Тема 2. понятие как форма мышления

Понятие – это мысль, в которой обобщаются такие признаки предмета, явления или некоторого их класса, которые позволяют выделить их из групп других пред­метов или явлений (классов предметов). Особое внимание следует уделить термину «предмет мысли», под которым в логике понимается все то, на что направлена мысль человека. Предметмысли - это не обязательно физические объекты, явления или события – то, что обозначают конкретные понятия. Мыслить можно отдельные свойства или отношения между объектами (упругость, выносливость), которые обозначают абстрактные понятия; и даже воображаемые, т. е. не существующие в реальности объекты (идеальный газ, леший и т. п.). Следует помнить, что предмет мысли принадлежит нашему сознанию, в то время как объект – реальной действительности. Предмет выражает сумму информации об объекте, т. е. наличие (положительные понятия) или отсутствие (отрицательные понятия) у него тех или иных признаков. Признаком называют все то, в чем предметы схожи между собой или отличаются друг от друга. При этом совокупность однородных предметов называются классами. Следует различать существенные признаки (без которых предмет помыслить невозможно) от несущественных (случайных в мыслимом предмете). При этом необходимо помнить, что существенные и несущественные признаки относятся к предметам мысли, а не к свойствам реальных объектов. Например, в понятии «человек» несущественными будут пол, возраст, национальность и другие индивидуальные признаки отдельных людей. Тогда как в понятии «блондинка» существенными будут половые признаки и цвет волос. Так же различаются общие признаки, имеющиеся у предметов других классов, и отличительные признаки, наличествующие только у отдельного класса предметов. Совокупность существенных (или иных) признаков, отражаемых данным понятием, называется его содержанием. По содержанию помимо абстрактных и конкретных, положительных и отрицательных понятий выделяют соотносительные, предмет которых мыслится через отношение к другому предмету (дочерью человек является по отношению к родителям), и безотносительные, предмет которых мыслится сам по себе, без учета его отношений с другими предметами; собирательные, предмет которых рассматривается как соединение отдельных предметов в единую структуру (семья, бригада, библиотека), и несобирательные, в которых предмет берется в своем изначальном единстве.

Таким образом, по содержанию понятия делятся на:

абстрактные конкретные
положительные отрицательные
соотносительные безотносительные
собирательные несобирательные

Вторая основная характеристика понятия – его объем. Объемом понятия называется множество (класс) предметов (элементов), которым присущи признаки, относящиеся к содержанию понятия. По объему понятия делятся на единичные, объем которых состоит из одного элемента; общие, содержащие два и более элементов, и пустые, не содержащие ни одного элемента. Причем следует различать фактически пустые понятия, предмет которых не имеет коррелята в физическом мире (баба Яга; идеальный газ; вечный двигатель), от логически пустых, предмет которых невозможно помыслить (круглый квадрат, честный жулик и т. п.). Логически пустые понятия обладают рассогласованным содержанием: одни признаки в них исключают наличие других признаков (например, честность исключает возможность обманывать).

Две основные характеристики понятия – содержание и объем находятся в неразрывной связи: объем является функцией содержания: определенные признаки очерчивают определенный объем. Поэтому при изменении одной из характеристик неизбежно меняется и вторая. Подобная взаимосвязь регулируется законом обратного отношения между содержанием и объемом понятия, согласно которому расшире­ние содержания некоторого понятия влечет за собой умень­шение его объема, а объема расширение понятия ведет к сужению его содержания. Например, если к признакам студента (человек + учащийся + учащийся ВУЗа или среднего специального заведения) добавить еще один признак (по специальности педагогика), то количество мыслимых предметов резко уменьшится.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое предмет мысли и признак предмета?

2. Какие признаки образуют содержание понятия?

3. Что такое объем понятия?

4. Каков механизм функционирования закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия?

ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ПО ОБЪЕМУ

И ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

Следует помнить, что понятие – это инструмент мышления. Для тех или иных целей мыслимая реальность разбивается на определенные предметные области, составляющие объемы соответствующих понятий. При этом в ходе рассуждения необходимо знать, как эти объемы соотносятся между собой.

Понятия могут быть сравнимые, если их содержание имеет общие признаки (например, трамвай и троллейбус содержат признак быть общественным транспортом), и несравнимые, т. е. не имеющие общих признаков (троллейбус и мужество). В свою очередь, среди сравнимых понятий выделяют совместимые, объемы которых полностью или частично совпадают (дерево и дуб), и несовместимые, не имеющие общих элементов (дуб и береза). Для наглядности отношения между понятиями по объему обозначаются с помощью круговых схем Эйлера, где круг символизирует объем определенного понятия.

Существует три вида отношения между совместимыми понятиями: равнозначность, при которой объемы понятий полностью совпадают (все А есть В и все В есть А), например, студент и человек обучающийся в ВУЗе; подчинение, где объем одного понятия полностью включается в объем другого, составляя его часть (все В есть А, некоторые А есть В и некоторые А не есть В), например, учащийся и студент. В отношении подчинения находятся родовое понятие (обладающее большим объемом) и видовое понятие (объем которого включен в объем родового понятия); в нашем примере родовым будет понятие «учащийся», а видовым – «студент». Пересечение, т. е. частичное совпадение объемов понятий (некоторые А есть В, некоторые А не есть В; некоторые В есть А, некоторые В не есть А), например, студент и спортсмен.

Между несовместимыми понятиями тоже существует три вида отношений: соподчинение – отношение между однопорядковыми видами какого-либо рода (отношение между понятиями В и С, где все В есть А, все С есть А, некоторые А есть В, некоторые А есть С, некоторые А не есть В, некоторые А не есть С и ни одно В не есть С), например, студент (В) и школьник (С) по отношению к понятию учащийся (А); противоположность – частный случай соподчинения, при котором видовые понятия противопоставляются по какому-либо признаку: например, младенец и старик; противоречие, при котором выделенные видовые понятия взаимоисключают друг друга, а сумма их объемов исчерпывает объем родового понятия: например, студент и не студент. Умение соотносить объемы понятий между собой поможет избежать ошибок, связанных с неверным оперированием понятиями.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как различить сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые понятия?

2. Каковы виды совместимых понятий; что такое род и вид?

3. Каковы виды несовместимых понятий, что такое однопорядковые виды?

ТЕМА 4. ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

В ходе рассуждения часто требуется уточнять особенности содержания и объема понятий. Для этого необходимо уметь правильно производить операции с понятиями.

Для точного использования понятий существует операция определения (дефиниции). Определение понятия - это логическая операция, позволяющая установить содержание понятия, т. е. вы­делить, отличить некоторый объект от других объектов или установить значение какого-либо знакового выраже­ния (термина). Нужно помнить четыре основных правила определения:

1) Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяемого понятия должен быть равен объему, на который указывают перечисленные в определении признаки;

2) определение не должно содержать в себе «круга», т. е. не должно определяться через самого себя (например, физик – это человек, занимающийся физикой);

3) определение должно быть ясным и недвусмысленным: это правило запрещает использовать в определении метафоры (архитектура – это застывшая музыка), сравнения или неизвестные слова;

4) определение не должно быть отрицательным (кроме определения отрицательных понятий), например, студент – это не школьник.

Среди большего разнообразия видов и способов определения выделяют: классическую дефиницию. Это определение, при котором устанавливаются сначала признаки, позволяющие отне­сти тот или иной объект (класс объектов) к некоторому родовому понятию, а затем указать его специфические признаки (видовые отличия). Например, термометр – это прибор для измерения температуры, где измерительный прибор – родовой признак, а измерение температуры – видообразующий признак, позволяющий выделить термометр из совокупности измерительных приборов.

Другой важной операцией является деление понятий – логическая операция, при которой объем некоторого понятия распределяется по группам (подмножествам), называемым членами деления, в зависимости от какого-либо признака — основания де­ления. Члены деления при этом являются соподчиненны­ми понятиями. Умение правильно делить понятие необходимо при аналитических процедурах, систематизации и классификации. При делении понятий нужно соблюдать следующие правила:

1) деление должно быть соразмерным, т. е. сумма членов деления должна соответствовать объему делимого понятия;

2) деление должно производиться по одному основанию;

3) выделенные члены должны исключать друг друга;

4) выделенные члены должны быть однопорядковыми, т. е. находиться друг с другом в отношении соподчинения.

Иногда смешивают операцию деления понятия и мысленным членением целого на части, что является грубой логической ошибкой. Для различения этих операций нужно следить, применимы ли к выделенным видам родовые черты делимого понятия: например, среди людей различают мужчин и женщин – деление понятия человек, так как и мужчины, и женщины являются людьми.У человека различают голову, конечности и т. п. – мыслительное членение предмета понятия: ни голова, ни другие части тела сами по себе человеком не являются.

Существуют также обобщение понятия – мыслительная опера­ция, при которой осуществляется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом: этот переход проводится путем уменьшения содержания дан­ного понятия; и обратная ей операция ограничения понятия, при которой переходят от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. При этом содержание понятия расширяется. Примером обобщения понятия студент является учащийся и далее человек; а ограничения – студент КГУФКСТ и далее – студент КГУФКСТ , 1-го курса магистратуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое определение и каковы его основные правила?

2. Каковы структура и разновидности определения?

3. Что такое деление понятия и эта операция отличается от мысленного членения предмета?

4. Каковы правила деления понятий и характерные ошибки их нарушения?

5. Каковы механизмы ограничения и обобщения понятий?

Наши рекомендации