Тема 3. Понятие как форма мышления
Содержание
Введение
«Логика» относится к циклу ГСЭ дисциплин. Изучение дисциплины «Логика» направлено на формирование логической культуры мышления студентов, развитие навыков критического восприятия и оценки информации на основе владения принципами непротиворечивого логического мышления, знание основных логических законов, овладение приемами ведения полемики, дискуссии, диалога в профессиональной и научной деятельности, формирование умения правильного ведения доказательства и опровержения в повседневном общении, в профессиональной деятельности, в процессе дискуссий.
Аудиторная работа студентов включает в себя лекции и семинарские занятия, самостоятельная – подготовку студентов по теоретическим вопросам дисциплины и выполнение практических заданий.
В настоящих учебно-методических рекомендациях представлено тематическое содержание курса логики с указанием планов семинарских занятий, практических заданий к каждой теме и необходимой для подготовки литературы.
Структура и подбор тем семинарских занятий позволяют моделировать построение дисциплины соответственно объему учебного времени и профилю направления, в рамках которого она изучается. Практические задания подобраны с учетом специфики изучения логики студентами гуманитарных специальностей и направлений подготовки.
1. Тематика семинаров и задания
для самостоятельной работы студентов
Тема 1. Предмет и значение логики
Формальная логика как наука, ее предмет. Основные этапы формирования логической науки (античная логика, средневековая европейская логика, логика в Новое время, основные этапы развития отечественной логики). Логика традиционная и современная. Теоретическое и практическое значение логики. Понятие культуры мышления. Роль логики в профессиональной деятельности педагога.
План семинарского занятия
1. Логика как наука о законах и формах правильного мышления (предмет, задачи, основные функции логики).
2. Происхождение и первоначальные задачи логики. Основные исторические этапы развития логики.
3. Современные неклассические логики, их особенности и представители.
4. Теоретическое и практическое значение логики в профессиональной деятельности педагога.
Темы докладов
1. Логика в Древней Индии: специфика, основные проблемы.
2. Классическая формальная логика Аристотеля.
3. Роль Г. Лейбница в становлении математической логики.
4. Основные этапы становления отечественной логики.
Литература:2; 7; 15.
Тема 2. Логика и язык. Логическая грамматика
Язык как знаковая шифровая система. Логический анализ языка. Понятие об искусственном языке науки логики. Употребление переменных в логике: предметные, предикатные, пропозициональные. Язык логики высказываний. Язык логики предикатов.
План семинарского занятия
1. Язык как знаковая шифровая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные.
2. Логический анализ языка. Основные аспекты языка: семантика, синтаксис.
3. Семантические категории языка: дескриптивные и логические термины.
Темы докладов
1. Искусственные языки: история становления и особенности функционирования.
2. Формализованный язык логики: история создания, основные принципы построения.
3. Осмысленное и бессмысленное в естественном языке и в формальной логике.
Литература: 1; 2; 7; 11.
Тема 3. Понятие как форма мышления
Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Понятия пустые (с нулевым объемом) и непустые. Понятия различных уровней абстракции.
Логические отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.
План семинарского занятия
1. Логические приемы формирования понятий.
2. Содержание и объем понятия.
3. Виды понятий.
4. Отношения между понятиями.
Практические задания
1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
человек, архитектурный ансамбль, университет, ученик начальных классов, доброта, абсолютный ноль, забывчивость, электромагнитная индукция, популяция, социум, общественно-экономическая формация.
2. Определите отношения между понятиями и изобразите их в круговых схемах:
2.1. учащийся, младший школьник, студент, спортсмен;
2.2. собор, памятник архитектуры, крепость, Казанский собор;
2.3. метод, эксперимент, модельный эксперимент, формализация, теоретический метод;
2.4. животные, растения, млекопитающие, хищники, уссурийский тигр, органическая природа;
2.5. квантовая физика, гуманитарные науки, астрология, естественные науки, наука, физика;
2.6. строение, дом, деревянный дом, беседка, недостроенное строение;
2.7. спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, Луна, спутник Юпитера, Марс.
Литература:2; 6; 11; 13; 14.