Примеры задач для различных уровней
Когнитивного систематизатора Блума
I. Знание
· Дайте определение имени существительного.
· Когда и где разворачивается действие рассказа и когда в тексте рассказа это становится ясно?
· На какие две категории можно разделить все живые существа?
· Вычислите значение выражения (9-177)/21+8.
· Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
II. Понимание
· Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображённого на иллюстрации.
· Нарисуйте три картинки о событиях, которые происходили в начале, середине и конце XIX века в Германии.
· Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.
· Напишите сочинение (две-три страницы) с описанием обязанностей президента.
· Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей.
· Почему на географических картах используются символы?
III. Применение
· Составьте предложения с использованием каждого из данных слов.
· Изучив знаки на картах, составьте план маршрута для посещения трёх исторических памятников в Подмосковье.
· Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь.
· Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он кончится.
· Придумайте три практические ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности.
IV. Анализ
· Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором?
· Чем период после гражданской войны напоминает период после войны в Афганистане, и чем они отличаются?
· Распределите минералы этой коллекции по трём категориям.
· Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями.
· По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них.
· Какие из данных слов имеют латинское происхождение, а какие — греческое?
V. Синтез
· Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте её карту, используя не менее 15 географических элементов.
· Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной церемонии в Санкт-Петербурге. Напишите дневник событий.
· Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиций собаки.
· Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты.
· Напишите данный отчёт о событиях, но теперь в жанре фельетона.
· Предложите различные способы решения проблемы озеленения двора.
VI. Сравнительная оценка
· Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра Екатеринбурга иметь высшее образование?
· Сравните двух главных героев поэмы.
· Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему?
· Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию.
· Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ.
· В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура?
Поставив перед собой задачу идентификации результата обучения, учитель тем самым стремится максимально полно описать его внешние признаки. Нередко свести описание результата к перечню внешних признаков - значит заметно упростить его. Главная опасность здесь - чрезмерно сосредоточиться на внешних, наблюдаемых и опознаваемых признаках первоначально поставленной цели и тем самым упростить первоначально ожидаемый результат.
Имея в виду это обстоятельство, мы перейдем к рассмотрению технологии полного уточнения учебных целей, превращения их в идентифицируемые, наделяя их критериальными признаками.
Обычно конкретизация (детализация) целей описывается в виде трех ступеней:
ü переход от обобщенных образовательных целей к общим учебным. На этом этапе уточнение целей, как правило, состоит в описании результата обучения через «наблюдаемые действия». Такой подход в большинстве случаев дает лишь примеры, частные проявления более общей цели. Поэтому идентифицируемая цель представляет собой не абсолютную, исчерпывающую характеристику желаемого результата, а ее приблизительный, максимально достижимый при наличии возможностей описания вариант. Перевод общих учебных целей в конкретные должен носить не упрощенно-линейный характер, а проводиться «с оглядкой» на более полное представление о цели;
ü конкретизация целей. На данной ступени происходит переход от общего представления о результатах обучения к более конкретному, но все же не абсолютному. Общее требование к такому переводу - максимально четко описать то, что ученик может сделать в результате обучения. Общий прием конкретизации целей - использовать в их описании глаголы, указывающие на определенное действие;
ü детализация целей. Иногда в этой ступени нет необходимости, либо она невозможна без чрезмерного упрощения и искажения. При необходимости же конкретное представление результатов обучения детализируется на уровне частно-методических структур и действий.
Приведем ориентировочный перечень глаголов для формулирования общих учебных целей:
· анализировать;
· вычислять;
· высказывать;
· формулировать;
· демонстрировать;
· интерпретировать;
· использовать;
· оценивать;
· понимать;
· применять;
· создавать,
и т. п. Приведем аналогичный перечень глаголов для конкретных учебных целей. Глаголы для обозначения целей «творческого» типа (поисковых действий):
· варьировать;
· видоизменять;
· модифицировать;
· перегруппировывать,;
· перестроить;
· предсказать;
· поставить вопрос,;
· реорганизовать;
· синтезировать;
· систематизировать;
· упростить,
и т. п. Глаголы для обозначения целей в сфере межличностного взаимодействия:
· общаться;
· выразить мысль;
· высказать согласие (несогласие);
· извиниться;
· извинить;
· ответить;
· поблагодарить;
· высказать одобрение;
· оказать помощь;
· пригласить;
· присоединиться;
· сотрудничать;
· принять участие;
· улыбнуться,
и т. п.
Решая задачу определения педагогических целей школьного образования, необходимо учитывать их функции в системе образования. Эти цели:
ü моделируют индивидуально-личностные результаты образовательной деятельности, достижение которых в определенных общественных условиях приведет к реализации социальных целей образования;
ü являются ориентирами при отборе содержания образования и формировании образовательных программ;
ü являясь критерием оценки профессиональной квалификации педагогов и педагогических коллективов, выступают в качестве стимула педагогического творчества;
ü моделируя ожидаемые результаты образования, выступают в качестве стимула социальной и познавательной активности учащихся;
ü моделируя ожидаемые результаты образования, являются фактором, определяющим уровень общественной поддержки школы;
ü являются основой для построения иерархической системы педагогических целей, реализуемых в системе школьного образования;
ü являются критерием оценки достигнутых образовательных результатов.
Педагогические цели образования следует определять, исходя из «возможного». Под «возможным» понимается:
ü Имеющийся педагогический потенциал системы образования. Образование может оказать громадное влияние на развитие личности, но все же возможности образования не безграничны. К тому же реальные возможности образования всегда ограничиваются теми ресурсами, которые способно выделить общество на нужды системы образования.
ü Личностный потенциал обучающихся, который может быть создан средствами образования. Иначе говоря, цели образования должны соответствовать реальным возможностям системы образования и определять возможности человека, получившего данное образование. С этой точки зрения отличия человека, закончившего среднюю школу, от того, кто не получил среднего образования, должны заключаться не в том, что первый знает новейшую историю, органическую химию и стереометрию, а второй этого не знает, а в его потенциале, его интеллектуальных и других личностных возможностях.
Для определения целей образования на основе «возможного» необходимо определить само понятие образования, ибо такое определение и должно давать ответ относительно принципиальных возможностей образования.
Взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели изменения:
ü в третьем томе Педагогической энциклопедии (М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 141) образование определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
ü во втором томе Российской педагогической энциклопедии ( М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 62) образование определяется как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
Под социализацией понимается освоение культуры общества, что обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли.
Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей.
Образование - специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.
Такое понимание сущности образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики и педагогической теории.
Ориентация на развитие способности самостоятельно решать проблемы дает возможность преодолеть тенденцию бесконечного увеличения объема изучаемого учебного материала.
Смысл образования - не накопление «строительного материала» в виде знания фактов, понятий, закономерностей, умений, а формирование способности «строить дом».