Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Направление подготовки – «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки – «Психология и социальная педагогика»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным
образовательным стандартом высшего профессионального образования
Кострома
I. Пояснительная записка
Цели и задачи освоения дисциплины
История как самостоятельная отрасль гуманитарного знания занимает в социальной педагогике особое место: она составляет ее теоретический фундамент, обеспечивает формирование профессионального мировоззрения будущего социального педагога.
Обращение к истории способствует расширению знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе освоения базовой компоненты гуманитарного общепедагогического и специального образования, помогает формированию профессиональной культуры будущего специалиста социальной сферы.
История науки показывает обучающимся, как зарождалось то или иное направление социально-педагогической деятельности, как складывалось проблемное поле, научный аппарат в социальной педагогике, развивались социально-педагогические системы; совершенствовалась методика и технология воспитания подрастающих поколений на различных исторических этапах.
Анализ сложившихся подходов к решению проблем социализации детей, подростков, учащейся молодежи помогает студентам понять особенности влияния различных факторов на этот процесс на ранних этапах становления общественных отношений, в период развития социальных институтов в новое и новейшее время, на современной фазе социокультурного развития западноевропейской, русской и азиатской (восточной) цивилизаций.
Исходя из всего выше сказанного цель дисциплины (модуля) определяется, как формирование у студентов глубоких и прочных знаний об основных этапах, тенденциях и закономерностях становления и развития мирового социально-педагогического процесса, выработка умений и навыков междисциплинарного анализа феномена воспитания.
Задачами дисциплины (модуля) являются:
1. Вооружить студентов системой знаний и сформировать у них представления о теоретических основах и исторических предпосылках возникновения историко-педагогической деятельности, организации воспитательной работы.
2. Развить умения и навыки у будущих социальных педагогов анализа различных взглядов на теорию и методику социального (общественного) воспитания, их связей с меняющейся социокультурной ситуацией, заказом государства.
3. Сформировать у студентов понимание современного состояния и перспектив развития социально-педагогической теории и практики в России и за рубежом.
Следовательно, содержание дисциплины (модуля) включает освещение вопросов, касающихся генезиса общественного воспитания. Оно выполняет объяснительную, воспитательную и прогностическую функции, способствуя развитию умения переосмысливать социально-педагогическое прошлое и настоящее, прогнозировать в будущее.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «История социальной педагогики» относится к базовой части профессионального цикла, тесно связана с рядом предметов, изучаемых на разных ступенях обучения:
- с историей, дающей представление о всеобщих законах и этапах развития человеческого сообщества;
- с философией, в рамках которой будущие социальные педагоги знакомятся с основными категориями, с концепциями и идеями становления и развития человека, его жизненного цикла;
- с социологией, объясняющей принципы развития общества, роль его институтов в социализации человека;
- с культурологией, подчеркивающей связь моделей социального воспитания разных категорий населения с культурно-историческими процессами;
- с юриспруденцией, касающейся норм и правил общественного поведения, причин отклоняющегося поведения и способов его профилактики;
- с историей психологии, в которой рассматриваются вопросы развития психологической науки, зарождения психологических теорий, их сущности;
- с предметами профессионального цикла (педагогикой, психологией, историей образования и педагогической мысли, с социальной политикой), в которых раскрывается комплекс понятий, различные проблемы практики воспитания, воспитательные системы разных народов и различных эпох.
Все эти межпредметные связи позволяют сформировать целостное представление о сущности социально-педагогического процесса, характере социально- педагогической деятельности в прошлом и настоящем.