Упражнения для самостоятельной работы
Задания к семинарским занятиям
по предмету «Психология и педагогика»
Для групп 41А, 41Б, 41В, 41Г, 41Д, 41Е, 41Н
доцент кафедры «Связи с общественностью,
сервис и туризм» (а.4-516)
Слижевская Анастасия Николаевна
Багринцева Любовь Георгиевна
Семинар 1. Существующие психологические концепции
1. Фрейдизм, психоанализ.
2. Бихевиоризм.
3. Когнитивный подход
4. Гуманистические теории личности.
5. Аналитическая психология Юнга.
6. Трансперсональная психология.
7. Психогенетический подход.
Семинар 2. Психология познавательных процессов
1. Сознание и бессознательное.
2. Самосознание и его структура.
3. Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания.
4. Основные виды ощущений.
5. Свойства восприятия.
6. Сущность и функции внимания.
7. Классификация видов памяти.
8. Основные операции мышления.
9. Основные характеристики воображения.
10. Мышление.
Семинар 3. Психология темперамента и характера
1. Типологии темперамента в различных авторских подходах.
2. Характер человека как единство индивидуального и типичного.
3. Типы характерообразующих отношений человека к действительности.
4. Проблема диагностики характера человека.
5. Возможность изменения характера человека.
6. Влияние СМИ и интернет на становление ребенка и подростка.
Семинар 4. Воля человека. Способности и талант
1. Механизмы и структура волевого действия.
2. Волевые качества личности, их характеристика.
3. Соотношение задатков и способностей.
4. Типология способностей.
5. Одаренность. Проблема гениальности.
6. Доклады о гениальных людях в истории и современности.
7. Способы и подходы к развитию детской одаренности.
Семинар 5. Выдающиеся педагоги истории
Выполнить доклад об одном выдающемся отечественном или зарубежном педагоге
(К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафт, И.И. Бецкой, В.А. Сухомлинский, В.П. Кащенко, Ш.А. Амонашвили, Р. Штайнер, Дж. Дьюи, Я. Корчак, Я.А. Коменский, И.Г. Герберт и др.)
Семинар 6. Образование как процесс
1.Основные категории педагогики
2.Составьте схематическое изображение связей между основными категориями педагогики
3.Роль Болонского соглашения в развитии современного вузовского образования.
4.Личностно-деятельностный подход в образовании.
5.Компетентностный подход в образовании.
6.Законодательные основы обновления школьного и вузовского образования.
Семинар 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе
1.Понятие воспитание. Социальное воспитание. Социализация.
2.Цель, средства и институты воспитания.
3.Воспитание на разных этапах становления личности.
4.Роль семьи в воспитании личности ребенка.
5.Роль детского коллектива в становлении личности.
Семинар 8. Социально-психологическая характеристика общностей
1. Понятие и классификация общностей.
2. Классификация и характеристика неформальных молодежных групп и сообществ.
3.Социально-психологическая характеристика преступных общностей.
Практикум
1. Оцените процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников с точки зрения его продуктивности.
· - Дети, говорю я вначале урока... каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Сложным... Увлекательным... Загадочным... Чтобы можно было много думать... Чтобы можно было работать самостоятельно... Чтобы можно было спорить... и посмеяться тоже...
- Дети. Вы поможете мне провести такой урок?
- Да! (Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
· Мне не так часто приходилось заглядывать к Бабичу, но почти всегда я бывал свидетелем такой беседы:
- Папа, мы пойдем в кино с Надей.
- Ну, идите.
- Так деньги!
- Почем билеты?
- По восемьдесят пять копеек.
- Кажется, по восемьдесят.
- Нет, по восемьдесят пять.
Николай Иванович подходит к шкафчику, достает из кармана ключи, отпирает замок ящика, что-то перебирает и перекладывает, запирает ящик и кладет на стол ровно один рубль семьдесят копеек.
Сын пересчитывает деньги, зажимает их в кулаке, говорит «спасибо» и уходит. Вся эта операция продолжается минуты три, и за это время лицо мальчика успевает налиться кровью, которая к концу операции захватывает даже кончики ушей.
Однажды сын попросил не десять копеек, а двадцать и объяснил, что вторые десять копеек нужны на трамвай для Нади.
Николай Иванович двинулся, было, к шкафчику и опустил руку в карман за ключами, но вдруг остановился и обратился к сыну:
- Нехорошо, Толя, что ты за сестру просишь. Имеет же она язык?
У Толи прилив крови достиг предела раньше конца операции.
- Она уроки учит.
- Нет, Толя, это нехорошо. Нужны ей деньги, можно сказать. А то выходит, ты какой-то кассир. К чему это? Может, тебе кошелек купить, будешь деньги держать? Это никуда не годится. Другое дело: будешь зарабатывать. Вот тебе десять копеек, а Надя и сама может сказать (А. С. Макаренко «Книга для родителей»).
2. Классифицируйте приведенные ниже пословицы и высказывания в порядке значимости для себя: а) очень значимые; б) не очень значимые; в) совершенно не значимые. Выберите те из них, которые вы взяли бы девизом своей профессиональной деятельности.
· Родина - земляника спелая, чужбина - ягода можжевеловая (карел.).
· Хорошее дело само себя хвалит (хакас.).
· Из малой лени - большая лень, а из маленького дела – большое дело (бурятск.).
· Человека греет не шуба, а работа (туркм.).
· Не стреляй в свое будущее из пистолета - будущее выстрелит в тебя из пушки (чувашск.).
· Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным (груз.).
· Для еды малая семья хороша, для работы - большая (якутск.)
· Лень и безделье подобны преступлению (азерб.).
· Желанная работа светлее солнца (азерб.).
· Завершенный труд благоухает розой (азерб.).
· Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой (тат.).
· Кто свою мать уважает, чужую не обругает (азерб.).
· Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона принесла своего птенца (чеч.).
· Хвала в очи - хуже порчи (рус.).
· Трус может схватиться за кинжал там, где все можно решить словами (чеч.).
· Не человека суди, а его привычки (марийск.).
· Дети - богатство бедняка (туркм.).
· Каков отец, таков и сын (яблоко от яблони недалеко падает) (рус.).
· Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи (карел.).
· Благодарность - память сердца (франц.).
· В праздном мозгу находит себе дело дьявол (франц.).
· Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда он вырастет - братом (араб.).
· Терпенье - пластырь на все раны (араб.).
· По плоду узнается дерево (греч.).
· Нет ничего сильнее просьб матери (греч.).
· Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки нищенствуют (япон.).
· Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).
· Примеры полезнее наставлений (тат.).
· Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей (араб.).
· Добродетель родителей – большое приданое (Гораций).
· Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах (Петроний).
· Когда наши дети называют нас отсталыми консерваторами, утешимся тем, что наши внуки отомстят им за нас (И.Д. Вильде).
· Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А. П. Чехов).
· Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А. Дистервег).
· Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать (Г. Бичер-Стоу).
· Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым (Б. Франклин).
· Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании (Ф. Искандер).
· Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте (А. Шопенгауэр).
· Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости (А. Шопенгауэр).
· Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор).
· У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим (Ж.Лабрюйер).
· Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети (Д. Еремич).
· Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждается (Ф. Честерфилд).
· Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает (Колеридж).
· У человека в гневе открывается рот и закрываются глаза (Катон).
· Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому (Аристотель).
· Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством (Г. Филдинг).
· Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми (О. Уайльд).
· Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство (Уэйтли).
· Если бы родители только могли себе представить, как они надоедают свои детям! (Б. Шоу).
· В ссорах истина всегда теряется (Сайрус).
· Чтение для ума, что физкультура для тела (Дж.Аддисон).
· Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя, их невольно приучают к скрытности и лживости (В. Г. Белинский).
· Из всех вообще безнравственных отношений отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное (Г. Гегель)
Упражнения для самостоятельной работы
Упражнение 1
«Самое трудное — познать себя» /Гете/.
1. Как вы понимаете слова «познай себя»?
2. Как вы познаете себя? Что и как вы изучаете в своем внутреннем мире?
3. Требовательны ли вы к себе? Всегда ли правильно вы оцениваете свои достоинства и недостатки, действия и поступки?
4. Какие качества личности вам надо воспитать?
Упражнение 2
«Как можно познать самого себя? Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» /Гете/.
1. Какие качества личности, черты характера, способности вы открыли в себе «путем действия» — в работе, в общении и т. п.?
2. Опишите путь этого открытия.
Упражнение 3
«Подсознательно я никогда не сомневался, что займу свое место среди гениев»/Б. Шоу/.
1. Как вы считаете, уверенность в себе — это хорошо или плохо?
2. Видите ли вы разницу между уверенностью в себе и самоуверенностью?
3. Нужна ли человеку уверенность в себе?
4. Уверенность и скромность — совместимы ли эти понятиями
5. Уверены ли вы в себе, своих силах, в том, что достигнешь желаемых рубежей своего развития?
Упражнение 4
«Жил-был и по сей день живет музыкант. Одно у него солнце и одна — единственная жизнь. А ветер был первым дыханием и первым его словом. И Ветром звали его собственные дети. Потому что брали начало свое от ветра и стали бы им, не встреть на пути струн... Так, всякий, кто обретает свои струны, обретает имя, превращается из ветра в музыку, и роду его не быть развеянным» /Янис Петерс/.
1. Что в этой притче подразумевается под словами «обрести свои струны»?
2. Встретил ли ты на своем пути такие струны? А если, еще нет, то что ты делаешь, чтобы их обрести?
Упражнение 5
«Оцени себя» Оценить себя объективно трудно. Но все-таки попробуй! Перед тобой две таблицы. В первой перечислены положительные качества личности, черты характера, во второй — отрицательные. Поставь себе баллы — от 0 до 5 в зависимости от того, насколько эти качества в тебе сформированы. Сложи баллы вкаждой из таблиц. Их разница подскажет, насколько объективно ты себя оцениваешь.
Положительные качества | Балл | Отрицательные качества | Балл |
Аккуратность | Ворчливость | ||
Внимательность | Грубость | ||
Дисциплинированность | Жадность | ||
Дружелюбие | Завистливость | ||
Жизнерадостность | Замкнутость | ||
Настойчивость | Злопамятность | ||
Общительность | Бестактность | ||
Ответственность | Капризность | ||
Отзывчивость | Мстительность | ||
Принципиальность | Нерешительность | ||
Скромность | Несдержанность | ||
Уверенность в себе | |||
Обидчивость | |||
Отзывчивость | Агрессивность | ||
Сумма баллов | Сумма баллов |
Практические задания
· Предложите алгоритм угашения нежелательного любого качества.
· Составьте для себя программу самовоспитания.
· Составьте таблицу, в которой отразите средства стимулирования самовоспитания.
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ задания | Тема задания | Срок выдачи задания | Срок сдачи задания | Число часов самост. работы |
Доклад «Выдающийся психолог (или педагог)» | 3 неделя | 5 неделя | ||
Анализ ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012 | 7 неделя | 10 неделя | ||
Эссе «Роль родительской семьи в моем воспитании» | 11 неделя | 13 неделя |
Рекомендуемая литература
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб. : Питер, 2010. – 583 с.
Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. —
М.: Владос 1998.
Подласый И. П. Педагогика: в 3 кн. / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос. – 2007.
Сластенин В.А. Педагогика. - 6-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.