Группы факторов, влияющих на эффективность развития образования в регионах
№ | Группы факторов | Показатели оценки факторов воздействия |
1. | Мониторинг процесса и результатов образования | Мониторинг и оценка а) качества б) доступности в) эффективности Система независимой аттестации образовательных программ и учреждений |
2. | Наличие приоритетов государственной образовательной политики в образовании | |
Социальное партнерство | Новые образовательные программы профессионального образования, ориентированные на региональный рынок труда Образовательные программы профильного обучения в старшей школе | |
Общественное гражданское управление | Социальный капитал региональной системы образования: § попечительские и управляющие советы ОУ § профессиональные ассоциации и фонды поддержки образования § экспертные и координационные советы | |
Институализацию новых норм и моделей образования | Новые модели управления и финансирования образовательных учреждений Индикативное управление, целевое планирование, открытая отчетность Новые модели образовательных учреждений Новые модели образовательных программ | |
Развитие кадрового ресурса | Приток молодых специалистов, Переподготовка | |
Развитие информационного ресурса образования и информационной (сетевой) готовность использования ИКТ в управлении развитием образования | ИКТ в образовании Сетевая готовность использования ИКТ в управлении (Индекс сетевой готовности) | |
Прогнозирование развития образования | Системные базы данных: Статистический паспорт региональной системы образования Тематические статистические базы данных | |
Ресурсы образовательного процесса | Нормативное материально-техническое обеспечение образования Ресурсные центры НПО Ресурсные центры учебного книгоиздания и программных пакетов Ресурсные кадровые центры | |
3. | Доверие проводимой политике в образовании | Социальный мониторинг Качественные исследования реализации программ Участие общества в преобразованиях Диссеминация федеральных проектов и экспериментов |
Методы факторного анализа могут быть различными.
Пример использования методов анализа данных мониторинга для разработки и отслеживания хода реализации программ развития образования |
Например, для решения задачи обеспечения качественного образования всем детям, предполагается выравнивать стартовые возможности учащихся. Способом решения задачи определяется увеличение охвата дошкольным образованием детей 5-6 лет. Ввиду этого, одним из индикаторов мониторинга качества образования в регионе, может быть «вовлеченность детей в дошкольное образование». Данные индикатор оценивается посредством коэффициента охвата детей дошкольным образованием в возрасте 5-6 лет, при этом индикатор дезагрегируется: по полу, в социальном и территориальном разрезе. Главными причинами не достаточного уровня охвата дошкольным образованием выявлено:
· отсутствие достаточного количества детских садов (мест в детских садах);
· низкая платежеспособность населения на депрессионных территориях;
· несоответствие набора и качества предоставляемых услуг в детских садах.
Для оценки воздействия на решение задачи «увеличения количества детей, получивших дошкольное образование» будет отслеживаться:
· увеличение количества мест в детских садах или их пропускной способности;
· воздействие социальных программ для родителей с низкой платежеспособностью;
· рост количества малозатратных и дифференцированных образовательных программ и услуг дошкольного образования в дошкольных учреждениях.
Рассмотрим вариант показателей улучшения условий и качества образования в школах Санкт-Петербурга, спланированных и отслеживаемых в ходе реализации городской программы социально-экономического развития.
Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2006 – 2008 годы Перечень) разработан в соответствии с Положением об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования.
Каждый стандарт проживания содержит формулировку обязательств исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и систему показателей (нормативы стандарта). Для каждого норматива стандарта задаются нормативные значения и базовое значение.
Целевое значение – значение норматива стандарта на конец периода действия стандартов проживания, на достижение которого направлена деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Базовое значение – значение норматива стандарта, достигнутое на начало периода действия стандартов проживания (для Перечня за начало периода принят 2003 год).
№ п/п | Факторы воздействия на изменения | Единица измерения | Нормативные значения | Базовое значение | |
Гарантируемое | Целевое (прогнозное) | ||||
Для целей планирования территориальной единицей является Санкт-Петербург и район Санкт-Петербурга.
2.4. | Факторы воздействия | Образование | |||||||
2.4.1. | Стандарт общественной эффективности отрасли - обеспечение эффективности образовательных услуг, предоставляемых населению в соответствии со стандартами проживания | ||||||||
2.4.1.2. | Общеобразовательные школы | ||||||||
2.4.1.2.1 | Реализации программы профилирования старшей школы | Охват общим (полным) средним образованием (коэффициент перехода из основного общего образования, в том числе в ОУ НПО и СПО) | % перешедших на следующую ступень образования | 110,7 | * | 108,9 | |||
2.4.1.2.2 | Реализация плана подготовки и переподготовки учителей | Доля педагогов в 1-4-х классах ООШ, имеющих среднее специальное и высшее образование, за исключением учителей физкультуры и музыки | % от общего числа | 97,7 | |||||
2.4.1.2.3 | Реализация плана подготовки и повышения квалификации учителей | Доля педагогов в 5-11-х классах ООШ, имеющих высшее образование | % от общего числа | 92,6 | |||||
2.4.1.2.4 | Оптимизация сети | Численность учащихся на одного учителя в дневных ОУ (без общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья) | % | 12,1 | |||||
2.4.1.2.5 | Расширения дополнительных платных образовательных услуг для реализации потребностей населения | Отношение объема платных услуг к общему объему бюджетного финансирования | % | 2,5 | 3,5 | ||||
2.4.1.2.6 | Реализации летней Оздоровительной программы | Коэффициент охвата учащихся ООШ летней оздоровительной программой | % | 11,8 | 12,5 | 11,8 | |||
2.4.1.3.1 | Охват учащихся дополнительным образованием | % | |||||||
2.4.1.3.2 | Реорганизация и открытие новых ЦДО | Охват учащихся дополнительным образованием на базе учреждений общего образования (центров дополнительного образования) | % | 31,9 | |||||
2.4.2. | Инфраструктурный стандарт - обеспечение для населения доступности образовательных услуг. Потребители услуг – население, пребывающее на территории города | ||||||||
2.4.2.1. | Обеспечение пропускной способности: | ||||||||
2.4.2.1.3 | Ввод объектов школьного строительства | Обеспеченность детей местами в ООШ | мест на 100 детей | * | * | ||||
2.4.2.2. | Уровень информатизации образовательного процесса: | ||||||||
2.4.2.2.1 | Информатизация ОУ | Численность учащихся в 5-11-х классах ООШ в расчете на один компьютер | ед. | ||||||
2.4.2.2.2 | Подключенние ОУ к сети Интернет | Количество ОУ, подключенных к сети Интернет | ед. | ||||||
2.4.2.4.1 | Пешеходная доступность учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта | м | |||||||
2.4.2.4.2 | Целевые договоры с Учреждениями педагогического образования | Отношение количества педагогических работников к количеству педагогических ставок | ед. | 0,85 | 0,95 | 0,99 | |||
2.4.2.4.3 | План | Выполнение сетевых показателей, определенных бюджетом | % | * | |||||
2.4.2.5.3 | Целевые договоры с Учреждениями педагогического образования | Укомплектованность специалистами | % | 99,7 | |||||
2.4.3. | Стандарт качества услуг - обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых населению соответствии со стандартами проживания | ||||||||
2.4.3.1. | Образовательные достижения учащихся | ||||||||
2.4.3.1.1 | Введение дифференцированных программ | Результаты ЕГЭ (процент положительных оценок по русскому и математике от общего числа оценок) | % | 96,2 (русский язык) | * | (русский язык) | |||
2.4.3.1.2 | Результаты экзаменов за 9-й класс (процент положительных оценок от общего числа оценок) | % | |||||||
2.4.3.1.3 | Выполнение гос.заказа | Доля выпускников поступивших в учреждения СПО и ВПО от общего числа выпускников | % | 65,8 | |||||
2.4.3.1.6 | Реализация Городской программы повышения квалификации учителей | Доля педагогических и управленческих работников, повысивших свою квалификацию (число педагогических и управленческих работников, повысивших свою квалификацию от их общего количества) | % | ||||||
2.4.3.2. | Ведение рейтинговой оценки механизмов стимулирования работы ОУ | Удовлетворенность участников образовательного процесса его условиями и результатами | |||||||
2.4.3.2.1 | Доля респондентов-выпускников школ, удовлетворенных образовательными результатами11 | % | * | * | |||||
2.4.3.2.2 | Доля респондентов- выпускников школ, удовлетворенных условиями обучения в школе11 | % | * | * | |||||
2.4.3.2.3 | Доля респондентов- родителей учащихся школ, выразивших позитивное отношение к условиям для сохранения здоровья учащихся 11 | % | * | * | |||||
2.4.3.2.4 | Доля респондентов-родителей учащихся школ, удовлетворенных образовательными результатами школы 11 | % | * | * | |||||
2.4.3.2.5 | Доля респондентов-родителей учащихся школ, удовлетворенных информированностью о деятельности школы и возможностями участия в ее жизни11 | % | * | * | |||||
2.4.3.2.6 | Доля респондентов-учителей школ, самооценка которых своей профессиональной деятельности совпадает с желаемой | в % от желаемого | * | * | |||||
2.4.3.2.7 | Доля респондентов – учителей школ, удовлетворенных условиями труда11 | % | * | * | |||||
В данном случае для оценивания прогресса в развитии образования принимается модель CIPP, которая делает ударение на улучшение (идея improve—an, улучшить, двигаться вперед). Модель CIPP также предусматривает проведение ретроспективной оценки.
Модель Четырех Оценок для улучшения ( модель CIPP)
Роль оценки | Контекст | Ввод | Процесс | Продукт |
Формирующая | Анализ | Проблемы | Прогноз | Предложения |
Уточняющая | Идентификация | Выбор | Сценарии | Программа |
Суммирующая | Сравнение | Проблема | Интерпретация | Отчет |
Рекомендательная | Анализ | Эффекты | Представление | Рекомендации |