Общество и глухие после Второй мировой войны
С начала XX столетия до 1970-х гг. развитые
государства проходят путь от понимания необхо-
димости специального образования детей с откло-
нениями в развитии до осознания необходимо
предоставить образование всем таким детям. '
было время совершенствования и дифферен
ции национальных систем образования, стано
ния новых типов специальных школ и новых ти
специального обучения.
Конец 1960-х - начало 70-х гг. ознаменовал
социально-педагогическим движением в подде
ку социальной и педагогической интеграции,
вящим целью предоставление всем детям с особ
ностями в развитии равных прав на получение о
разования "в общем потоке" с их сверстниками
общих школах и т.д. Эти идеи возникли в конт
сте развития открытого гражданского общее
общественного противостояния идеям дискри
нации людей по расовому, половому, возрастав
политическому, религиозному, этническому и дру-
гим признакам. Формируется новая культурная
норма - уважение к различиям между людьми, но-
вое понимание мира как сообщества, включающе-
го различные микросоциумы. Специальные шко-
лы признаются учреждениями сегрегационными, а
изолированная от массовой система специального
образования - дискриминационной; общество ста-
ло рассматривать помещение ребенка в специаль-
ную школу как нарушение его прав и "навешива-
ние социального ярлыка" (см. Малофеев Н.Н.
Специальное образование в России и за рубежом.
Часть I. Западная Европа. М. 1996). Направление
ребенка в специальную школу (интернат) воспри-
нимается как попытка его изоляции от родителей,
сверстников, полноценной жизни. В докладе "Пра-
ва человека и инвалидность" (1991) Комиссии по
правам человека ЮНЕСКО (раздел III "Предрас-
судки в отношении инвалидов и их дискримина-
ции') отражена официальная позиция европейско-
го сообщества: "...в большинстве случаев инвалид-
iii»и» сама по себе не служит препятствием, дис-
криминация - вот что мешает ребенку получить
образование в общей системе. В ряде случаев за-
конодательными нормами предписывается детям-
ин пал идам в обязательном порядке посещать спе-
циальные школы, что является официальной сег-
регацией".
В 1975 г. Организация объединенных наций
приняла Декларацию "О правах инвалидов". Демо-
кратические изменения в отношении общества к
цям с особенностями в развитии нашли свое от-
ражение также в соответствующих законах, при-
нятых парламентами многих государств. Согласно
нимзаконам глухие дети получили право обу-
читься в массовых школах. Сторонники интегра-
цииполагали, что в среде нормально слышащих
де гей они, находясь в ситуации, требующей посто-
I о словесного общения, смогут получить рав-
MOIсо слышащими образование. Но на самом деле
■ и | унция еще более осложнилась, поскольку фак-
hi|iнарушения слуха никуда не исчез. Развитие ре-
чи гnyxoгo ребенка даже при раннем начале обуче-
ни I iиспользованием звукоусиливающей аппара-
■ | на не идентично речевому развитию его слышащего сверстника; глухие, даже с хорошо развитой
тесной речью, испытывают серьезные затруд-
ния ввосприятии устной речи слышащих сверст-
ков. Многие глухие учащиеся и выпускники мас-
тных школ оказываются в социальной изоляции,
.к. при трудностях общения со слышащими они
имеют тесных контактов с другими неслышащ
ми, а следовательно - не реализуется провозгла
Jшенный принцип "максимальной социально,
эмансипации". При организации обучения глухих
совместно со слышащими возникает множестве
сложных вопросов.
В качестве одного из путей создания более бла
гоприятных условий для обучения глухих в обыч
ных школах было предложено использование жес-
тового перевода. Право глухих на помощь перевод
чика, целесообразность использования жестовоп
перевода в условиях интегрированного обучения от
стаивают сторонники "социокультурной" концеп-
ции глухоты, которые считают, что те глухие люди,
которые идентифицируют себя как членов микро-
социумов глухих, имеют право получать образова-
ние на родном жестовом языке. Так понимают идею
равенства глухих в социуме большинство нацио-
нальных ассоциаций глухих, Всемирная федерация
глухих, многие сурдопедагоги.
Таким образом, с одной стороны, распростра-
няются интегративные подходы к обучению, с дру-
гой - результаты интеграции подвергаются крити-
ческому осмыслению, обсуждается полезность и
целесообразность интеграции для большого числа
детей с отклонениями в развитии. В начале
1980-х гг. была сформулирована новая концепция -
"билингвистический подход" в обучении глухих.
Если интеграция демонстрирует реализацию прав
ребенка с отклонениями в развитии на обучение в
общем потоке, то билингвистический подход
демонстрирует реализацию права глухих на
те иную культуру, собственный язык, систему
поучения, преследующую воспроизводство этой
• \ п.туры.
История глухих в России
I < средние века православная церковь была бо-
лее терпима к телесным и душевным недугам че-
Ювека, нежели католическая.
На Руси при формировании свода законов -
Кормчихкниг" заимствование законоположений
пропсходило не из Римского права, а из Византий-
ски рава - "Номоканоны", в которых имелись
in I>а зывания о человеколюбивом и милостивом
отношении к глухонемым. Гуманное отношение к
Iusлонемым нашло отражение и в "Кормчих кни-
fnx": "....Да возьмут на себя мирских вещей попе-
ие Немоглухих управляти и не дать в руце
|дящих стяжание их"; "Аще кто из клира глухо-
му или слепому посмеется, да будет отлучен. Тако-
ЖДе и мирянин".
И996 г. великий князь Владимир специальным
уца юмопределил, что забота об убогих, в том чис-
|ц п ишухонемых, является делом церковных вла-
1Г и епископа ("управу дает и рассуждает").
• inn Iии призрения убогих большую роль играл
|« ■■• ноПсчерский монастырь. Недалеко от него
ппщиативе Феодосия Печерского был органи-
| * 111.111 домдля житья слепых, немых и глухих. Убо-