Место дисциплины в структуре ООП. Программа учебной дисциплины вариативной части для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Религиоведение
Программа учебной дисциплины вариативной части для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профили: История. Обществознание
(очная форма обучения)
Составитель:
Макаров Д. В., доктор культурологии, доцент
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» _______2012 г. № _____)
Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 46 от 17 января 2011 года.
Краткая характеристика дисциплины.Программа курса построена следующим образом: тематические разделы, посвященные проблемам теоретического характера и т.н. «мертвым» религиозным системам, чередуются с разделами, где освещаются т.н. «живые религии, как древнего, так и современного происхождения. Особенное внимание уделяется религиям, ведущим себя в современном мире активно, или даже агрессивно.
Место курса в учебном процессе.Дисциплина «Религеоведение» изучается в 1 и 2 семестрах. Преподавание курса «Религеоведение» связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом и учитывает их содержание.
Целью курса является общее знакомство студентов исторического факультета с принципами изучения и сравнения вероучений различных религий, развитием религеоведения как науки, современными научными данными о верованиях доисторического человека основами вероучения архаических религий, основами вероучений мировых религий а также формирование мировоззрения учащихся в данной области, что даст студентам возможность объективно оценивать религии мира и современную религиозную ситуацию России.
Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- дать студентам общие представления о том, что такое религия и какие познавательные подходы к этому феномену исторически сформировались;
- показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира, а также выявить сущность и роль нетрадиционных современных религиозных течений;
- рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни;
- научить студентов практическим навыкам осмысления религиозных проблем как в социальной, так и в индивидуальной жизни, будущей профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ДВ.1.1).
Требования к уровню освоения дисциплины.По завершении обучения дисциплине студент должен:
Знать:
– о происхождении архаических и нехристианских религий, эволюции религиозной культуры;
– о структуре мировых религий, категориальном аппарате, задачах и методологии их исследования;
– социокультурные функции разных религий.
Уметь:
– понимать соотношение истории религии, богословия, философии и религиоведения;
– применять теологические знания в научных исследованиях и в практической деятельности;
Владеть:
– системой знаний об основных этапах истории мировых религий;
– основными подходами к определению и разграничению религий.
В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);
быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
2) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):
быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);
Формы контроля усвоения содержания курса:контрольные работы, зачет, экзамен.
Объем дисциплины и виды учебной работы(в форме таблицы)
Номер семестра | Учебные занятия | В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм | Форма итоговой аттестации | ||||||
Всего | Лекции, час | Лабораторные занятия, час | Практическ. Занятия, час | Самостоят. Работа,час | Экзамен, час | ||||
Трудоемк. | |||||||||
Зач. ед. | Часы | ||||||||
- | (34%) | зачет | |||||||
(20,5%) | экзамен | ||||||||
Итого | 22 (27,5%) |
Примерный тематический план
Наименование разделови тем (с разбивкой на модули) | Количество часов по формам организации обучения | |||
Лекционные занятия | Семинарские, практические занятия | Объем уч. раб. с прим. интеракт. форм | Самостоятельная работа | |
1 семестр | ||||
Тема 1. Введение в проблематику предмета | ||||
Тема 2. Развитие научного религиоведения | ||||
Тема 3. Религия доисторического человека | ||||
Тема 4. Религия Древнего Египта | ||||
Тема 5. Шумеро-вавилонская религия | ||||
Тема 6. Религия Крито-микенской культуры и Древней Греции | ||||
Тема 7. Религия Китая | ||||
2 семестр | ||||
Тема 8. Индуизм и культура Вед | ||||
Тема 9. Буддизм | ||||
Тема 10. Иудаизм | ||||
Тема 11. Ислам | ||||
Тема 12. Христианство | ||||
Тема 13. Религиозные течения современной России | ||||
Всего |
Содержание и интерактивное сопровождение дисциплины
Тема 1. Введение в проблематику предмета.
Понятие религии. Основные категории религиоведения – символ, метафора, ритуал, священство. Принципы сравнения религий – понятие о боге (или начале мира), представление о человеке, учение о грехе и смерти, учение о спасении (преодоления смерти.)