Развитие системы франчайзинга в индустрии общественного питания в россии

Губайдуллова В.К.

СурГПУ

Выбором темы послужило активное развитие франчайзинга в индустрии общественного питания в России. С каждым годом на рынке ОП появляется все больше заведений разного типа, работающих по франшизе. И хотя основной сегмент – это предприятия фаст-фуда, внушительный процент приходится и на сети ресторанов, кафе и пекарней.

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение :

Франчайзинг - продажа лицензии на воспроизводство продукта или услуги под определенной маркой.

Использование франчайзинговой системы ведения бизнеса сейчас можно уверенно назвать характерной чертой современного бизнеса в сфере общественного питания. В частности, в России 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют этот прием высшего бизнес-пилотажа как способ развития сети своих заведений.

К преимуществам присоединения к франчайзинговым программам на рынке

общественного питания относятся:

- использование раскрученного и известного бренда, как следствие,

узнаваемость, еще на этапе внедрения вашего предприятия на рынок;

- сокращение издержек на закупки товаров за счет организации

централизованных поставок;

- централизованная рекламная кампания, ее масштабность;

- внедрение разработанных и доказавших эффективность на практике

стандартов работы предприятия общественного питания.

Рассмотрим также плюсы и минусы ведения бизнеса по франшизе в общем в России:

Плюсы:

1. Привлечение капитала

Бесспорно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальна проблема привлечения капитала для открытия новых предприятий. Как правило, большую часть капитальных затрат при создании новых объектов франчайзинговой компании берет на себя франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные затраты, самостоятельно приобретает необходимые помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля. Франчайзи покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала. Можно уверенно назвать эти средства эффективно привлеченным капиталом.

Помимо первоначального взноса и инвестиций в развитие бизнеса, франчайзи платит головной компании периодические платежи (роялти).

2. Скорость развития

Франчайзинг как способ развития бизнеса значительно выигрывает в скорости. Как правило, сравнительно высокие темпы роста сети достигаются благодаря отсутствию необходимости поиска средств на капитальные затраты. Важен и так называемый «эффект травы» (grass effect), когда инициатива развития каждого предприятия идет снизу, от самого франчайзи, кровно заинтересованного в успешности собственного предприятия. В идеале нового партнера не нужно подгонять сверху, напротив, франчайзи сами активно требуют информацию от франчайзора.

Как показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем организовать собственное подразделение. Местные бизнесмены лучше знают специфику своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом. Соответственно они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра. Знание локального рынка изнутри большое преимущество франчайзи.

3. Трудовой ресурс

Менеджеры франшизных предприятий, как правило, работают лучше своих обыкновенных коллег. Объясняется это в первую очередь иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий – это их собственники, вложившие в открытие бизнеса немало собственных средств. Люди по существу работают на себя: успех предприятия – их прибыль, неуспех – серьезные потери. Собственники франчайзингового предприятия более критично и объективно относятся к подбору и воспитанию персонала нижнего звена, обеспечивая этим высокий уровень обслуживания клиентов. Таким образом, франчайзор получает преданных делу менеджеров.

4. Удобство управления

Для эффективного управления персоналом собственной сети необходимо выстраивать пирамиду, в которой один начальник управляет командой не более 15 человек. В итоге, при огромном количестве сотрудников пирамида получается громоздкая и неповоротливая, что может затруднить развитие бренда. Во франчайзинговой схеме равноправные партнеры не зависят от головного офиса напрямую.

Минусы:

1. Каждый сам за себя

Судя по опыту, можно сказать, что российские предприниматели – и франчайзоры, и франчайзи – коренным образом искажают представление о данной модели бизнеса. Отношения между партнерами у нас характеризуются как «каждый сам за себя». Российская компания при открытии франшизного предприятия стремится не столько даже избежать инвестиций, сколько в принципе не желает рисковать собственным брендом. Практически любой договор о передаче франшизы, как правило, состоит из огромного количества жестких норм, направленных на превращение франчайзи не в партнера, а в зависимое лицо. Правда, винить франчайзоров в этом опрометчиво, ведь и сами франчайзи зачастую пренебрегают стандартами и правилами построения арендованного бренда.

2. Некорректность планирования

Некоторые франчайзоры склонны рассматривать операцию по продаже франшизы как обыкновенную реализацию товара. При этом в качестве наглядных материалов они часто приводят примеры из практики функционирования собственных успешных точек и используют типовые технико-экономические обоснования (ТЭО) эффективности предлагаемого бизнеса. Как правило, подобные ТЭО – обыкновенные рекламные материалы, значительно искажающие реальность. Конечно, все приводимые в них расчетные данные получены на практике, но эти результаты – самые лучшие. Они значительно отличаются от минимальных результатов. Кроме того, в демонстрационных расчетах обычно замалчиваются какие-либо «малозначимые» детали, которые впоследствии становятся дополнительными статьями расходов для франчайзи.

Другой вариант – ценовая политика демонстрационного проекта. Построенная на основании данных по столице, она не учитывает особенности развития регионов. В результате франчайзи, вкладывая немалые средства в построение бизнеса, оказывается отчасти обманутым, срок окупаемости проектов растягивается, и франчайзор теряет доверие своих партнеров.

3. Контроль качества

Классическая проблема текущей работы – контроль над франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом и часто хочет принимать решения самостоятельно, хотя его мнение, как правило, расходится с мнением франчайзора. Поэтому компании, которые следят за своей репутацией, пишут многостраничные фолианты, рассказывающие франчайзи, как делать и что. Но только не всегда это помогает.

Бывает и так, что франчайзи, узнавший все секреты бизнеса франчайзора, становится его конкурентом. А если он работает некачественно, не соблюдает стандарты работы сети, то он еще и портит репутацию бренда. Часто бывает и так, что бизнесмены сознательно вступают в сеть, чтобы научиться вести собственное дело. [3]

Законодатель тоже «внес свою лепту» в общее дело, даже не определив, что такое франчайзинг. Наиболее близким по содержанию к зарубежным аналогам франчайзинга является коммерческая концессия и договор коммерческой концессии, регулируемый главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и рядом других нормативно-правовых актов.

Данная договорная конструкция недоработана российским законодателем, в ней содержится множество пробелов и неудачных формулировок. При анализе норм главы 54 ГК РФ складывается ощущение, что разработчик сам никогда франчайзингом на практике не занимался и не видит франчайзинг изнутри.

Существуют следующие наиболее характерные минусы договора коммерческой концессии: требование о двойной регистрации договора, субсидиарная (по общему правилу) либо солидарная (в случае, если пользователь является производителем товаров правообладателя) ответственность правообладателя по требованиям к качеству товаров и услуг, реализуемых пользователем, безусловная возможность расторжения бессрочного договора без объяснения причин с уведомлением за 6 месяцев, если больший срок не установлен в договоре, право пользователя в срочном договоре заключить договор на новый срок на тех же условиях, ничтожность всего договора полностью (включая нормы договора, не связанные с передачей права пользования товарным знаком или правами патентообладателя) при отсутствии регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и др.

Однако, по итогам 2013 года важным событием является решение правительства о снижении госпошлины за регистрацию договора коммерческой концессии. Ассоциации Франчайзинга, «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» вела активные переговоры с Министерством экономического развития, с Роспатентом и добилась известного результата. Снижение размера регистрационной пошлины облегчает вхождение в бизнес начинающим. Для человека, выбравшего «бюджетную» концепцию, это заметное уменьшение объема необходимых стартовых вложений. Эффект этого снижения позволит привлечь в регионах во франчайзинг в два-три раза больше новых людей. [1]

Компания, которая единолично (только от имени себя) передает право пользования фирменным наименованием и/или коммерческим обозначением наряду с охраняемой коммерческой информацией, составляющей содержание франшизы, вынуждена использовать коммерческую концессию.

К примеру, один из ведущих региональных франчайзоров в сфере общественного питания компания «Рестостар», обладающая товарными знаки Sушка, СК Оливье, ресторан Титаник 2000, La Cucaracha, ресторан TUSSE и др., передает единым договором коммерческой концессии право использования фирменного наименования, товарного знака, и предоставляет охраняемую коммерческую информацию о методике ведения бизнеса под своей маркой. Аналогичную схему применяет компания «Веста-Центр Интернейшнл», одна из крупнейших ассоциаций российского ресторанного бизнеса, в которую входят сети кафе «Гин-но Таки» и «Якитория».

А такие компании как «Ростикс Групп» (товарные знаки «Il PATIO», «Планета СУШИ»), компания «Yum! Brands» (товарный знак «Ростикс-KFC»), ЗАО «Ланч» (сеть трактиров русской кухни «Ёлки-Палки») оформляют свои взаимоотношения с партнером с помощью сочетания лицензионного договора и договора коммерческой концессии.

В целом, российское законодательство позволяет обходить коммерческую концессию, в частности, с помощью лицензионного договора, консалтингового договора, договора на обучение сотрудников франчайзи и др. Главным минусом лицензионного договора является обязательная регистрация в Роспатенте. Так, как сама регистрация может затянуться на довольно длительный срок.

В России предприниматели предпочитают, в своем большинстве, приобретать франшизы, общие затраты которых не превышают $ 100-120 тыс.

Вот примеры одних из самых известных предприятий:

1) франшиза «Ростик'с- KFC» стоит $40900 - паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый фонд 5% от объема реализации. Для открытия предприятия быстрого обслуживаня «Ростик'с-KFC» в торговом центре необходимы инвестиции в размере от $250 тыс., для предприятия с отдельным залом площадью 250-300 кв.м. размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию составит от $450 тыс.;

2) «IL Патио» - паушальный взнос в размере $40 тыс. После открытия предприятия лицензиат ежемесячно выплачивает лицензионное вознаграждение в размере 6% от выручки и от 2 до 4% на национальный маркетинг и рекламу. Стандартный ресторан «IL Патио» общей площадью 320-350 кв.м. требует затрат из расчета $1500 на кв.м;

3) Кафе «Baskin 31 Robbins» - $20-60 тыс. в зависимости от площади помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию. Вступительный взнос партнера составляет $11 тыс;

4) Франшизный бутербродный ресторан «SUBWAY» при размере паушального взноса за франшизу в $10000 и роялти 8% требует инвестиций от $108 тыс. на фуд-кортах до $251 тыс. для отдельно стоящего здания ресторана;

5) "Сбарро" - около $400-500 тыс. общего объема инвестиций. Для ресторана на фуд-корте объем необходимых инвестиций составляет около $170-220 тыс.

6) В среднем стоимость создания одного франшизного трактира «Елки-Палки» составляет $300-450 тыс.

Характерным для российского франчайзинга общепита является расширение своей деятельности на региональном уровне, где перспективы развития франчайзинга в этой сфере выше, чем в столичных мегаполисах. Наглядные примеры франчайзинга в России: группа компаний «Рестостар», которая прописана в Челябинске, а также российская сеть кафе мороженое «33 пингвина». И это позволяет надеяться и не беспочвенно, что отечественный франчайзинг в ближайшей перспективе будет развиваться в хорошем темпе.

В статье «BuyBrand» (портал о партнерском бизнесе и франчайзинге) Мераб Бен-Эл (Елашвили), Президент Российской Ассоциации Франчайзинга, Президент «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» рассказал о успехах в сфере франчайзинга за 2013 год – «Отметив, что компания воплотила в жизнь амбициозные планы по расширению портфеля брендов, а именно выводу на рынок новой концепции LikeX. Основу меню «Лайкс» составляют блюда из мяса, рыбы, морепродуктов, овощей или фруктов на деревянных шпажках, запеченные на гриле. О завершении процесс обновления сетей ресторанов «Сбарро» в соответствии с новой визуализацией, а также рестайлинг ресторанов «Елки-Палки», «Маленькая Япония», «Восточный базар» и магазинов «Кулинария».

Рестораны-локомотивы «Сбарро» выполнили план по выручке и идут с уверенным плюсом относительно прошлого года. В начале года компания заключила партнерский договор с «дочкой» РЖД - ОАО «Организация питания на вокзалах». В рамках соглашения компания будет открывать на вокзалах России рестораны под торговыми марками «Сбарро», «Восточный Базар» и «Елки-Палки», в том числе в формате мультибренд, представляя на одной площади вокзала сразу несколько брендов. В результате пилотным проектом после подписания договора стал ресторан «Елки-Палки» с круглосуточным режимом работы на территории Казанского вокзала.

Компания запустила крупнейший ресторанный комплекс в аэропорту Домодедово на 902 кв.м., где представлены рестораны «Сбарро», Yamkee и «Елки-Палки», в конце декабря открыла рестораны в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге, на завершающей стадии строительства находятся рестораны «Сбарро» и Yamkee в аэропорту Владивостока. Всего за 2013 год мы открыли порядка 40 ресторанов, в том числе по франчайзингу. Сегодня «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» объединяет более 300 ресторанов в России и за рубежом, команду, численностью 5000 человек.

В планах Компании в будущем году открыть порядка 100 ресторанов, выходить в новые регионы, развиваться на транспортных узлах России, преимущественно на железнодорожных вокзалах и аэропортах. Масштабировать новые концепции, развивать бренды по франчайзингу и усилить свои позиции на рынке ресторанных услуг в России и странах СНГ.

Также директор Департамента франчайзинга ГК «АРПИКОМ» Олег Юдин, сообщает, что франизы в области ритейла постепенно уступают место франшизам в сфере услуг, появляются сильные региональные франшизы, которые выходят на федеральный уровень; все больше и больше становится неплохих бюджетных франшиз, которые довольно покупают совсем молодые региональные предприниматели. Российские банки все активнее обращают внимание на франчайзинговый бизнес и предлагают специализированные банковские продукты специально для франчайзи. Например, финансовая группа «Лайф» запустила венчурный проект, ориентированный на франчайзинговый бизнес. [1]

О том, что франчайзинг активно развивается на региональном уровне, также свидетельствуют всевозможные выставки, форумы и т.д.: «Купи Брэнд», "Югра торговая", «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов», Югорский форум по франчайзингу и многие другие.

Таким образом, исходя из проанализированного материала, видно, что франчайзинг в общественном питании прочно укрепился на рынке Запада и активно внедряется в сферу общественного питания в России, в частности, на региональном уровне, местами укрепив свои позиции. Также, как и во всех сферах деятельности, система франчайзинга имеет свои положительные и отрицательные стороны. Причем, безусловно, отрицательные стороны имеют решение. Работа по данной системе - является, своеобразной стартовой площадкой для предпринимателей, которые хотят набраться опыта и получить определенный доход.

Интернет-ресурсы:

  1. BuyBrand портал о партнерском бизнесе и франчайзинге [Электронный ресурс]/ Электронные данные – М.: 2014, - Режим доступа: http://www.buybrand.ru/itogi , свободный.
  2. Деловой базар. Каталог франшиз [Электронный ресурс]/ Электронные данные – М.: 2014, - Режим доступа: http://www.delovoybazar.ru/katalog-franshiz/restorany-kafe-fast-fud , свободный.
  3. Журнал Маркетинг Менеджмент [Электронный ресурс]/ Плюсы и минусы франчайзинга. – Электронные данные – М.: 2014, - Режим доступа: http://www.mgmt.ru/magazin/articlefb.html , свободный.

Наши рекомендации