Актюбинской области на 2013-2020 годы
План - ориентир по реализации воспитательной программы
№ | Наименование | Сроки исполнения | Ответственный за исполнение |
1. Патриотическое воспитание | |||
Цель:Формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Задачи: –развивать и углублять знания об истории и культуре родного края, Отечества и мировой цивилизации; – формировать осознанное отношение к Родине, ее прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли Казахстана в мире; – формировать и развивать гражданские чувства и качества: патриотизм, интернационализм, чувство долга и социальной ответственности; – создавать условия для реализации каждым учащимся деятельной гражданской позиции, формировать опыт и культуру гражданского поведения и социальной активности | |||
– метод примеразначимой в истории личности (Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев и др. ); | |||
-- популяризация государственных символов и атрибутов (проведение конкурса «Равнение на флаг»); | |||
– метод детской самодеятельности, коллективное ученическое самоуправление, участие в деятельности детских общественных организаций (Жас Улан); | |||
– социальные практики, разработка и реализация детских социальных проектов, ориентирующих на общечеловеческие ценности, проявление гуманизма и милосердия; | |||
– историко-краеведческая деятельность, формирующая чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос (туристические походы, экскурсии по родным местам, создание временного и постоянного музея воинской и трудовой славы); - информационная база по патриотическому воспитанию в сети Интернет; | |||
- мероприятия по профилактике девиантного поведения детей и молодежи; | |||
- цикл телепередач «Улицы родного города», документальных фильмов «Граница в судьбах и лицах», «Золотые звезды границы», «Героическая летопись», видеоочерков; | |||
- акции: «Патриот»,… | |||
- пополнение библиотечного фонда патриотической литературой; | |||
– дискуссионный клуб старшеклассников; | |||
– исследования-презентациио жизни и творчестве знаменитых земляков; | |||
– соревнования,конкурсы, военно-патриотические игры, смотры и творческие самопрезентации( «Память сердца», «Школа безопасности», «Наша гордость!», «Я – гражданин Республики Казахстан», «Ученик года», «Гражданин года», «Мои достижения», «Наследие наших предков сохраним и приумножим», «Ұлан», «Алау», «Человек в истории.Казахстан ХХ столетие») | |||
– создание воспитывающих ситуаций, в которых происходит упражнение в активной деятельности, осознание ответственности за свои поступки и обязанностей по отношению к коллективу, обществу; - Спортивные мероприятия и патриотические вечера, приуроченные ко Дню защитника Отечества в подростково-молодежных клубах; | |||
Встреча с ветеранами ВОВ «Нужен мир: тебе и мне» | |||
Конкурс детских рисунков «Ақ көгершін»,«Жаса, Қазақстан” | |||
Проведение форума «Национальное сознание казахстанского гражданина» | |||
Диспут «Быть патриотом сегодня – что это значит» | |||
Конкурс рисунков «Виват, победа!» | |||
2. Семейное воспитание | |||
Цель:Повышение статуса семьи в обществе, широкая пропаганда в молодежной среде семейных ценностей и традиций, материнства, отцовства и включение семьи в воспитательную деятельность системы непрерывного образования Задачи: – содействовать возрождению и укреплению традиций семейного воспитания; – научить детей и молодежь осуществлять в жизни нравственный выбор и принимать решения; – развивать стремление к здоровому образу жизни, обеспечивающее физическое, психическое и социальное здоровье; – воспитывать трудолюбие, привычку к трудовому усилию и преодолению физического и интеллектуального напряжения в труде; – выявлять способности, интересы и наклонности ребенка, помогать молодым людям в профессиональном самоопределении; – способствовать формированию у детей и молодежи культуры семейных отношений и быта в повседневной жизни; – содействовать формированию позитивного психологического климата семьи; – способствовать формированию у молодежи чувства родительства; – выстраивать гармоничные отношения между семьей, школой и общественностью, обеспечивающие воспитание духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера детей и молодежи. Для решения целей и задач семейного воспитания необходимо активизировать поиск инновационных методов, способов, приемов, форм семейного воспитания и обеспечить их сочетание с лучшими национальными семейными традициями. | |||
-социальные практики, разработка и реализация детских социальных проектов, ориентирующих на общечеловеческие ценности, проявление гуманизма и милосердия; | |||
- Акции, проекты со СМИ, форумы, семинары, конкурсы и круглые столы; | |||
– историко-краеведческая деятельность, формирующая чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос (туристические походы, экскурсии по родным местам, создание временного и постоянного музея воинской и трудовой славы); | |||
- создание информационной базы в сети Интернет; | |||
- комплектация библиотечного фонда литературой, пропагандирующей семейные ценности; | |||
– создание в организациях образования «Университет родителей»; | |||
– исследования-презентациио жизни и творчестве знаменитых земляков; | |||
– соревнования, конкурсы, смотры и творческие самопрезентации, фестивали(«От чистого истока», «Дети ХХI века: наши права и возможности»,) | |||
-–метод примерародителей, людей старшего поколения; | |||
-- привлечение к мероприятиям гендерных организации; | |||
- работа попечительского совета в организациях образования; | |||
-стимулирование самосознания, самопознания, самовоспитания, самообладания, самоограничения, самоконтроля, рефлексии и др. | |||
- пропаганда положительного образа семьи: цикл телепередач, документальных фильмов, социальных роликов, видео очерков; | |||
- соревнования, конкурсы, фестивали(«От чистого истока», «Дети ХХI века: наши права и возможности», «Счастливая семья», «Папа, мама и я», ). | |||
-- функционирование консультационного центра, «Телефоны доверия», «детская общественная приемная»; | |||
- профилактика суицидального поведения; | |||
-– создание воспитывающих ситуаций, в которых происходит упражнение в активной деятельности, осознание ответственности за свои поступки и обязанностей по отношению к коллективу, обществу; | |||
-– метод детской самодеятельности, коллективное ученическое самоуправление, участие в деятельности детских общественных организаций (ЖасҰлан); | |||
Рекомендуемые темы мероприятий «Эрмитаж» моей семьи» - презентация семейных реликвий «Отбасым – алтын үйім» - семейный проект «Семейное древо» - семейный проект «Теплые ладошки» - благотворительная акция «Ана-үйдің берекесі, бала- үйдің мерекесі» «Всему начало – отчий дом» «Не нужен клад, коли в семье лад» «Загляни в семейный альбом»- Презентация «Спешите делать добро» «Я и моя семья» Презентация портфолио «Вы родители» Решение семейных ситуаций «Папа может...» Конкурс «Мамины руки» «Мама, милая мама...» «Уход из семьи: вызов или отчаяние?» Тренинг «Чтобы чудесная песня почаще звучала в сердцах» «Отбасы, оку орны, коғам» круглый стол с привлечением родительской общественности | |||
3 Духовно-нравственное воспитание и эстетическое воспитание | |||
Цель: Формирование у детей и молодежи духовно-нравственного сознания и отношения к окружающему через художественно-эстетическое восприятие культурно-исторических ценностей (обычаи и традиции, художественные произведения духовно-нравственного содержания и т.д.) многонационального народа Казахстана. Задачи: – помочь учащемуся вырабатывать суждения, побуждать его мыслить, ценить жизнь и постигать духовно-нравственные смыслы; – поддерживать воспитанника в формировании духовно-нравственной готовности личности к жизнедеятельности в быстро меняющихся условиях; – обеспечивать условия для формирования представлений о целостной картине мира, о человеке; – создавать стимулы, рождающие личностное стремление к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию: совестливости, любви к ближнему, готовности помочь слабому, больному и др.; – постоянно, всеми мерами учебно-воспитательного процесса содействовать тому, чтобы учащийся мог укрепляться в нравственности и обогащаться духовно | |||
Разработка комплексной программы подготовки и повышения квалификации педагогических работников (самопознание) - Наполнение всех учебных и внеучебных способов деятельности духовно-нравственным основанием; | |||
- Создание единой образовательной культурно-информационной среды; | |||
- формирование духовно-нравственных качеств в системе детских и молодежных общественных организаций («ЖасҰлан») | |||
- Расширение сети учреждений дополнительного образования, клубов по интересам с целью организации досуга детей и молодежи; | |||
-соревнования, конкурсы, смотры и благотворительные акции(«Адам бол!», « Ыбырайтану», «Мұқағали оқулары»,«Қамқор») | |||
- Выполнение полезных дел, благотворительная деятельность и милосердие. | |||
- Проведение телемостов на злободневные темы | |||
- Использование возможностей художественно-эстетического воспитания(книги, музеи, живопись и др. – всё отражающее прошлое и настоящее). | |||
Рекомендуемые темы мероприятий (5-11 классы):
| |||
4. Воспитание политической и правовой культуры | |||
Цель:Формирование и развитие у детей и молодежи правосознания, способности политического мышления через информации, умение самостоятельно анализировать, оценить ситуацию, противостоять манипулированию, применить полученные навыки и умения в жизненных ситуациях. | |||
- Организация встреч молодежи с видными политическими деятелями с целью повышения политических знаний; | |||
-Мониторинг уровня политической культуры и правовых знаний обучающихся; | |||
Создание на государственных телевизионных каналах молодежных интеллектуальных, ток -шоу, формирующих активную гражданскую позицию молодёжи и детей; | |||
-Создание «детской общественной приемной» для обеспечения прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществления правового просвещения детского населения страны; | |||
-Организация мероприятий по поддержке дебатного движения, направленного на повышение правовой культуры детей и молодежи в организациях среднего, ТиПО, ВУЗах; | |||
- Организация и проведение профилактических рейдов для снижения уровня преступности среди детей и молодежи; | |||
- Реализация региональных проектов «Помощник депутата», «Молодежный акимат» по поддержке активных молодых людей и развитию организаторских навыков и лидерских качеств, а также руководителей молодежных организаций для участия в государственной политике страны; | |||
- Организация мероприятий, направленных на формирование и развитие самоуправленческих навыков с использованием средств массмедиа; | |||
- Акция: «Защитим детей от...», | |||
- Разработка программы молодежных ассоциаций «Кәсіп KZ» | |||
- Проведение мероприятий по привлечению молодежи к противодействию коррупции | |||
- Конкурс «Права ребенка глазами детей» | |||
- Выставка рисунков «Я рисую свои права» | |||
- Профилактика правонарушений | |||
«Взаимодействие социального педагога и куратора учебной группы в становлении учебной группы как коллектива » | |||
Семинар-практикум "Формирование группы студентов как коллектива в адаптационный период" (для кураторов учебных групп и мастеров производственного обучения) | |||
Психолого-педагогическая помощь студентам(консультации психолога). | |||
Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и инспектора ИДН. | |||
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | |||
Совещание при родителях – «Уголовные и административные правонарушения». – «Феномен подросткового возраста». | |||
Ребёнок- манипулятор в семье: истоки проблемы и пути выхода из сложившейся ситуации". Тренинг | |||
Лекторий для родителей студентов, состоящих на учете в ИДН правонарушение и юридическая ответственность. | |||
Правовой всеобуч- -"Ответственность за порчу имущества колледжа" - "Профилактика табакокурения" -"Преступление и правонарушение" -"Ответственность несовершеннолетних перед законом" - "Алкоголь – шаг к преступлению" - "Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними" - " Наркотики и закон" -"Профилактика драк и агрессивного поведения" -"Профилактика СПИД и ВИЧ – инфекции -"Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты" -"Профилактика вредных привычек" -"Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи" – «Конвенция ООН о правах ребенка» – «Молодёжь и проблема преступности | |||
Организация помощи «трудным подросткам» – в трудоустройстве через Центр занятости | |||
Активизация работы по профилактике противоправного поведения в молодежной среде совместными усилиями органов здравоохранения, органов внутренних дел и других организаций системы профилактики с привлечением представителей общественных организаций (в том числе родительских и молодежных). | |||
Продолжение работы и внедрение в общеобразовательный процесс программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов общеобразовательного процесса (детей, родителей, пед.работников), обучение детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формированию здорового образа жизни. | |||
Продолжение осуществления комплекса мероприятий, направленных на предупреждение детской безнадзорности и беспризорности как одно из мер профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних, выявление неблагополучных семей, применение процедуры примирения конфликтов, повышение родительской ответственности за воспитание детей. | |||
Семинар заместителей директоров по воспитательной работе «Взаимодействие организаций и учреждений в процессе работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Профилактика наркотического и противоправного поведения в молодёжной среде» | |||
Обеспечение открытого и свободного доступа к информации в области образования в целом и оказание квалифицированной, достоверной, всесторонней, современной и непредвзятой консультативной помощи по вопросам образования | |||
Формирование высокого статуса и имиджа студента независимо от сферы деятельности и профессиональной направленности | |||
Встречи инспекторов ИДН с родительской общественностью | |||
Обучение сотрудников колледжей и повышение квалификации в области профилактики негативных привычек среди студентов | |||
5. Поликультурное воспитание | |||
Цель: формирование поликультурной личности на основе общечеловеческих качеств, таких как взаимопонимание, миролюбие, уважение, толерантность, способствующих продуктивному взаимодействию с окружающим миром (помогающие жить, отношения с собой, с окружающими, с миром). Задача: обеспечение комплекса мер по укреплению межнационального согласия и толерантности | |||
- пропаганда и распространение позитивного опыта Ассамблеи народа Казахстана; | |||
- функционирование консультационных и психолого-педагогических центров; | |||
- пополнение фонда учебной и познавательной литературы в организациях образования; | |||
- проведение часа национальных культур «Дети – послы мира» | |||
- создание этнопарков, направленных на усвоение языка и культуры всех представителей этнических групп; | |||
- пропаганда культуры Казахстана через СМИ | |||
социологическое исследование по изучению благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур; | |||
- популяризация казахстанской модели межэтнического согласия | |||
- сотрудничество организаций образования и семьи по развитию культуры, традиций и самобытности казахстанских этносов «Единство в многообразии», «Гармония различных цивилизаций и культур» | |||
- организация деятельности социальных служб по пропаганде ценностей толерантного сознания и разъяснению казахстанской модели межэтнического согласия в молодежной среде; | |||
«Необитаемый остров» - игра | |||
«Елім-ай! Сен жазылмаған дастансын» - конференция, конкурс…. | |||
Проведение молодежного форума, направленного на популяризацию продуктивного взаимодействия личности с миром «Язык, межкультуризм и права человека»; | |||
Сотрудничество организации образования и семьи по реализации принципа «Единство в многообразии», сохранению и развитию культуры, языков, традиций и самобытности казахстанских этнов; | |||
6. Позитивное восприятие себя и окружающей среды, воспитание лидерских качеств | |||
Цель: - Воспитание молодого поколения способного позитивно воспринимать себя и окружающий мир, генерировать новые идеи, проявлять инициативу Задачи: – формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового духовного облика человека; – включение детей и юношества в трудовую деятельность; – вооружение трудовыми навыками и умениями; – формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; – воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости, деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив; – развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку; – вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками | |||
- Создание единой службы (Call-centre) (консультационный центр, «телефон доверия») для социальной, психологической и правовой помощи детям и семьям (единая сеть центров, включая отдаленные регионы) | |||
- Разработка республиканского интернет сайта, пропагандирующего позитивное восприятие мира | |||
- Ограничение доступа и блокирование интернет ресурсов, содержащих информацию негативного характера, разрушительно влияющих на психику подрастающего поколения. | |||
-Проведение в учреждениях образования, детско-юношеских и молодёжных организациях мероприятий, направленных на развитие лидерского потенциала и формирование конкурентоспособной молодежи(«ЖасҰлан») | |||
- Организация ежегодного рейтинга «Успешная молодёжь страны», с целью создания кадрового резерва государства | |||
- Организация ежегодного конкурса по созданию социальных роликов, пропагандирующих позитивное восприятие себя и окружающего мира. | |||
-Разработка программы и методов ежегодного социологического исследования «Настроение казахстанской молодёжи» | |||
-проект «Новое поколение- новый взгляд» | |||
- Создание упрощенной системы трудоустройства молодёжи | |||
- Разработка и внедрение развивающих программ, повышающих имидж психолога и формирования позитивного восприятия и развития лидерских качеств на конкурсной основе. | |||
- Издание качественного журнала «Современный человек», целевой аудиторией которого являются люди в возрасте 12-29 лет. Основная идея - пропаганда независимой, успешной и креативной молодёжи. | |||
- Формирование позитивного восприятия и развитие лидерских качеств средствами культуры и СМИ (разработка аудиовизуальных, мультипликационных проектов) | |||
- Создание «Центра лидерства» для формирования резерва управленческих кадров. | |||
- Создание направления для формирования лидерских компетенций у детей школьного возраста | |||
- Пропаганда деятельности дворовых клубов (клубов по интересам) среди молодежи | |||
- Разработка проекта «Равный – равному», «Все в моих руках» с целью развития волонтерства среди молодежи. | |||
- Разработка учебников и учебно-методических комплексов по предмету «Самопознание» | |||
- «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - фестиваль | |||
- Конференция «Создание упрощенной системы трудоустройства молодежи »; | |||
«Знаю, умею, действую» (лицейский фестиваль) | |||
«Молодые дарования»- защита проектов (ТиПО) | |||
7.Экологическое и трудовое воспитание | |||
Цель: формирование экологической и трудовой культуры, мировоззрения, повышение экологической и трудовой грамотности, потребности к труду, как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха. Задачи: – формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового духовного облика человека; – включение детей и юношества в трудовую деятельность; – вооружение трудовыми навыками и умениями; – формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; – воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости, деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив; – развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку; – вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками. | |||
Содержательную основу трудового воспитанияшкольника составляют следующие виды труда: учебный труд, общественно полезный труд и производительный труд. Учебный трудшкольника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Формы и методы его организации: - учебные курсы по выбору, лекции, беседы, тренинги, практикумы, уроки и семинарские занятия, на которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т. д. - создание мультимедийного портала «Профнавигатор» - онлайн- консультации; - прохождение онлайн- теста; - масштабные акции: «Чистый детский сад», «Чистая школа», «Чистый город» …. - Выпуск социальных роликов по бережному отношению к природе («Жалобная книга природы»), чистого города; - Пропаганда передового опыта работников рабочих профессии с целью поднятия престижа путем телепередач «Человек труда»; - Выставки технического творчества «Экологически эффективный и экономически выгодный инновационный проект, обеспечивающий экологическую безопасность Казахстана», «Искусство руками молодых»; - Выставка творческих работ «Добрых рук мастера» (дошкольное воспитание) - Организация волонтерского движения среди молодежи - «Здоровые дети – здоровое будущее» - пиар – проект - «Қазақстан – тұған өлкем, табиғат қандай көркем!» - выставка детского творчества - Форум «Интеллектуальный труд молодежи», где будут представлены инновационные решения, бизнес-проекты, изобретения молодых ученых Стандарт общего образования предусматривает физический труд на занятиях в учебных мастерских и на пришкольном участке. Физический труд характеризуется такими показателями, как полезность, производительность, творческая направленность, удовлетворенность результатами. Формы и методы организации труда: коллективная организация выполнения заданий (бригадные, командные, групповые и т.д.), освоение различных функций в процессе выполнения заданий (исполнитель определенной операции, организатор работ, руководитель коллектива и т. д.), разработка проектов и их реализация и т. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их трудовой деятельности. Общественно полезный труд включает: – труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.); – летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и т. д. Производительный трудпредполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экономики и хозяйствования. Формы производительного труда: – производственные бригады школьников по ремонту школьных зданий и сооружений; – краевые и городские трудовые отряды; – школьные производства; – занятие предпринимательской деятельностью и работа по найму | |||
Профессиональная ориентация Профессиональная ориентация– это процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и оказание им своевременной помощи в выборе своей предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Профессиональная ориентация на школьника – это ориентация его как субъекта выбора профессии в пространстве моделируемых деловых, экономических, социальных и других отношений, в ходе которых происходит определение его ролей, статусов и личностного будущего карьерного потенциала в избираемом виде труда (профессии). Основными понятиями – ценностями профессиональной ориентации являются «сознательный выбор профессии», «профессия». Цель: Становление личности, обладающей готовностью к сознательному выбору профессии и успешному продвижению в профессиональной карьере. Задачи: – обогащение и реализация различных методов и форм профессиональной ориентации; – воспитание потребности в изучении личностного потенциала; –организация и стимулирование профессионально-ориентационной деятельности, формирование умений и навыков выбора профессии; – практическое вовлечение учащихся в социальную практику и деятельность в сфере материального производства, показ привлекательности различных видов современного труда; – создание условий для овладения учащимися основами производственных и других специальностей. В этой связи содержание профессиональной ориентациинаправленно на формирование: – представлений о ресурсном, материальном, техническом, экономическом, интеллектуальном, производственном и других потенциалах страны; – способности технически мыслить, конструировать, моделировать, пользоваться научно-технической литературой; – понимания ценности целевых установок и знания; своевременности и осознанности профессионального выбора, своего места и назначения в жизни общества; осознания сущности разных видов труда и отношений, традиций, прав и обязанностей в профориентационной деятельности; – ценностного отношения к профессии и ее выбору как к первой жизненной потребности, стремления оценивать собственные профориентационные успехи как вклад в личные достижения образованности и поиск профессии, вариативность выбора при наименьших затратах сил; – стремления к сознательной оценке личностного потенциала в соответствии с личными способностями и учетом потребностей общества; умения выбрать нужные направления для углубления специальных знаний в избираемой трудовой и будущей профессиональной сфере и карьерного роста в ней. Методы: – метод мониторинга: наблюдение, тестирование, диагностика; – методы формирования профессионального самоопределения: разъяснение, консультации, убеждение, беседы о разных профессиях и требованиях к их выбору и др.; – методы предпрофильной подготовки и профильного обучения: социальная практика, ролевые поручения, контрактов, портфолио, ситуации выбора, педагогической поддержки, соревнования на лучшего по профессии и др. Формы: – интегрированные уроки, устные журналы, декадники профессий, дискуссии, дебаты, слеты, форумы, «круглые столы», фестивали, детские театры, дни открытых дверей в учебных заведениях профессионального обучения; – кружки и профориентационные клубы; объединения по интересам, экскурсии, вечера встреч, деловые игры, работа Малых школьных академий, моделирование ситуаций, связанных с малым бизнесом, ярмарки профессий (проведение встреч со специалистами «Центра занятости»), смотры и конкурсы на лучшего по профессии и др.; – сотрудничество с родителями и общественностью, связь с психологическими, юридическими, социальными службами. Основным критерием эффективностипрофессиональной ориентации является осознанный выбор профиля обучения и профессии с учетом личностных возможностей, социальной значимости профессии и возможности карьерного роста в ней | |||
8. Интеллектуальное воспитание | |||
Цель: воспитание навыков интеллектуального саморазвития и эффективного управления профессональной деятельностью в условиях формирования интеллектуальной нации страны. Задачи: –воспитание ценностного отношения к образованию, развитие познавательной активности учащихся; – выработка положительных мотивов учебной деятельности; – стремление к развитию познавательного интереса и способностей, умения самостоятельно добывать знания, приобщаться к достижениям науки и техники; – формирование потребности к всестороннему и творческому овладению достижениями культуры; – овладение основами научной организации умственного труда | |||
интеллектуальная игракак форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта. Именно игра имеет богатейшие возможности воспроизведения норм человеческой жизни и деятельности; | |||
дискуссиякак способ коллективного решения разнообразных проблем, в том числе прогрессивная, свободно плавающая дискуссия, «обсуждение вполголоса», «круглый стол», мозговая атака и др.; | |||
– метод проектовкак способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивные, презентативные и исследовательские методики, например «Твори,выдумывай, пробуй»; | |||
– решение конкретных ситуаций, позволяющих школьнику актуализировать разнообразные знания, полученные в ходе учебного процесса | |||
научно-практическая конференция,защита творческих работ, викторина, брейн-ринг, тематическая газета | |||
конкурс виртуальных прогулок и фотоколлажей «Через терни – к звездам» | |||
семинары, конференции, турниры, слеты, сборы, конкурсы: «Интеллектуальный экстрим», «Интеллектуал»; | |||
распространение опыта АОО «Назарбаев Университет»; | |||
популяризация РЕДЮО «Жас Ұлан» с целью развития лидерских качеств; | |||
Рекомендуемые темы мероприятий ( 5-11 классы): 1.В. И.Даль и его толковый словарь. 2.Я и мои способности. 3.Мир энциклопедий. 4. Мои сильные и слабые стороны. 5. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть? 6.Мои “почему?” и ответы на них. 7.Глубинные тайны человеческого познания. 8.Внимание и внимательность. Слова одного корня? 9.Как научиться управлять собой. 10.Талантливость и гениальность. В чём оно проявляется? 11.Тренировка памяти – залог будущего успеха. 12.Человек и творчество. Великие творения человечества. 13.Разговор с самим собой по душам. 14. Как научиться властвовать собой? 15.Мои лингвистические способности. Как они проявляются? 16.Недостатки человека и их влияние на его судьбу. 17.Пока я мыслю, я живу. 18.Юмор в жизни человека | |||
9. Воспитание здорового образа жизни | |||
Цель:создание комплексной, непрерывной и устойчивой системы формирования навыков ведения здорового образа жизни детей и молодежи Республики Казахстан | |||
рациональная организация учебно-воспитательного процесса; | |||
– рациональная организация занятий и уроков физвоспитания; | |||
– здоровьесберегающая инфраструктура образовательных учреждений | |||
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки; | |||
– использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей; | |||
- изготовление социальных роликов о ЗОЖ; | |||
- пропаганда ЗОЖ через СМИ | |||
турниры: «Былғары доп», «Золотая шайба», «Плетеный мяч» и др; | |||
обеспечение доступности в занятиях спортом в ДЮСШ детей-сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей; | |||
организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми: · полноценная эффективная работа всех групп здоровья; · организация занятий по ЛФК; · проведение динамических пауз, подвижных перемен, физкульт-минуток на уроках; · работа спортивных секций, ритмика; · проведение дней спорта, соревнований, олимпиад, походов; · система эффективного закаливания; · обеспечение рационального питания; | |||
– просветительская воспитательная работа с детьми: · насыщение образовательной среды информацией о здоровье человека и способах его укрепления; «Приключения в стране витаминов» (дошкольное образование) · беседы, консультации («Дені сау ұрпақ», «Всей семьей на стадион») · проведение дней здоровья, праздников, конкурсов и т. д. («В стране веселых мячей»,) | |||
– организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями: · нормативно-правовые акты РК в области охраны здоровья; · оказание юридических и психологических консультации подросткам и родителям в кризисных ситуациях; · курсы, лекции, семинары («Азбука здоровья», «») · проведение совместных спортивных соревнований, занятий по профилактике вредных привычек и т. д.; | |||
– профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей: 1.профилактика нарушений осанки, зрения, переутомлений и т. д. 2.выполнение рекомендаций врачей, витаминизация; – регулярный анализ и обсуждение на советах образовательного учреждения данных о состоянии здоровья детей и молодежи, полученных в ходе медосмотров, диспансерного обследования; – регулярный анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья, ведение карт здоровья ребенка; – создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям; применение комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов снятия напряжения, стрессов. | |||
10. Религиозное воспитание | |||
Цель: Формирование религозной грамотности у молодежи. | |||
- пропаганда деятельности Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в установлении межконфессионального согласия в Казахстане и международно сообществе; | |||
- разъяснительная работа по нормативно-правовым актам РК в сфере религиозной деятельности, Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»; | |||
- составить типовые правила поведения воспитанников, связанные с богослужением и религиозными атрибутами (ношение хиджаба, паранджи); | |||
- пропаганда толерантного отношения молодежи к религии; -активизировать деятельность ЕДЮО«ЖасҰлан» по предупреждению распространения субкультур в обществе; | |||
- конкурсы, выставки, форумы, дебаты и т.д. по формированию религиозной грамотности; | |||
- изготовление видеороликов, видеофильмов, направленных на формирование мировоззрения и милосердия у детей и молодежи; | |||
- открытие электронного информационного центра для информирования детей и молодежи о значении и особенностях традиционной религии и негативного влиянии, действиях деструктивных течений; Социально-культурный проект по профилактике экстремизма, национализма и ксенофобии в молодежной среде «Статус - Свой»; | |||
-качественный перевод книг и словарей религиозного содержания; | |||
проведение экспертизы содержания религиозной литературы; | |||
-организация психолого-педагогической службы для родителей по формированию религиозной грамотности; | |||
- профилактика религиозного экстремизма среди молодежи | |||
Этапы реализации
2011–2012 гг – ориентационный –обсуждение данной программы и плана-ориентира на разных уровнях властных структур и педагогической общественности, принятие ее как нормативного документа и руководства к действию.
2013–2019 гг– внедренческий, предполагающий реализацию действий и мероприятий, предусмотренных программой, мониторинг процесса и результата.
2019–2020 гг – аналитический –анализ, обобщение и коррекция; публикация результатов, разработка научно-методического пособия «Примерное содержание воспитания детей и молодежи».