ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 1. Приведите примеры различных форм отражения, заполнив таблицу: Формы отражения Примеры Отражение в неживой природе (след)

1. Приведите примеры различных форм отражения, заполнив таблицу:

Формы отражения Примеры
Отражение в неживой природе (след)  
Отражение в живой природе (раздражимость)  
Отражение в живой природе (ощущение)  
Отражение в живой природе (восприятие)  
Отражение в живой природе (сознание)  

2. Познакомьтесь с различными гипотезами о происхождении сознания, проанализируйте их, указав сильные и слабые стороны каждой из них. Ответ оформите в виде таблицы:

Название гипотезы Авторы, сторонники Содержание гипотезы Сильные стороны Слабые стороны
         
         

3. Приведите доказательства положения о том, что сознание исключительно человеческое свойство.

4. Дайте философскийанализ следующих суждений:

а) «Граница моегоязыка означает границы моего мира» (Витгенштейн Л.).

б) «Мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном языковой системой, хранящейся в нашем сознании» (Уорф Б.Н.).

5. С конца 40-х годов, когда появляются первые электронно-вычислительные машины, успешно моделирующие отдельные функции человеческого мышления, не прекращаются дискуссии вокруг философских проблем искусственного интеллекта. Ниже приводятся фрагменты из дискуссий, которые проходили в философской литературе. Вначале приводятся аргументы противников возможности создания искусственного интеллекта, а затем сторонников его создания. Дайте философский анализ этихаргументов и выскажите свое мнение по этой проблеме.

1) Как бы мы ни усложняли машину, мы остаемся все равно в рамках низших форм движения материи - физико-химической, механической, в то время как мышление есть свойство, присущее высшим формам — социальной и биологической. Стремление создать мыслящую машину — это рецидив механицизма (М.Н. Андрющенко).

2) Мышлению человека свойствен творческий характер, машина же не может выйти за рамки,предопределенные ее программой, основанной на простейших логических операциях (П. Косса).

3) Что бы ни делала машина, она будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну (А. Эйнштейн).

4) Душа не может быть создана искусственно. Она даруется богом (Э. Висмут).

5) Мышление - продукт социальной среды. Его носитель - человек - является социальным субъектом, машина не может «мыслить», ибо не является социальным субъектом (Э. Ильенков).

6) Для действительного моделирования сознания... нельзя ограничиваться только воспроизведением структуры мозга... Необходимо воспроизвести логику всей истории человеческой мысли, повторить весь путь развития человека с его потребностями... (А.Г. Спиркин).

1) Неисчерпаемый в своем многообразии мир навряд ли имел всего лишь одну возможность достичь ступени самосознания, той высокой степени организации, которая характеризует человеческий мозг. Поэтому с точки зрения диалектического тезиса о неисчерпаемости материи представляется более вероятным вывод о том, что возможны и иные носители того комплекс; функций, который в целом может быть охарактеризован как жизнь (Л.Б. Баженов).

2) Мне кажется ошибочным утверждение некоторых философов, будто целостная деятельность очень сложной системы не может быть сведена к сочетанию функций составляющих ее более простых элементов. Утверждать так, все равно что заявлять: мозг материален, мышление - его функция, но понять его деятельность невозможно (Н.М. Амосов).

3) Утверждение, что машина не может мыслить, так как «мышление - продукт общественной среды, а не только сложной организации мозговой материи», метафизично, поскольку отрывает функцию от структуры. На самом деле общественный характер мышления находит отражение в степени сложности этой организации. Если социальная природа мышления закономерна и познаваема, то она может быть в принципе искусственно воспроизведена (А.В. Леонтьев).

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М., 2000.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., 1998.

Дельгадо Х. Мозг и сознание.- М., 1991.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

Жданов Г. Б. Информация и сознание // Вопросы философии.- 2000.- № 11.

Книгин А.П. Философские проблемы сознания // Вопросы философии, 2000, № 7.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. - М., 1977.

Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. - М.,1992.

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.

Патнем Х. Философия сознания. – М., 1999.

Прист Ст. Теория сознания. - М., 2000.

Райл Г. Понятие сознания. - М., 1999.

Серл Дж. Открывая сознание заново. - М., 2002.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - С.83.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1994.

МОДУЛЬ XII

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

1. Субъект и объект познания.

2. Чувственное и рациональное в познании, их формы и соотношение.

3. Учение об истине. Объективное, относительное и абсолютное в истине.

4. Роль практики в познании.

Наши рекомендации