Начальный этап обучения иностранному языку

Начальный этап обучения не означает обуче­ния в начальной школе. Сегодня, как вы знаете, существует мно­го моделей школ, и все они начинают изучение иностранного язы­ка в разное время.

Именно начальный этап является самым трудным и ответствен­ным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных тесно связанных с ней навы­ков и умений.

Постановка звуков, обучение лексике, грамматике здесь идут одновременно.

Сначала учитель произносит речевую модель или фразу, предназначенную для усвоения.

Например, "My name is...". Он ее обыгрывает, а возможно, и просто переводит на родной язык, чтобы учащиеся поняли, о чем идет речь. Крайне важно осо­знание того, что и зачем ты делаешь, а не просто механическое повторение за учителем непонятных звуков, слов и т. д.

Затем учитель выделяет в модели ключевое слово, в нашем случае "name", и лишь потом звук или звуки. Таким образом, мо­дель действий учителя можно представить так: контекст — слово — звук. Учащиеся идут реверсивным порядком: звук —- слово — кон­текст.

Здесь важно отметить, что речь учителя на данном этапе, как правило, слегка утрированна и демонстративна. При объяснении и тренировке используется аналитико-имитативный метод. Если ухо ребенка не тренировано и он не может верно воспроизвести звук, можно использовать инструкцию-указание, часто подсказываю­щую, от какого русского звука надо отталкиваться.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ

Что касается упражнений, то на начальном этапе обычно ис­пользуются упражнения двух типов.

1. Упражнения на активное слушание и распознавание зву­ков, их долготы и краткости.Например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку и т. д. Слова могут быть как знакомыми, так и незнакомыми. Здесь также мож­но попросить определить звуки родного и иностранного языков. Такое упражнение развивает речевой слух и готовит почву для дру­гого типа упражнений.

2. Упражнения на воспроизведение. На начальном этапе уче­ники часто повторяют слова, словосочетания и речевые структуры за учителем или диктором. На уроке это может быть как хоровое проговаривание, так и индивидуальное. И то и другое очень важно.

При хоровом проговаривании учитель дирижирует, задает опре­деленный ритм, определяет паузы, обозначает ударения, движения­ми рук показывает мелодику предложения. В хоре любые из допу­щенных нарушений можно заметить, но они не столь явны. Ученик может стесняться выполнять упражнение перед всем классом один, а вместе с товарищами это и интересно, и не так пугает.

Однако если учитель увлекается лишь хоровой работой и иг­норирует индивидуальное проговаривание, то есть опасность того, что кто-то произносит слова неверно в силу недостаточно разви­того речевого слуха.

В хоре эти погрешности не всегда заметны для учеников, но даже если при индивидуальном повторении спро­сили не того ученика, который допускает ошибку, а его соседа, то он может лучше услышать правильный ответ и исправиться само­стоятельно.

Надо стремиться к тому, чтобы опросить каждого уче­ника в отдельности, хотя бы несколько раз в течение урока. Еще лучше, если вы помните, что каждый из них уже отвечал, и при повторном опросе даете ему возможность сказать что-то новое, то, что вы у него еще не спрашивали. Это не так трудно сделать, как кажется на первый взгляд. Подчас можно удивляться, до каких пределов совершенствуют свою память действующие учителя.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что с первых же минут обу­чения внимание уделяется не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации. Если не обращать на это внимание сразу, то ученики воспринимают эти «ме­лочи» как вещи второстепенного порядка и переучить их потом бы­вает очень трудно.

На начальном этапе очень важно научить наших слушателей ра­ботать с магнитофоном. От этого умения во многом зависит успех самостоятельной работы в дальнейшем. Кстати, если сам учитель по каким-то причинам не очень доверяет собственным фонетичес­ким навыкам, то начитанные профессионалами на аудиопленке уп­ражнения будут ему хорошим помощником.

Говоря о последовательности знакомства слушателей со звука­ми, следует сказать, что она определяется речевыми потребностя­ми и иногда самые трудные звуки и звукосочетания приходится изу­чать на первых же уроках. Например, уже на третьем-четвертом уроках английского языка малыши встречались с такой фразой, как "This is a ...", и ее вопросительной формой "Is this a ...?". Може­те себе представить уровень трудности для учителя и учеников?!

На начальном этапе устанавливаются и звуко-буквенные соот­ветствия. Даже если обучение идет на устной основе, т. е. если ученики ничего не читают и не пишут, а только слушают и гово­рят, это не мешает обучению алфавиту. При этом очень важным моментом следует считать последовательность выбора букв для оз­накомления.

В некоторых пособиях обучение буквам идет строго по алфа­виту. Вряд ли такой способ можно назвать лучшим. В алфавите и гласные, и согласные идут вперемешку. Если же принять во вни­мание то, что на первых порах учащиеся еще не читают, то глав­ное для них — это научиться распознавать согласные, которые и составляют неизменяемый «каркас» слов.

ЗАДАНИЕ

1) Попробуйте по данному «каркасу» согласных восстановить предло­жения.

Sh's Ittl grl. Sh's nt tchr, sh's nt dctr, sh's ppl. Th chldrn pld ftbl n th prk.

2) А теперь попробуйте сделать то же самое на основе гласных.

Еу ie о ay iee ae oee. (They like to play different games together.) Получилось?

Поскольку слов они знают мало, то кажется абсолютно оправ­данным начинать изучение алфавита с тех букв,- которые чаще по­падаются в изученных словах. Каким буквам вы бы обучили сво­их учеников в первую очередь, если они начинают курс английского языка с темы «Знакомство», где представляют себя и своих друзей по именам, рассказывают о своей семье?

Авторы многих курсов для начинающих, особенно для малень­ких детей, предлагают такую последовательность: М, N, S, D, В, Р, Т и т. д.

Почему? Потому что именно эти буквы встречаются в словах «мама», «папа», «меня зовут», «сестра», «брат», «доброе утро» и многих других.

Основная задача школы состоит в том, чтобы научить учащихся приемам самостоятельной работы, сделать его независимым на пути познания. Умение читать транскрипцию — это пусть неболь­шой, но необходимый шаг к самообразованию в дальнейшем.

Я здесь намеренно выделяю слово «читать», поскольку школь­никам надо научиться именно читать транскрипцию, а вот писать ее самостоятельно — это задача очень не простая, с ней может справиться далеко не каждый лингвист.

Наши рекомендации