Б1.Б3. Методика обучения иностранному языку

ДИСЦИПЛИНА: методика обучения иностранному языку

АВТОР: Борзова Е.В., д.п.н., профессор кафедры английского языка как основной специальности

НАПРАВЛЕНИЕ: педагогическое образование (бакалавр)

ПРОФИЛЬ: иностранный язык и второй иностранный язык

КУРС: 3-4

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

ТРУДОЕМКОСТЬ: 12 ЗЕТ, аудиторные занятия – 162 часа (лекции – 80 часов, семинары – 82 часа). Самостоятельная работа студентов – 162 часа). Экзамен – 36 часов.

СЕМЕСТРЫ: 4-7

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ: экзамен

СОДЕРЖАНИЕ: лекции и семинары

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: тестирование, письменные работы, творческие работы

ОБЩАЯ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: балльно-рейтинговая

Курс общей методики обучения ИЯ.

ЦЕЛИ. Приоритетные специальные компетенции: СК6; СК9; СК10; СК16; СК20.

Сопутствующие: СК18; СК17; СК12.

Четвертый семестр

Методика обучения ИЯ как наука. Объект и предмет исследования. Методы.

Учебный предмет «иностранный язык»: специфика, место в учебном плане, различные подходы. Среда и контекст изучения ИЯ.

Иноязычное образование: учебный, развивающий и воспитательный потенциалы предмета. Новые ФГОС и обучение ИЯ. Цели обучения ИЯ в школе. Понятия «знание ИЯ» и «владение ИЯ». Результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные.

Содержание обучения ИЯ в школе. Фундаментальное ядро иноязычного образования. Универсальные учебные действия. Структура содержания.

Средства обучения ИЯ. Их классификация. ТСО. УМК. Функции средств обучения ИЯ

Методика и лингвистика. Анализ языковых явлений в методических целях. Моделирование лингвистического материала на разных уровнях.

Методика и педагогика. Дидактические основы обучения ИЯ.

Педагогические принципы обучения и воспитания в методике.

Методика и психология/психолингвистика. Понятие речевой деятельности, ее виды,этапы и механизмы. Учебная и коммуникативная деятельность при обучении ИЯ. Внешняя и внутренняя речь при овладении ИЯ. Мотивация. Понятия «знание, навык, умение, компетенция», условия их становления при овладении ИЯ.

Принципы обучения ИЯ в школе. Общеметодические, частно методические и технологические принципы.

Система упражнений при обучении ИЯ. Понятие «упражнение», их особенности и классификация,.

Виды и формы самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка к коллоквиуму и семинарам.

2. Ведение терминологического словаря.

3. Составление схем и таблиц.

4. Анализ своего опыта изучения ИЯ в школе (эссе).

Курс частной методики обучения ИЯ.

ЦЕЛИ. Приоритетные специальные компетенции: СК7; СК8; СК9; СК10; СК11; СК12; СК20.

Сопутствующие: СК6; СК17; СК12; СК14; СК15: СК16; СК18.

Пятый семестр

Развитие фонетических навыков на ИЯ: их особенности, условия развития, задачи, содержание, принципы, комплекс упражнений, параметры оценивания.

Развитие лексических навыков на ИЯ: их особенности, условия развития, задачи, содержание, принципы, комплекс упражнений, параметры оценивания.

Развитие грамматических навыков на ИЯ: их особенности, условия развития, задачи, содержание, принципы, комплекс упражнений, параметры оценивания.

Развитие умений аудирования на ИЯ: их особенности, условия развития, задачи, содержание, принципы, комплекс упражнений, параметры оценивания.

Развитие умений говорения: их особенности, условия развития, задачи и содержание обучения диалогической, монологической речи и полилогу на ИЯ, принципы, комплекс упражнений, параметры оценивания.

Развитие умений чтения на ИЯ: их особенности, условия развития, задачи, виды чтения, содержание, принципы, требования к текстам, комплекс упражнений, параметры оценивания.

Развитие умений письменной речи на ИЯ: ее особенности, условия развития, задачи, содержание, принципы, комплекс упражнений, параметры оценивания.

Виды и формы самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка к коллоквиуму и семинарам.

2. Ведение терминологического словаря.

3. Составление схем и таблиц.

4. Домашнее чтение и реферирование первоисточников, в том числе и на ИЯ.

5. Анализ разделов УМК.

6. Разработка фрагментов уроков.

7. Ведение методической тетради в любой, удобной для студентов форме (бумажной или электронной).

8. Общий анализ учебника по ИЯ для школы.

Организация педагогического процесса, планирование и контроль в иноязычном образовании.

ЦЕЛИ. Приоритетные специальные компетенции: СЛ7; СК8; СК10; СК13;СК16;

СК20.

Сопутствующие: СК9; СК14; СК15; СК16; СК17; СК12.

Шестой семестр

Нормативные документы в иноязычном образовании: Закон РФ «Об образовании», ФГОС, программы по ИЯ для разных ступеней. Планирование образовательного процесса. Особенности обучения ИЯ на разных ступенях и в разных условиях.Урок ИЯ в школе на разных ступенях. Виды, требования, формы, Планирование урока.

Тематическое планирование. Книга для учителя. Планирование внеклассной работы.

Контроль результатов обучения ИЯ. Объекты, виды и формы контроля. ЕГЭ. Олимпиады по ИЯ. Языковой портфель.

Европейская шкала уровней владения ИЯ. Параметры и критерии оценки.

Виды и формы самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка к коллоквиуму и семинарам.

2. Ведение терминологического словаря.

3. Составление схем и таблиц.

4. Самооценка своего уровня владения ИЯ (эссе).

5. Ведение методической тетради.

6. Просмотр видеофрагментов уроков и их анализ.

7. Разработка конспектов уроков.

8. Рецензирование конспектов других студентов.

9. Выполнение заданий ЕГЭ и олимпиад по ИЯ.

Наши рекомендации