаты конкурса. Сертификат качества образовательно-туристического продукта | Январь- апрель 2019 года |
Внедрение маршрутов в образовательый процесс | Проведение уроков-экскурсий в рамках учебного процесса | МБУ Тольятти, Самарской области | Дернова Л.В. Гнетковская М.Г., Гусарова Е.А. | КТП по отдельным предметам. Результаты анкетирования до и после проведения урока-экскурсии, отзывы и фото-отчеты | Сентябрь 2019-июнь 2020 года |
Методическая разработка | Разработка методического пособия по использованию технологии образовательного туризма в обучении, образовании и воспитании подрастающего поколения | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. Гусарова Е.А. Алексеева Н.Д. | методическое пособие по использованию технологии образовательного туризма в обучении, образовании и воспитании подрастающего поколения. Рецензия на пособие | Сентябрь 2019-июнь 2020 года |
Разработка модели развития образовательного туризма | Проведение деловой игры «Цветок лотоса» | МБУ «Школа №93» г.о. Тольятти | Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. Гусарова Е.А. Алексеева Н.Д. | Модель развития образовательного туризма на территории Тольятти и Самарской области | Сентябрь-декабрь 2021 года |
Распространение опта работы по проекту | Проведение областного Форума «развитие образовательного туризма на территории Тольятти и Самарской области» | МБУ №93 г. Тольятти, Областной Центр Детского-юношеского туризма г. Самары | Дернова Л.В. Горяинова Ж.Н., Меркулова С.В. Гусарова Е.А. Алексеева Н.Д. Огарева Г.А. | Отзывы, фото-отчет участников форума | Январь-июнь 2022 года |
Способы экспертизы.