Ii. место дисциплины в структуре оп во
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
_______________ /________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____»______________20_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Актуальные проблемы когнитивной лингвистики»
Педагогическое образование
Направление подготовки
Магистратура
Уровень образования
__________________________
Форма обучения очная
Программа разработана | Коростовой С.В., канд.филол.наук, доцентом |
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание | |
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры | |
русского языка (название кафедры) | |
протокол заседания от _______________№_____________ Зав. кафедрой _________________ ____________________ | |
(подпись) (Ф.И.О.) |
Ростов-на-Дону, 2014
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины (модуля): углубить теоретическую подготовку магистров, дать представление об основных проблемах когнитивного анализа языковых явлений, о системном взаимодействии основных лингвистических и когнитивных категорий и понятий, на базе которых функционирует объект лингвистики; расширить филологическую эрудицию магистрантов, а также подготовить к изучению других предметов лингвистического цикла; формировать общекультурные, универсальные (общенаучные, социально-личностные, инструментальные) и профессиональные компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
Задачи: расширить коммуникативные компетенции магистрантов, а также подготовить к изучению других предметов лингвистического цикла; формировать общекультурные, универсальные (общенаучные, социально-личностные, инструментальные) и профессиональные компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Актуальные проблемы когнитивной лингвистики» относится к профессиональному циклу дисциплин (М.2.3) и представляет собой курс по выбору.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
«Современный русский язык», «Современные проблемы науки и образования».
Знания: основных единиц и категорий современного русского языка
Умения: соотносить друг с другом подходы разных школ, их метаязык и методику, разбираться в разных формальных способах представления результатов; давать определение термина и точно употреблять его в собственном выступлении на заданную тему.
Навыки: навыки работы с единицами разного уровня языка.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
«Конфликтология: лингвопрагматический аспект», «Грамматические закономерности русского языка и способы работы с ними».
Для освоения дисциплины «Актуальные проблемы когнитивной лингвистики» магистранты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования. Курс является интегративным, соблюдена преемственность содержания и непрерывность процесса формирования компетенций студента.
Содержание данного курса определяется его обобщающим характером и распределяется между лекциями и семинарскими занятиями на основе принципа дополнительности. При отборе материала учитываются достижения по данной проблеме отечественных и зарубежных лингвистов. Необходимая информация извлекается слушателями из предложенной литературы и лекций, темы, предусмотренные для самостоятельного изучения обсуждаются на практических занятиях и коллоквиумах. Курс ориентирован на развитие навыков самостоятельного получения и интерпретации знаний. Изучение курса способствует развитию и совершенствованию языкового чутья магистрантов, навыков в практическом использовании языковых единиц с учетом жанров деловой речи, ее содержания и целевой установки автора, выработке у студентов практических навыков когнитивного и концептуального анализа языковых фактов, что позволит осознанно подойти к анализу языкового материала, будет способствовать формированию понимания системности происходящих в языке изменений, логики развития языка, лингвистической компетенции. При этом студенты должны быть готовы к восприятию нового теоретического материала по вопросам курса, знать основные лингвистические термины, обладать ключевыми умениями и навыками анализа языковых единиц.