Текст 8. Кузница кадров индустрии сервиса Юга России

XXI век провозглашен ООН веком туризма. специалисты, которых готовит ЮРГУЭС, занимают сегодня самую востребованную нишу. Ведь несмотря на то, что сервисное обслуживание развивается быстрыми темпами и люди с каждым годом тратят больше денег на путешествия, отдых и бытовые услуги, проблема высококвалифицированных кадров остается пока неразрешенной. И здесь не последнее слово за вузом, ставшим лидером в ЮФО сразу по нескольким направлениям. И одно из ведущих среди них – туризм.

Признание университета международным сертификационным аудитом воспринято коллективом ЮРГУЭС как самый значительнейший успех и достойная оценка той работы, которая проводится в вузе на протяжении последних лет. Несомненно, это показатель конкурентоспособности вуза, учитывая его вхождение в Болонский процесс.

Еще в 90 годы вуз выступил инициатором целевого набора студентов по заявкам муниципальных образований, заключения договоров о социально-экономическом партнерстве с субъектами Федерации Юга России. С 2005 года можно смело говорить о результатах этой политики. Выпускники ЮРГУЭС, а их уже более 20 тысяч, составляют основу руководящего и инженерного персонала многих отраслевых предприятий. Многие занимают солидные должностя. Трудоустройство наших выпускников составляет 98 %.

Задания

1. Поставьте ударения в следующих словах. Проверьте по орфоэпическому словарю.

(Заключение) договоров, неразрешенная (задача), отраслевые (предприятия).

2. Определите по толковому словарю лексическое значение слов. Уместно ли их употребление в этом тексте?

Аудит, инициатор, лидер, муниципальный, партнёр, персонал, процесс, субъект, федерация.

3. Определите родовую принадлежность имён существительных.

вуз, ООН, ЮРГУЭС, ЮФО.

4. Оцените правильность употребления имён существительных в форме косвенных падежей множественного числа. Дайте объяснения в случае ненормативного использования.

5. Оцените грамматическую правильность использования в тексте имён прилагательных (полная и краткая форма, степень сравнения). Дайте объяснения.

6. Запишите встречающиеся в тексте имена числительные словами.

7. Найдите предложения, в которых содержится грамматическая ошибка, называемая «нанизывание падежей». Внесите исправления.

8. Найдите предложение, осложнённое обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом. Объясните, грамотно ли употреблен оборот.

9. найдите в тексте предложения, которое содержит ошибку, называемую «сопоставление несопоставимого».

10. Перепишите текст, исправив все речевые и стилистические ошибки и недочёты.

11. Составьте заявление с просьбой о переводе с одной специальности на другую.

Текст 9. Игры киберразума

Теоретическая физика микромира проработана особенно тщательно. В основу данной области науки легла квантовая механика, представляющей широкие возможности для математического моделирования. И когда на смену человеку рисующему пришел компьютер считающий, ученые получили поистине фантастический простор для создания картины невидимой ранее реальности.

За последние 15 лет компьютерное моделирование вышло на новый уровень. Программное обеспечение заметно эволюционировало в плане мощности и простоты обращения, графический интерфейс стал гораздо более дружелюбнее к пользователю. Если раньше численное моделирование было немыслимо без привлечения профессиональных вычислителей и программистов, то появившиеся сейчас математические пакеты (Mathcad, matlab, mathematica и др.) позволяют физикам осуществлять расчеты самостоятельно. К этому стоит добавить создание мощных средств визуализации. Современная компьютерная графика и анимация позволяют рассчитать и нарисовать на экране монитора сцены из жизни микромира.

Образцы, основанные на уравнениях Шредингера и Дирака, сродни работам абстракционистов – захватывающие, противоречивые и совершенно непонятные. Там нет ничего похожего на предметы нашего повседневного мира. Обыденный язык бесполезен для описания этих картин, впрочем, как и для объяснения квантовой механики. Пока ученые сами не понимают, что же они видят на экране: реальные объекты или фантастику. Это дает некий повод назвать компьютерное моделирование искусством.

Задания

1. Поставьте ударения в следующих словах. Проверьте по орфоэпическому словарю.

Абстракционист, моделирование, обеспечение, ранее, совершенно, сродни.

2. Укажите слова, имеющие и основное, и добавочное ударение.

3. Найдите в тексте слова, произношение которых не соответствует написанию. Проверьте по орфоэпическому словарю.

4. Какие термины использованы в тексте? Какова их функция? Насколько они уместны?

5. Укажите случаи ошибочного использования одного из членов паронимической пары. Дайте пояснения.

6. Объясните склонение собственных имён существительных в первом предложении последнего абзаца.

7. Оцените грамматическую правильность использования в тексте имён прилагательных (полная и краткая форма, степень сравнения). Дайте объяснения.

8. Найдите в тексте глагольные формы, образованные от недостаточных глаголов.

9. Найдите предложение, осложнённое определением, которое выражено причастным оборотом. Объясните, грамотно ли употреблен оборот.

10. Какова функционально-стилистическая принадлежность текста и преобладающий тип речи?

Текст 10. Ариадна-96

ООО «Ариадна-96» – производитель детской и подростковой одежды, дипломант международных выставок, победитель конкурса «Качество товаров оценивает покупатель», «500 лучших предпринимателей России», «100 лучших товаров России». Предприятие награждено золотыми и серебряными медалями региональных выставок и многими почетными знаками, подтверждающими высокое качество выпускаемой продукции.

ариадна-96 – это фабрика по производству верхней одежды для детей, подростков и даже новорожденных с использованием пуха и синтепона. Одежда этой фирмы соответствует самым наивысшим требованиям по качеству, стилю, комфорту. Она изготовлена по новейшим технологиям и из экологически чистых материалов. У предприятия более двести поставщиков сырья и фурнитуры. Около 10 лет ткани для верха закупаются у фирм «Елкатека» (Корея), «Монолита» и «Авангарда» (Россия), а «Гамма» (Россия) поставляет фурнитуру. В 2001 году фабрика впервые принимала участие в международной Московской ярмарке. Здесь состоялись первые знакомства с торговыми партнерами, производителями, конкурентами, первые договора по сотрудничеству.

В ООО «Ариадне-96» трудится коллектив образованных, энергичных людей, настоящих профессионалов своего дела. Вместе с генеральным директором уже 10 лет у истоков предприятия стоят главный инженер, конструктора, портные. Для них, единомышленников, дисциплина, пунктуальность, самоорганизация, четкое, продуманное планирование своих действий – основа цивилизованного бизнеса.

Задания

1. Поставьте ударения в следующих словах. Проверьте по орфоэпическому словарю.

Новорожденный, подростковая (одежда).

2. Являются ли паронимами следующие пары слов? Дайте объяснения.

Дипломант – дипломат, патронат – патронаж, самоорганизация – самоорганизованность.

3. Определите по толковому словарю или словарю иностранных слов лексическое значение слов.

бизнес, комфорт, партнёр, синтепон, стиль, фурнитура, ярмарка.

Уместно ли их употребление в этом тексте?

4. Выпишите предложения, содержащие многословие: плеоназм и тавтологию. Избавьтесь от этих лексических недочетов.

5. Запишите словами использованные в тексте количественные, порядковые и собирательные числительные. Исправьте ошибки в случае их неверного употребления в тексте. Поясните.

6. Оцените правильность употребления имён существительных в форме множественного числа. Дайте объяснения в случае ненормативного использования.

7. Выпишите все словосочетания, содержащие ошибочное управление. Исправьте, дайте пояснения.

8. Исправьте предложения с нарушением согласования определений и приложений. Объясните.

9. Найдите случаи нарушения координации главных членов предложения. Отредактируйте предложения. Поясните.

10. Какова функционально-стилистическая принадлежность текста и преобладающий тип речи?

11. Составьте деловое письмо на поставку сырья (фурнитуры).

вопросы к зачету (экзамену)

1. Проблема речевой культуры в современном обществе.

2. Культура речи: нормативный, коммуникативный, этический аспекты.

3. Основные качества правильной речи.

4. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

5. Устная и письменная разновидности русского языка.

6. Использование технических средств в коммуникации.

7. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

8. Функциональные стили и их подстили современного русского языка и их взаимодействие.

9. Речь письменная и устная, кодифицированная и разговорная.

10. Формы речи. Виды диалога и монолога.

11. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

12. История развития норм русского литературного языка.

13. Речевые нормы разговорного стиля.

14. публицистический стиль. Основные речевые нормы.

15. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

16. Способы фиксации прочитанной информации: аннотация, рецензия, отзыв, реферат, конспект.

17. Речевые нормы официально-делового стиля.

18. Виды (жанры) документов.

19. Языковые формулы официальных документов.

20. Приёмы унификации языка служебных документов.

21. Классификация деловых писем.

22. Реквизиты деловых писем. Варианты адресования.

23. Речевой этикет в документах.

24. Язык и стиль распорядительной, коммерческой и инструктивно-методической документации.

25. Новые тенденции в практике русского делового письма.

26. Особенности устной публичной речи.

27. Логика, этика и эстетика публичной речи.

28. Подготовка к публичной речи: выбор темы, определение цели.

29. Логическая и психологическая культура делового разговора.

30. Вербальные и невербальные средства общения.

31. Невербальная культура делового разговора.

32. Язык современной городской коммуникации: тенденции развития.

33. Художественная литература как высшая форма русского языка. Разграничение разговорности и просторечия.

34. Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – 4-е изд. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

2. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 448 с.

3. Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, Рольф, 2001. – 233 с.

4. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов [Текст]: учеб. пособие / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.

5. Культура русской речи [Текст]: учебник для вузов / С.И. Виноградов, Л.К. Граудина, В.П. Даниленко [и др.]; отв. ред. проф. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2003. – 550 с.

6. Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы современного русского литературного языка [Текст] / под ред. И.Г. Проскуряковой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 232 с.

7. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для высших учебных заведений / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова [и др.]; под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413 с.

9. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 509 с.

10. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий [Текст] / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина, Ю.А. Ермолаева, Я.В. Лукина, Т.А. Потапенко, Л.В. Степанова; под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

Дополнительная литература

11. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст]: Справочник-практикум / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев [и др.] – 8-е изд., испр. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 315 с.

12. Колтунова, М.В. язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.В. Колтунова. – М.: Экономическая литература, 2002. – 288 с.

13. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, Рольф, 2001. – 362 с.

14. Русский язык конца ХХ столетия (1985– 1995) [Текст]: монография / под ред. проф. Е.А. Земской. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 478 с.

Словари и справочники

15. Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения [Текст]: Ок. 75 000 словарных единиц / Ф.Л. Агеенко, М В. Зарва / под ред. Д.Э. Розенталя. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1984.

16. Александрова, З.Л. Словарь синонимов русского языка [Текст]: Ок. 19000 синонимических рядов / под ред. Л.А. Чешко. – 5-е изд, стереотип. – М.: Русский язык, 1986.

17. Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета [Текст]: 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 672 с.

18. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка [Текст] /
Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. – 464 с.

19. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2003. – 1536 с.

20. Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1982.

21. Ефремова, Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М.: Рус. Яз., 2000. – 347 с.

22. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник [Текст] / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева [и др.]. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

23. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т.В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.

24. Новейший словарь иностранных слов и выражений [Текст]. – Мн.: Харвест; М.: ООО Изд-во АСТ, 2001. – 976 с.

25. Новый орфографический словарь-справочник русского языка [Текст] / отв. ред. В.В. Бурцева. – М.: Русский язык, 2000. – 756 с.

26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995 (и более поздние издания).

27. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы [Текст] / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Институт русского языка. – 9-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2001. – 688 с.

28. Резниченко, И.Л. Словарь ударений русского языка [Текст] / И.Л. Резниченко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 944 с.

29. Розенталь, Д.Э. Управление в русском языке [Текст]: Словарь-справочник для работников печати. – М.: Книга, 1987. – 408 с.

30. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ок. 30000 слов / Д.Э. Розенталь, Т.А. Теленкова. – 5-е изд., стереотип. – М., 1986.

31. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения [Текст] / под ред. Г.Н. Скляревской. –СПб., 1998.

32. Фразеологический словарь русского литературного языка [Текст] / сост. А.И. Федоров. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2001.

Учебно-методическое пособие обсуждено и рекомендовано к внутривузовскому изданию на заседании кафедры «Психология и педагогика», протокол № 5 от 24.04.06.

Ответственный за выпуск Н.В. Ковбасюк

Редакторы: В.В. Крайнова, М.И. Товпинец, И.Н. Щухомет

Технический редактор Е.Г. Воротникова

Компьютерная верстка Е.Н. Черненко

ИД № 06457 от 19.12.01 г. Подписано в печать 10.07.06.

Формат бумаги 60х84/16. Печать оперативная. Усл. п.л.1,8. Уч.-изд. л. 1,4.

Тираж 150 экз. Заказ № 284.

ПЛД № 65-175 от 05.11.99 г.

Издательство ЮРГУЭС. Типография Издательства ЮРГУЭС.

текст 8. Кузница кадров индустрии сервиса Юга России - student2.ru 346500, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 147

Наши рекомендации