Тема. Тенденции и направления развития образования в современной России.
Понятия:образование, тенденции развития образования, информатизация образования, компьютеризация образования, стандартизация образования и др.
Вопросы для обсуждения:
1. Что понимают под образованием как социальном явлении и образовательном процессе? Какова роль образования в развитии общества и личности?
2. Что такое цель образования? Что оказывает влияние на изменение ее содержания?
3. Каковы тенденции развития образования в современной России. Кратко охарактеризуйте их.
Базовый учебник:
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2003.- С.36-40.
Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 74-80.
Список источников и литературы
Обязательные:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. - С.75-78.
2. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина – 2-изд, стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. - С.62-71.
Дополнительно рекомендуемые:
3. Валеева Е.Х., Власова Ю.Ю., Монахов С.В. образование в контексте приоритетов долгосрочного социально-экономического развития российской федерации // Педагогика. - 2009. - №7. - С.3-10.
4. Данилюк В.Я. Образование в судьбе современной России // Педагогика. - № 3. - С.42-70.
Темы и литература для подготовки индивидуальных сообщений.
Тема 1. Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций его развития на современном этапе общества.
Список литературы:
Основная
Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и доп.-М.,: Гардарики, 2000. - С.265-275.
Дополнительная
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина - 2-е изд., стер. – М.: ИЦ « Академия», 2008. –С. 302-319.
Дополнительно рекомендуемая
Матрос Д.М. Основы теории информатизации процесса обучения // Педагогика -2007. -№ 6 –С.11-18.
Тема 2. Гуманизация как ведущий принцип процесса образования личности
Список литературы
Основная
Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - С. 285-299.
Дополнительная
Александрова В.Г. Возрождение духовных традиций гуманистической педагогики // Педагогика. – 2008. - № 6.- С.42-47.
Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр « Академия», 2003. - С. 40-44.
Дополнительно рекомендуемая
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджасирова. – М.: КРОНУС, 2010. – С.59-70.
Тема 3. Стандартизация образования личности как фактор повышения его качества.
Список литературы:
Основная
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 241-244.
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: уч. пособие для студ. выс.уч.зав. / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.-М.: ИЦ «Академия», 2008. – С. 21-25.
Дополнительная
Кузнецов В.А. Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогика.- 2009. - №4.- С. 3-10.
Тема 4. Вариативность как реализация идей демократизации образования личности.
Список источников и литературы:
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 255-257.
Интернет-ресурсы.
Тема 5. Технологизация как путь повышения эффективности управления образовательным процессом
Список литературы:
Основная
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 2-изд, стереотип. –М.: Изд. центр «Академия», 2003. - С. 406-409.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 583-587.
Дополнительная
Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей; под общ. ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ; Феникс», 2010. - С. 9-26.
Контрольные вопросы:
1. Какими социальными факторами и условиями обусловлены изменения в российском образовании на современном этапе его развития?
2.Какое значение для развития личности имеют такие изменения образовательной практики как применение информационных технологий обучения, гуманизация содержания образования и отношений в системе «педагог-ученик»?
3. Приведите примеры из личного опыта школьного обучения, иллюстрирующие факты реализации ведущих тенденций современного российского образования.
Занятие 13.
Тема: Закономерности и принципы педагогического процесса.
Понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, закономерность, закономерность педагогического процесса, принцип, принципы педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения:
1. Что понимают под закономерностью педагогического процесса?
2. Какую роль играют закономерности педагогического процесса в проектировании и реализации задач образования личности?
3. Укажите и содержательно охарактеризуйте разные виды закономерностей педагогического процесса.
4. Что понимают под принципами педагогического процесса? В чем стоит взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса?
Задание: на основе анализа и обобщения содержания учебного материала заполните карту-схему «Закономерности и принципы педагогического процесса».
Целостный педагогический процесс | Процесс обучения | Процесс воспитания | |||
закономерности | принципы | закономерности | принципы | закономерности | принципы |
1. | |||||
2…. |
Базовый учебник
Педагогика: учеб пособие для студ. выс. учеб заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 101-106, 181-188.