Синкретизм искусств в игре в резинки
Как мы видим, уникальность игры в Резинки заключается в том, что это не просто подвижная игра, она включает в себя прототипы временных, пространственных, пространственно-временных искусств и их видов1 . Это спортивно-хореографическое, изобразительное (графика), словесное, театральное творчество. Однако искусства и спорт как таковые в игре еще не оформились и присутствуют здесь в синкретичном, аморфном виде. Как правило, синкретизм проявляется в виде сплетений лишь части этих праискусств, но в некоторых случаях эти сплетения могут включать в себя и все праискусства, присущие данной игре. При этом одно из них может сплетаться с одним или несколькими другими одновременно или по очереди, в результате чего игру можно представить в виде многомерного пространства.
Присутствует здесь и нормативный аспект (правила игры), который регулирует процессы творчества в сфере искусств. Этот аспект рассматривается в другой моей работе.
Особый интерес вызывают логические основы построения элементов в движениях, но они требуют особого рассмотрения.
Основным в этом множестве сплетений является сплав спортивно-хореографического и изобразительного аспектов. Он присутствует на протяжении всей игры, являясь ее основой, причем во всех территориальных и временных разновидностях. Рассмотрим его подробнее.
I. Наличие разных уровней сложности в игре, использование резинок, которые можно принять за спортивное орудие, соревновательный принцип (как только один пропадает, в игру вступает другой) - все это признаки спортивной игры.
В то же время спортивный аспект в Резинка находится в такой тесной связи с хореографическим, что порой даже трудно провести границу между ними.
1. Прыжки и другие движения имеют здесь больше хореографическую, нежели спортивную природу. Они часто напоминают танцевальные движения, например: скольжение на носках, повороты на носках, скрещивания ног и т.д.
Интересно наличие в игре одного специфического приема, свойственного не просто хореографическому, а балетному творчеству. Это прыжки с поворотом на 360 и 540 градусов. Совершив такой прыжок, надо приземлиться не как попало, а именно в исходное положение, чтобы одна нога стояла на одной, а другая - на другой резинке. Иногда эти прыжки совершаются на одной ноге. Такой прием характерен для города Ижевска.
2. Движения в Резинках, как и в танце, имеют ритмическую организацию и определенную композицию.
3. В Резинках, как и в хореографии, может быть и сольное, и ансамблевое исполнение. Аналогичный принцип командной и одиночной игры характерен и для спорта.
4. Как в любом танце, движения в Резинках создают узор. Не случайно М. Каган в своей книге "Морфология искусства" рассматривает танец как "оживший орнамент" .
II. Этот аспект хореографии теснейшим образом связан с другим компонентом этогоплава - изобразительным. Он здесь присутствует не просто как часть спортивно-хореографического аспекта, не просто как танцевальный узор, а приобретает большую самостоятельность. Это достигается за счет использования резинок. Они здесь выполняют функцию линий, с помощью которых моделируются рисунки, как абстрактные, так и вполне конкретные.
Однако резинки в отличии от линий, являются предметом, а значит и формы, которые создаются с их помощью, становятся предметными. Таким образом, возникает своеобразная скульптурная графика. В этой связи вспоминается определение жонглирования как "танца вещей", данное М. Каганом . К игре в Резинки это определение подходит еще в большей степени.
Следующей особенностью графики Резинок является наличие в ней временного измерения. Изобразительное искусство относится к пространственным, статичным видам искусств. Наши же графопостроения являются пространственно-временными, это картинки во времени. Они появляются и тут же изменяются, исчезают, появляются вновь. Разворачиваясь во времени, они приобретают свойства всех временных искусств: ритмическую организацию и определенную композицию.
Графический аспект, являясь относительно самостоятельным, в то же время воздействует на хореографический орнамент, делая его более зримым и вещественно закрепленным. В Резинках имеется строго ограниченное пространство, очерченное резинками, которые образуют своеобразный каркас игры. Кроме того, движения строго соотносятся с положением резинок и подчеркиваются изменением их положения. Это приводит к тому, что орнамент движений в Резинках более строг в сравнении с орнаментом танца. В танце нет пространственных ограничений и каких-либо внешних ориентиров, поэтому орнамент является более размытым и неопределенным.
Кроме основных аспектов, составляющих основу игры, есть и другие, которые играют здесь большую роль, являясь при этом относительно независимыми и не всегда обязательными.
III. Широкое применение в игре находит словесный текст. С одной стороны, он применяется для обозначения игр, движений и правил.Резинки чрезвычайно богаты терминами и устойчивыми выражениями. В этой сфере словесный текст относительно самостоятелен и не включается в саму ткань игры. Движения могут называться или нет, правила могут употребляться или нет.
С другой стороны, в большинстве случаев, названия движений являются не только терминами, существующими отдельно от движений, но и текстом, произносимым во время исполнения движения и неразрывно связанным с ним.
Слова здесь произносятся по слогам. Их ритмическая организация находится в тесной связи с ритмом танца и графики. Иногда данные слова подбираются так, чтобы количество слогов данного слова соответствовало ритмической организации данного движения. Случается так, что название движения не соответствует ритмической структуре этого движения. В этом случае во время его исполнения произносится другой текст.
Такой сплав слова, хореографии и графики, в котором эти компоненты находятся в ритмическом единстве, напоминает нам сплав музыки и слова, образующий песню. В этой связи интересна более частная аналогия с народной протяжной песней - это наличие словообрывов в движении Бананы ( Ба…, бана…, бананы) .
IV. Другой аспект этой игры - театральный. Здесь меняется поведение игроков, которые могут уподобляться предметам и их действиям. Например, в Мячиках выполняются те же движения и в том же порядке, только в перерывах между движениями нужно прыгать на месте, как мячик, без остановок весь кон.
Итак, в этой игре мы находим необыкновенные сочетания свойств разных искусств, такие сочетания, которые не свойственны искусству в его развитых формах.
Чрезвычайно интересен сплав спортивно-хореографического, изобразительного и словесного творчества. Каждый из этих аспектов имеет ритмическую организацию и находится в ритмическом единстве с другими аспектами. Хореография и слово обычно существуют в сочетании с музыкой. Здесь же музыка отсутствует, но как бы в компенсацию этого, образуется очень необычный трехкомпонентный сплав хореографии, слова и изобразительного искусства.
Еще один необычный момент - это то, что изобразительное искусство здесь "овременяется", образуя зачаток до сих пор неизвестного вида искусства.
1Так как искусства, в их оформленном виде, здесь не присутствуют, введем рабочий термин праискусство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В будущем хотелось бы собрать больше игр нашего и других регионов, узнать их структуру, сходства, различия, процесс развития игры во времени. Очень интересно узнать о времени и месте происхождения резинок.
Обращение к современной детской традиционной культуре позволяет лучше понять закономерности развития детской психологии, успешнее решать педагогические задачи.
Список терминов
Английские | Новые Пешеходы |
Бананы | Огонь тушить |
Будки - незабудки | Огуречики |
Буратино | Однёрки |
Вертушки | Одноножка |
Волков пугать | Палочка-выручалочка |
Восьмёрки | Папа-Карло |
Вперёд батьки не лезь | Первая Лапша |
Вторая Лапша | Первые |
Вторые | Перелётики |
Выручать | Перепрыгнуть |
Выручать по шестёркам | Пешеходы |
Выскользки | Пеши |
Глобусы | Пешки |
Годики | Пиратики |
Гробики | Платочки |
Двушки | Пожарки |
Девятки | Помидорчики |
Десятки | Пузырики |
Десяточки | Пятёрки |
Жильда | Пятые |
Забывки | Распрыжки |
Зайцы | Резинки |
Зацеп | Ризи |
Зацепки | Ризики |
Земля горячая | Рыбы |
Камень катится | Северные |
Кащейка | Семерки |
Конфетка | Слепые |
Кофе - Какао | Смешилки |
Лапша | С поворотиком |
Лисички | Старенькие |
Мальвина | Точка - точка - запятая |
Матрасы | Третьи |
Машина едет | Трёшки |
Мешалки | Узкие |
Микки-Маус - стоп | Утюгом гладить |
Море(останавливать, обходить, перешагивать) | Четвёрки |
Морковка | Четвёртые |
Московские | Чипполлино |
Мячики | Шестёрки |
Немецкие | Шестые |
Шкурка |
УКАЗАТЕЛЬ ЗНАКОВ
Основные знаки
- левая нога.
- правая нога.
- резинки.
<- "верхняя" резинка. | |
<- "нижняя" резинка. | |
- нога под резинкой. - нога на резинке.
Основные комбинации ног и резинок при стабильном положении резинок: