Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
· Титульный лист.
· Пояснительную записку.
· Учебно-тематический план.
· Содержание изучаемого курса.
· Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
· Список литературы.
1. Титульный лист включает:
· наименование образовательного учреждения;
· где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
· название дополнительной образовательной программы;
· возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
· срок реализации дополнительной образовательной программы;
· Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
· название города, населенного пункта;
· год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
· направленность дополнительной образовательной программы;
· новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
· цели и задачи дополнительной образовательной программы;
· отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих;
· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
· сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
· формы и режим занятий;
· ожидаемые результаты и способы их проверки;
· формы подведения итогов реализации дополнительной
· образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
· перечень разделов, тем;
· количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание каждой темы (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий;
· форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Список литературы.
Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки
Педагог составляет единую программу по данному предмету независимо от нагрузки, количества групп и временных границ обучения.
При составлении программы необходимо:
· четко обозначить цель и основные задачи, которые решаются в ходе реализации программы;
· предвидеть результат и условия работы по данному плану;
· учитывать, что коррективы, вносятся в программу, с учетом интересов, подготовки и творческих возможностей учащихся;
· предусмотреть дифференцированный подход к реализации программы для детей с разными творческими возможностями.
Возможная структура образовательной программы
· Пояснительная записка.
· Цели.
· Задачи.
· Условия реализации образовательной программы.
· Описание форм и методов проведения занятий.
· Учебно-тематический план.
· Содержание программы.
· Ожидаемые результаты.
· Критерии и формы оценки качества знаний.
· Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.
· Список литературы
· приложения.
Рассмотрим каждый пункт структуры образовательной программы подробно.
Пояснительная записка
· Пояснительная записка включает в себя:
· краткую характеристика предмета, его значимость;
· актуальность и новизну образовательной программы.