Основания для разработки проекта
Просветительский проект
«Что мы знаем о воде»
Работа выполнена магистрантами 2 курса заочного обучения по магистерской программе «Педагогические инновации в дошкольном образовании» Беловой Н. П., Глущенко О. П., Ельшиной А. М., Рудаковой Л. С. | |
Оценка: _________________________ (подпись) «__» ________________ 2017 г. | Преподаватель: кандидат психол. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Прозументик О. В. |
ПЕРМЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Основания для разработки проекта ………………………………………. | |
Описание проекта …….…………………………………………………….. | |
План реализации проекта и его методическое сопровождение………… | |
Ожидаемые результаты и критерии их оценки ………………………….... | |
Список используемой литературы ………………………………………… | |
Приложения …………………………………………………………………. |
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое воспитание детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновлённая образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 60) одной из основных задач, стоящих перед дошкольным детским учреждением является формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.
Разработка ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является развитие познавательных интересов, в том числе, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах.
Экологическому воспитанию детей отводится огромная роль в организации воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с малых лет, а именно дошкольного возраста. Так, в старшем дошкольном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная активность. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценностей природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Детские психологи В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер.
В последнее десятилетие ХХ века происходило становление системы непрерывного экологического образования. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства у ребёнка закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа Николаевой С. Н. «Юный эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Она одновременно решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. В основу программы положен экологический подход.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Среди методов экологического воспитания можно назвать: наблюдение, опыты и поисковую деятельность, целевые прогулки, игры, экологические досуги, чтение детской художественной литературы, различные виды изобразительной деятельности, просмотр фильмов, музыкальное сопровождение, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, беседы на экологические темы, ООД.
Анализ результатов диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста выявил следующее соотношение – 21% детей имеют низкий уровень знаний по теме «Вода вокруг нас», 58% - средний уровень и 21% - высокий уровень.Уровень сформированности компетенций у детей старшего дошкольного возраста показал следующие результаты: 27% - низкий уровень, 52% средний уровень, 21% - высокий уровень.
Анализ данных анкетирования педагогов показал, что компетентность воспитателей в вопросах организации экспериментальной деятельности дошкольников оставляет желать лучшего, не все владеют методикой проведения эксперимента. Нет систематичности в планировании экологического воспитания, лишь отдельные педагоги включаются в педагогический поиск эффективной организации занятий по экологическому воспитанию. Не во всех группах созданы условия для организации детского экспериментирования в соответствии с требованиями программы, возрастом детей и с учетом техники безопасности. Работа осуществляется без тесного взаимодействия с родителями.
Анализ данных анкетирования родителей показал, что у родителей отсутствует должная заинтересованность к данному виду детской деятельности. Не все готовы сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ в данном направлении. Многие родители не компетентны в вопросах экологического воспитания, организации экспериментальной деятельности ребенка в домашних условиях, они не всегда поощряют любопытство ребенка, потребность в исследовании. Не все родители готовы предоставлять возможность ребенку действовать дома с различными предметами и материалами, помогать ему в исследовании своим участием.
Проведённый анализ показывает, что дети недостаточно знакомы со свойствами воды, имеют недостаточное представление о воде, как природном ресурсе, не в полной мере осведомлены о влиянии воды на здоровье человека и живых существ, в большинстве случаев, не имеют навыков бережного отношения к воде в быту.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, старший дошкольный возраст является благоприятным периодом воспитания экологической культуры дошкольников, с другой стороны, систематическая целенаправленная работа по данному направлению недостаточна. Это противоречие актуализирует разработку данного проекта.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта: «Что мы знаем о воде».
Вид проекта: педагогический, среднесрочный.
Участники:
· воспитатели старшей и подготовительной к школе групп;